Понятие и методологические основы разработки имиджа преподавателя
ПЛАН
Введение 1. Понятие и методологические основы разработки имиджа преподавателя 2. Формирование имиджа преподавателя 3. Влияние имиджа Вуза на имидж преподавателя Заключение Список использованной литературы
Как из ряда слов составляется речь, Из совокупности теней - определенные образы, так из массы постигнутых фактов, состоящих в связи друг с другом, рождается знание в его возвышенном, лучшем смысле. А.М. Бутлеров
Введение
Изменившаяся социально экономическая и политическая ситуация в РК повлекла за собой изменения как в жизни социальных групп, так и в жизни отдельно взятого человека. Поворот к личности как центру общественной системы предопределил рост значимости человеческой индивидуальности. Ярко выраженную социальную значимость приобретают особенности человека, его способности, профессиональная подготовка, восприимчивость к нововведениям, готовность к творческому поиску и контакту. Необходимость формирования нового стиля социального поведения, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением как имидж и вызывает настоятельную потребность в изучении условий и механизмов его возникновения и функционирования в обществе. По объему и содержанию понятие имидж стало междисциплинарным, формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех и успешность любой деятельности.
В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
Понятие и методологические основы разработки имиджа преподавателя
Понятие "имидж" от (лат. imago - образ, от англ. image - образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологии. В отличие от самого понятия «имидж», которое сформировалось недавно, имидж, как явление общественной жизни, существовал, вероятно, на всех этапах развития человеческого общества. Косвенным подтверждением того, что забота о подобающем имидже была присуща человеку в разные эпохи, могут служить сохранившиеся прозвища исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Филипп IV Красивый. Каждая эпоха создает некий набор типических имиджей, в которых кристаллизует свою сущность. Немецкий исследователь XIX века Э. Фукс подчеркивал, что общество отражает себя «не только в идеологиях, философии, науке, системах права,... но и в правилах поведения и в своих представлениях о телесной красоте...». Большой интерес для современной имиджелогии представляет теория основоположника гуманистической психологии Абрахама Маслоу, который создал иерархию базовых человеческих потребностей. К ним он отнес физиологическую потребность, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, а также потребность человека в признании и самоактуализации. Он считал неоспоримым тот факт, что каждый человек нуждается в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо одобрение окружающих и возможность уважать самого себя. Очень важными являются также желания и стремления человека, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уверенности и свободы.
Л. Маслоу выделяет потребность человека в репутации или в престиже, которые понимаются как уважение окружающих, завоевание статуса, внимания, признания заслуг, славы. Заметим, что достижение всех этих социально значимых категории невозможно без создания адекватного, положительного оцениваемого имиджа, соответствующего ожиданиям и представлениям окружающих. Проблемам социальной идентификации уделил внимание и 3. Фрейд. Он связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Деление людей на «своих» и «не своих», стремление быть узнаваемым для своих и принятым в их круг[1]. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии, как новой отрасли знания. Несмотря на то, что основоположник отечественной имиджелогии В.М. Шепель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее, основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога и особенно преподавателя высшей школы, его функциям, структуре и особенностей формирования в настоящее время нет. Но в целом, стоит отметить важно следующих тезисов: 1) Имидж преподавателя высшей школы является гармоничной совокупностью внешних и внутренних характеристик, составляющих его структуру, включает типические и индивидуальные черты и определяет готовность и способность преподавателя к взаимодействию с субъектами образовательного пространства. 2) Структура имиджа является основой для построения динамической модели имиджа преподавателя, включающей в себя ядро имиджа (природный компонент), внутренний уровень (личностный, профессиональный, поведенческий компоненты) и внешний уровень (визуальный, аудиальпый, ольфакторный, кинестетический компоненты), при доминирующем влиянии профессионального компонента. 3) Формирование имиджа преподавателя высшей школы - поэтапный процесс, эффективность создания которого обусловлено рядом условий: 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру; 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа; 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем, 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя; 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя, 6) овладение педагогом приемами самопознания и самооценивания, а также навыками самоимиджирования и проектирования индивидуального имиджа; 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа; 8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.
4) Эффективному формированию имиджа преподавателя вуза способствует использование в этом процессе типологии имиджа преподавателей, позволяющей определить наиболее подходящий типаж и реализовать или изменить свой первичный имидж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|