Преобразование треугольника резисторов в эквивалентную звезду
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Опытным путем проверить формулы преобразования. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Простая электрическая цепь рассчитывается методом свертывания. Если же схему невозможно свернуть - пользуются методом преобразования: треугольник сопротивлений преобразуют в эквивалентную звезду или наоборот. Треугольником называется соединение, при котором конец первого элемента соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, конец третьего – с началом первого и эти точки соединяются с питающими проводами. Соединение, при котором концы трех элементов соединяются в одной точке, а начала с питающими проводами называется звездой. Треугольник и звезда считаются эквивалентными, если токи в питающих проводах одинаковы. Формулы перехода от треугольника к звезде: RA = RAB * RCA /(RAB + RBC + RCA); RB = RAB * RBC / (RAB + RBC + RCA); RC = RBC * RCA / (RAB + RBC + RCA). Формулы перехода от звезды к эквивалентному треугольнику: RAB =RA + RB + RA * RB / RC; RBC = RB + RC + RB * RC / RA; RCA = RC + RA + RC * RA / RB; ПЛАН РАБОТЫ 1Ознакомиться с оборудованием, электроизмерительными приборами, схемой включения их в цепь. 2 Записать технические данные приборов. 3 Собрать электрическую цепь по схеме изображенной на рисунке 1 и дать проверить ее преподавателю.
PA1, PA2, PA3 - амперметры до 1А Э-365; RAB, RBC, RAC - магазины сопротивлений (величины сопротивлений задаются преподавателем.); R1- реостат на 30 Ом; R2 - сопротивление на стенде R. Рисунок 1- Схема электрическая принципиальная
4 Снять показания амперметров и записать их в таблицу. 5 Рассчитать сопротивления лучей эквивалентной звезды и записать их в таблицу 1 6 Установить на магазинах сопротивлений рассчитанные сопротивления лучей эквивалентной звезды.
Таблица 1 – Результаты опытов
7. Собрать электрическую цепь по схеме изображенной на рисунке 2 и дать проверить ее преподавателю.
Рисунок 2 - Схема электрическая принципиальная
8. Убедиться, что показания амперметров, A1, A2, A3 не изменились, записать их в таблицу 1 В процессе выполнения работы величины сопротивлений R1 и R2 не менять. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Когда пользуются методом преобразования треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду? (или звезды в эквивалентный треугольник) 2 Какое соединение называется соединением в треугольник? 3 Какое соединение называется соединением в звезду? 4 Почему в работе треугольник сопротивлений заменяется звездой? 5 Докажите, что звезда сопротивлений эквивалентна треугольнику. 6 Приведите формулы преобразования треугольника сопротивлений в звезду. 7 Приведите формулы перехода от звезды к эквивалентному треугольнику. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6 Проверка законов Кирхгофа
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Опытным путем проверить первый и второй законы Кирхгофа. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Первый закон Кирхгофа: Сумма токов притекающих к узлу равна сумме токов вытекающих из этого узла. Второй закон Кирхгофа: Во всяком замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на отдельных элементах этого контура. Примечания 1 Алгебраическая сумма – это сумма с учетом знака. 2 За положительное значение ЭДС принимают ЭДС, направление которой совпадает с произвольно выбранным направлением обхода контура. 3 За положительное направление падения напряжения, принимают падение напряжения на участке, где направление тока совпадает с произвольно выбранным направлением обхода контура.
Узел – это точка соединения 3 или более ветвей электрической цепи. Ветвь – это участок электрической цепи, состоящий из одного или нескольких, последовательно соединенных элементов, по которым протекает одинаковый ток, участок, заключенный между двумя узлами. Контур – это замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям электрической цепи. ПЛАН РАБОТЫ 1 Ознакомиться с оборудованием, электроизмерительными приборами и схемой включения их в цепь. 2 Записать технические данные приборов. Собрать электрическую цепь по схеме, изображенной на рисунке 1, и дать проверить ее преподавателю. K1, K2 – ключи SA 2 и SA3 на стенде PA1, PA2, PA3 -амперметры до 1А Э-365; R1, R2, R3 -сопротивления Рисунок 1- Схема электрическая принципиальная
4 Замыкая поочередно ключи 2 и 3, затем совместно, замерить токи во всех ветвях и падения напряжений на всех участках. 5 Замерить ЭДС источников и определить сопротивление резисторов по закону Ома, 6 Показания приборов записать в таблицу 1
Таблица 1 – Результаты опытов
7 Записать I и II законы Кирхгофа для всех контуров и узлов электрической цепи. 8 Подставив в уравнения значения токов, сопротивлений, ЭДС, проверить правильность законов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Сформулируйте первый закон Кирхгофа. 2 Сформулируйте второй закон Кирхгофа. 3 Что называется контуром электрической цепи? 4 Что называется ветвью эл. цепи? Сколько ветвей в данной схеме при замкнутых ключах? 5 Что такое узел эл. цепи? В каком опыте появляются узлы в данной схеме? 6 Сколько контуров образуется в данной цепи при замыкании двух ключей? 7 Каким должно быть соотношение токов I1 и I3 при замыкании ключа К1? Проверьте по результатам первого опыта. 8 Каким должно быть соотношение токов I2 и I3 при замыкании ключа К2? Проверьте по результатам второго опыта. 9 Как можно замерить величину ЭДС источника?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7 Четырехполюсник
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Определить зависимость между входными и выходными токами и напряжениями четырехполюсника. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Четырехполюсником называется часть эл. Цепи, имеющая два входных и два выходных зажима. Если между входными и выходными зажимами четырехполюсника нет источников питания, такой четырехполюсник называется пассивным. Четырехполюсники бывают Т-образными и П-образными. Между входными и выходными параметрами четырехполюсника существует жесткая связь, которая описывается уравнениями четырехполюсника: U1 = AU2 + BI2, I1 = CU2 + D где A = U1XX / U2XX; B = U1КЗ / I2КЗ; C = I1XX / U2XX ; D = I1КЗ /I2КЗ; Следует проверить равенство: AD – BC = 1
ПЛАН РАБОТЫ: 1Ознакомиться с оборудованием, эл. измерительными приборами и схемой включения их в цепь. 2 Записать технические данные приборов. 3 Собрать электрическую цепь по схеме изображенной на рисунке 1 для испытания четырехполюсника и дать проверить ее преподавателю.
R1, R2 - сопротивления на стенде; RP - реостат до 30 Ом; PА1; PA2 - амперметры до 1А Э-365; V - вольтметр до 30В (мультиметр –DCV-200) SA2 – ключ 2, 3 или 4 на стенде Рисунок 1- Схема электрическая принципиальная
4 Провести опыты холостого хода (при разомкнутом ключе SA2); и короткого замыкания четырехполюсника (при замкнутом ключе SA2).
Таблица 1 – Результаты опытов
6 Определить постоянные четырехполюсника и записать результаты вычислений в таблицу 2 Таблица 2 – Результаты опытов
7 Включить на место ключа сопротивление R3 на стенде, измерить токи и напряжения. 8 Определить входные токи и напряжения по известным выходным, через постоянные четырехполюсника. Вычисления записать в таблицу 3
Таблица 3 – Результаты опытов
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Что называется четырехполюсником? 2 Как взаимосвязаны входные и выходные параметры четырехполюсника? 3 Что такое А, В, С, Д? 4 Какими свойствами обладают коэффициенты четырехполюсника? 5 Какой четырехполюсник называется пассивным? 6 Какие разновидности схем четырехполюсников Вам известны? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8 Режимы источника ЭДС
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Выяснить зависимость напряжения источника от режимов его работы. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Источник эл. энергии может работать в режиме генератора и в режиме потребителя (зарядка автомобильного аккумулятора). Если источник работает в режиме генератора, то E = U + U0 Если в режиме потребителя E = U – U0 ПЛАН РАБОТЫ 1 Ознакомиться с оборудованием, электроизмерительными приборами и схемой включения их в цепь. 2 Записать технические данные приборов. 3 Собрать эл. цепь по схеме изображенной на рисунке 1 и дать проверить ее преподавателю. PV - вольтметр до 15В; R1, R2 - реостаты по 30 Ом: Е - источник ЭДС (щелочные аккумуляторы) П - переключатель режимов работы источника ЭДС SA1 на стенде К - ключ в цепи источника ЭДС (SA2,SA3 или SA4 на стенде) Рисунок 1- Схема электрическая принципиальная
4 Измерить ЭДС источника, для чего замкнуть ключ (К) переключатель (П) должен находиться в нейтральном положении. 5 Исследовать работу источника ЭДС в режиме генератора. Электрическая цепь отключена от сети а)поставить движок реостата R2 так, чтобы сопротивление реостата было наибольшим (реостат введен); б) переключатель П поставить в положение 2 и замкнуть ключ К; в) увеличивая ток с помощью реостата R2, записать показания приборов в таблицу 1
Таблица 1 – Результаты опытов
6. Исследовать работу источника ЭДС в режиме потребителя: - разомкнув ключ К и поставив переключатель П в положение 1, установить потенциометром R1 напряжение, равное ЭДС источника; электрическая цепь подключена к сети; - замкнув ключ К, убедиться, что тока в цепи нет; Таблица 2 – Результаты опытов
7 Построить график зависимости напряжения на зажимах источника от тока, считая ток при работе источника генератором - положительным. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 В каком положении должен быть движок реостата, чтобы сопротивление R2 было наибольшим? (в верхнем или в нижнем?) 2 Чему численно равна ЭДС источника? 3 В каком случае источник работает в режиме потребителя? 4 Как определяется ток в цепи при встречном включении источников? 5 Какое направление тока считается положительным? 6 Что такое сопротивление внутреннего участка цепи? 7 Почему амперметр включается в цепь последовательно, а вольтметр параллельно? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|