Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ

Введение                                                                                              3

     

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ                        6

1.1 Сущность и функции налогов                                                                 6

1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ                 10

1.3 Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах          12

 

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов с физических                                   лиц                                                                                                  16

2.1 Налог на доходы с физических лиц                                                      16

2.2 Налог на имущество с физических лиц                                                42

2.3 Земельный налог с физических лиц                                            50

2.4 Налоговый контроль и применение финансовых санкций                    52

 

Заключение                                                                                          56

 

Список использованной литературы                                             59

 

Приложения

                 

 


Введение

 

Пытаясь перейти к рыночной экономике наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции (9).

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

 В этом отношении, объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России, является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу (19).

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство и разорение. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе было бы трудно понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

 На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и странами с минимальными ставками, далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

 Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.

     Таким образом, уплата по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования.

Как и другие налоги, налогообложение физических лиц является ведущим звеном в налоговой системе страны.

Целью исследования дипломной работы является рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения (налог на доходы с физических лиц, налог на имущество с физических лиц, налог на имущество переходящего в порядке наследование и дарения, земельный налог). Для достижения цели основными задачами являются: рассмотрение развития и социальных аспектов налогообложения физических лиц, изучение налогообложения физических лиц, определение путей совершенствования налогообложения физических лиц.

 

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ

1.1 Сущность и функции налогов

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... “. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами (11).

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

 

Таблица 1.

Состав и структура налогов с физических лиц уплачиваемых в бюджет Николаевского района.

 

п\п

Содержание

2000 г

2001г

Отклонения

сумма тыс. руб. в % к итогу сумма тыс. руб. в % к итогу (+; -) к 2000 г. в % к 2000г.
1. Налог на доходы физических лиц 3020,3 75,4 5014,7 77,6 +1994,4 166,0
2. Налог на имущество физических лиц 320,8 8,0 549,5 8,5 +228,7 171,3
3. Налог на имущество переходящего в порядке наследования и дарения 55,5 1,4 77,1 1,2 +21,6 138,9
4. Налог на землю 610,5 15,2 821,3 12,7 +210,8 134,5
  Итого: 4007,1 100 6462,6 100 +2455,5 161,2

 

Из данных таблицы видно, что сумма налогов с физических лиц в 2001 г. составила 6462,6 тыс. руб., что на 2455,5 тыс. руб. больше, чем в 2000 г. В структуре налогов, наибольший удельный вес имеют налоги на доходы физических лиц, они составляют в 2000 и 2001 г.г. соответственно 75,4 % и 77,6 % от общей суммы налогов.

Налог на доходы физических лиц играет значительную роль при формировании районного бюджета. Сумма собственных доходов районного бюджета в 2000 г. составила 6764,5 тыс. руб., в 2001 г. 10202,7 тыс. руб., из них сумма налогов с физических лиц в 2000 г. составила 3020,3 тыс. руб. или 44,6 % в 2001 г. 5014,7 тыс. руб. или 49,2 %. Общая сумма налогов с физических лиц в сумме доходов районного бюджета составила в 2000 г. 59,2 %; в 2001 г. 63,3 %.

 

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:    

1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного       (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых

 

органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия (22).

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

    1.3. Опыт налогообложения физических лиц в развитых странах.

 

При оценке проектов и отдельных предложений по совершенствованию налогообложения физических лиц, которые вносятся в законодательные органы и органы исполнительной власти, необходимо учитывать опыт налогообложения как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Изучение налогового законодательства развитых стран Запада показывает, что применяемые там налоги являются одним из важнейших рычагов государственной политики, которая позволяет направлять развитие экономики в условиях рынка. Налоги в промышленно развитых странах не являются только средством формирования доходов бюджета. Наряду с другими мерами налоговая система используется государством на развитие экономики.

Налоги с физических лиц в развитых странах подразделяются на личные и реальные. Личными налогами облагаются только доходы населения. Личные налоги взимаются исходя из финансового положения налогоплательщика и его платежеспособности.

Реальные налоги устанавливаются на виды деятельности или на товары (как вещи), то есть на продажу, покупку или владения имуществом (собственность), независимо от индивидуальных финансовых обязательств. Реальными налогами могут также облагаться физические лица.

Различают налоги прямые и косвенные (или налоги на потребление). Такое подразделение во многом носит приблизительный характер. Предполагается, что прямые налоги взимаются с доходов физических лиц, косвенные - предназначены для переложения бремени на конечных носителей. Поэтому личные налоги считаются прямыми, а большинство реальных налогов- косвенными.

Общепринятое деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой – расходов. Граница между ними условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Очевидно, что классификация прямых и косвенных налогов несколько условна, чего нельзя сказать о самой системе прямого косвенного обложения, которая реальна и действует постоянно.

Система прямого налогообложения (подоходный налог, взносы рабочих в фонды социального страхования) и система косвенных налогов (налоги на потребление) в разных странах выглядят следующим образом: прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, а косвенные – во Франции и Италии. Уравновешенную структуру имеют Италия и Германия, произошло повышение роли прямых налогов в Германии, Канаде, Японии и США, а косвенных – в Италии.

Самая главная черта налогообложения граждан всех стран Запада - это то, что во всех этих странах основной статьей доходов бюджета является подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, то есть распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида:

- "валовой", то есть общая сумма доходов из любых источников;

- "очищенный доход", то есть валовой доход за вычетом расходов и стандартной скидки;

- "облагаемый доход", то есть очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен 2000 долларов).

Ставки подоходного налога штатов обычно не достигают низших ставок федеральных и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии.

Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога.

Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует две системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15,3 процентов. Я считаю, что этот налог (в его американской форме) необходим сейчас в России, так как при переходе к рынку в нашей стране появилось множество безработных и незащищенных пенсионеров (20).

В налоговой системе Франции подоходный налог составляет 18,1 процентов доходов бюджета. Он стоит на втором месте после НДС. В основном налоговая система Франции похожа на систему США. Отличия небольшие: налоги на социальное страхование здесь уплачивают только трудящиеся (а у нас в стране – только работодатели), к тому же здесь присутствует так называемый профессиональный налог, который уплачивают лица, работающие, но не вознаграждаемые заработной платой. Данный налог привлек мое внимание потому, что сейчас наши граждане ищут все новые пути для заработка денег, а государство еще не может уследить за всеми работами, поэтому нам может пригодиться в данной ситуации профессиональный налог.

В Германии подоходный налог также является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5 процентов поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5 процентов - бюджет соответствующей земли (района), 15 процентов - в местный бюджет. Ставки подоходного налога здесь также прогрессивные. Западный опыт может только помочь найти свои пути решения проблем, но не более (21).


   Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов с физических лиц

     2.1 Налог на доходы физических лиц

      Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ, введенной в действие с 1 января 2001г. Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”.  Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации (далее - налогоплательщики). Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (27).  К физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии со статьей 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.  С учетом положений статей 226, 227 и 228 главы 23 части 2 Кодекса, исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится: - российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, - по суммам таких доходов; - физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; - частными нотариусами, частными охранниками и частными детективами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности; - физическими лицами, получившими вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, -по суммам названных доходов; - физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - по суммам таких доходов; - физическим лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - по суммам таких доходов.  Исчисление налоговой базы налоговыми агентами - российскими организациями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации производится на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.   Данные по результатам деятельности предприятия показывают, что с увеличением полученного дохода на предприятии в 2001 году в 2,2 раза по сравнению с 2000 годом и изменением в сторону увеличения налоговых вычетов в 2001 году в 1,6 раза общая сумма облагаемых годовых доходов в 2001 году увеличилась в 3,8 раза. За счет увеличения облагаемой суммы, исчисленная сумма налога увеличилась на 19173 руб. или в 4,2 раза по отношению к 2000 году, что способствует пополняемости районного бюджета.  Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (18). Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (форма №1-НДФЛ “Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц”).  Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных суммах налога, выдаваемых налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям по форме 2-НДФЛ “Справка о доходах физического лица”, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению (приложение 1).  По применению пункта 3 статьи 210 Кодекса можно привести следующий пример: Пример. Работнице организации, не состоящей в зарегистрированном браке (разведенной, вдове, одинокой матери) имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, ежемесячно начисляется заработная плата в сумме 1500 рублей. При определении размера налоговой базы работница имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором ее доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20 000 рублей: - в размере 400 рублей в соответствии с пп.3 п.1 ст.218 части 2 Кодекса; - в размере 600 руб. на каждого ребенка, всего на сумму 1200 руб. (600руб. х 2) на основании пп.4 п.1 ст.218 части 2 Кодекса. Поскольку доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превышает 20 000 руб. (1500руб. х 12мес. = 18 000руб.), работница вправе ежемесячно получать стандартные налоговые вычеты в общей сумме 1600 руб. (400руб. + 1200руб.). Ежемесячный доход составляет 1500 руб., налоговая база принимается равной нулю, исчисление и удержание налога на доходы не производится. Разница между суммой налоговых вычетов 19 200 руб. (1600руб. х 12мес.) и суммой доходов, полученных за налогооблагаемый период в размере 18 000 руб. (1500руб. х 12мес.), в размере 1 200 руб. (19 200руб. - 18 000руб.) на следующий налоговый период в соответствии с п.3 ст.210 части 2 Кодекса не переносится. К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг. В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции (выполненных в его интересах работ, оказанных услуг) по рыночным (государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации). Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Исчисленная и удержанная сумма налога с доходов, полученных в натуральной форме, перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога с дохода, выплаченного в натуральной форме, налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев Пример.  Организация в мае месяце оплатила две туристические путевки, приобретенные для своего сотрудника и его супруги, не являющейся работником этой организации. Стоимость каждой путевки составила 10 000 рублей, всего организация оплатила 20 000 рублей за обе путевки. 1. Ежемесячно сотруднику начисляется заработная плата в размере 3 000 руб., из которой в целях налогообложения производится стандартный вычет, предусмотренный пп.3 п.1 ст.218 Кодекса, в размере 400 руб. за каждый месяц до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб. Налог исчисляется и удерживается по итогам каждого месяца при выплате зарплаты за вторую половину истекшего месяца. Налоговая база за январь - апрель составляет 10 400 руб.(3 000руб.х 4 мес.) - (400руб. х 4 мес.). Сумма исчисленного и удержанного налога 1 352 руб. (10 400руб. х 0,13) За январь - май сумма начисленного сотруднику дохода с учетом стоимости путевки составила 25 000 руб. {(3 000руб. х 5мес.) + 10 000руб.)}. Сумма стандартных вычетов за 4 месяца составляет 1 600 руб., с мая месяца стандартные вычеты не предоставляются. Налоговая база для исчисления налога за январь - май определяется в размере 23 400 руб. (25 000руб. - 1 600руб.). Исчисленная сумма налога составляет 3 042 руб. (23 400руб. х 0,13). С зачетом ранее удержанной суммы налога с налогоплательщика причитается к удержанию 1 690 руб. (3 042руб. - 1 352руб.). Сумма дохода, начисленная налогоплательщику в денежной форме за май месяц, составляет 3 000 руб. Так как удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, в мае месяце производится удержание налога в сумме 1 500 руб., сотруднику выплачивается 1 500 руб. Всего за 5 месяцев удержанный налог составляет 2 852 руб. Сумма задолженности по налогу за налогоплательщиком в размере 190 руб. (3 042руб. - 2 852руб.) переходит на июнь месяц. За июнь сотруднику начислено 3 000 руб. Сумма дохода, начисленного за 6 месяцев, составляет 28 000 руб. {(3 000руб. х 6 мес.) + 10 000руб.)}. Налоговая база для исчисления налога за январь - июнь определяется в размере 26 400 руб. (28 000руб. - 1 600руб.). Исчисленная сумма налога составляет 3 432 руб. (26 400руб. х 0,13). С зачетом ранее удержанного налога производится удержание с заработка за июнь в сумме 580 руб. (3 432руб. - 2 852руб.). Работнику выплачивается 2 420 руб. (3 000руб. - 580руб.). Всего за 6 месяцев сумма исчисленного и удержанного налога составляет 3 432 руб. 2. С дохода в натуральной форме, полученного супругой сотрудника в виде оплаты стоимости путевки в сумме 10 000 руб., исчисленная сумма налога в размере 1 300 руб. (10 000руб. х 0,13) передается на взыскание в налоговый орган в том случае, если организация не будет производить этому лицу какие-либо выплаты денежных средств в налогооблагаемом периоде. Для этого организация в течение месяца со дня выдачи путевки письменно сообщает в налоговый орган о сумме полученного дохода (10 000руб.) и сумме задолженности по налогу (1 300руб.). Уплата налога, переданного на взыскание в налоговый орган, производится налогоплательщиком, получившим доход в натуральной форме, на основании налогового уведомления об уплате налога. Уведомление вручается налоговым органом по месту жительства такого налогоплательщика. Уплата налога осуществляется равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налогового уведомления, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты. В соответствии со статьей 217 Кодекса установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).      В том числе не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства (далее-КФХ), получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства, включая и период в течение которого члены КФХ пользовались льготой по подоходному налогу в соответствии с Законом Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”.     Доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные в настоящем разделе, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения. Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов ра
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...