СЧЁТЕСЛИ(интервал; критерий)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Интервал — диапазон, в котором нужно подсчитать ячейки. Критерий — критерий в форме числа, выражения или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать в заданном интервале. Например, критерий может быть записан следующим образом: 32, "32", ">32", "яблоки". Пример: Пусть имеется таблица, содержащая информацию о сборе фруктов (Рис. 1): Рис. 1 Тогда функция СЧЁТЕСЛИ(A3: С6;"яблоки") возвращает значение 2 (количество сборщиков яблок), а СЧЁТЕСЛИ(A3:C6;">55") возвращает значение 3 (количество сборщиков, собравших более 55 кг фруктов). Точно такие же результаты дадут функции =СЧЁТЕСЛИ(B3:B6;"яблоки") и СЧЁТЕСЛИ(C3:C6;">55"). Обратите внимание на то, что условие, содержащее знаки операций отношений, должно заключаться в кавычки. Функция СУММЕСЛИ() Функция СУММЕСЛИ() действует аналогично функции СЧЕТЕСЛИ(), но вычисляет сумму содержимого ячеек заданного диапазона. =СУММЕСЛИ(интервал выбора; критерий; интервал суммирования) Интервал выбора — диапазон вычисляемых ячеек. Критерий — критерий в форме числа, выражения или текста, определяющего суммируемые ячейки. Например, критерий может быть выражен как 32, "32", ">32", "яблоки". Интервал суммирования — фактические ячейки для суммирования. При выполнении этой функции суммируются значения только тех ячеек из интервала суммирования, для которых соответствующие значения в интервале выбора удовлетворяют критерию. Например, для приведенной выше таблицы с данными о сборе фруктов по формуле =СУММЕСЛИ(B3:B6;"яблоки";C3:C6) вычисляется вес всех собранных яблок. Если аргумент интервал суммирования опущен, то суммируются значения ячеек из диапазона интервал выбора. Например, для той же таблицы значение функции СУММЕСЛИ(С3:С6;">50") равно 218.
Задания для самостоятельной работы: Задание 1 Известны данные о мощности двигателя (в л. с.) и стоимости 20 легковых автомобилей. Определить общую стоимость автомобилей, у которых мощность двигателя превышает 100 л. с. Определить количество автомобилей стоимостью более 1.000.000 рублей. Задание 2 Известна информация о багаже (количество вещей и общий вес багажа) 24 пассажиров. Определить суммарный вес багажа пассажиров, имеющих: а) одну вещь; б) более двух вещей. Определить количество пассажиров, имеющих суммарный вес более 20 кг. Задание 3
2. Отформатируйте таблицу согласно Рис. 2 3. Определите общее количество сотрудников по каждому из отделов. 4. Подсчитайте количество сотрудников, имеющих оклад больше 6000 р.
5. Определите количество сотрудников с именем «Иван». 6. Подсчитайте общую сумму окладов сотрудников каждого отдела.
Индивидуальные задания 1. 10 спортсменов принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает не более 100 очков. Определить среди 10 спортсменов участника с наибольшим суммарным количеством очков. Построить диаграмму, показывающую соотношение количества набранных очков, каждым спортсменом по каждому виду спорта. 2. 10 студентов сдают экзамены по 5 дисциплинам. По каждой дисциплине можно получить оценку – 2, 3, 4, 5. Определить среди 10 студентов человека с наибольшим средним баллом. Построить диаграмму, показывающую соотношение оценок, полученных каждым студентом по каждой дисциплине. 3. Для 10 человек по данным о ежемесячном доходе рассчитать подоходный налог 13%, единый социальный налог 5%. Округление произвести до копеек. Посчитать сумму к выдаче в рублях и $. Построить диаграмму, показывающую соотношение сумм уплаты налога по каждому виду налога. 4. Билет на пригородный поезд стоит 20 руб., если расстояние до станции не более 20 км; 50 руб., если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 100 руб., если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Установить число станций в радиусе 50 км от города. Построить диаграмму, показывающую какая станция пользуется наибольшей популярностью по отношению к остальным. 5. Телефонная компания взимает плату за услуги телефонной связи по тарифу: 370 мин в месяц – абонентская плата 200 руб., за каждую минуту сверх нормы – 2 руб. Составить ведомость оплаты услуг телефонной связи для 10 абонентов за 1 месяц, самостоятельно указав количество потребляемого времени каждым. Построить диаграмму, показывающую сравнительную характеристику сумм оплаты услуг телефонной компании каждым абонентом. 6. Компания снабжает электроэнергией клиентов по тарифу:
5 руб. за 1 кВт/ч за первые 500 кВт/ч; 10 руб. за 1 кВт/ч свыше 500 кВт/ч, но не более 1000 кВт/ч; 15 руб. за 1 кВт/ч свыше 1000 кВт/ч. Для 10 клиентов посчитать плату. Определить число клиентов, потребляющих более 1000 кВт/ч. Построить диаграмму, демонстрирующую сравнение потребляемой электроэнергии каждым клиентом. 7. Билет на пригородный поезд стоит 10 монет, если расстояние до станции не более 20 км; 15 монет, если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 25 монет, если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Отсортировать таблицу по полю количество проданных билетов. Установить число станций в радиусе 60 км от города. Построить диаграмму, показывающую какая станция пользуется наименьшей популярностью по отношению к остальным. 8. Билет на пригородный поезд стоит 6 монет, если расстояние до станции не более 20 км; 10 монет, если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 15 монет, если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Отсортировать таблицу по полю количество проданных билетов. Установить число станций в радиусе более 70 км от города. Построить диаграмму, показывающую, какая станция пользуется наименьшей популярностью по отношению к остальным. 9. 10 студентов сдают экзамены по 5 дисциплинам. По каждой дисциплине студент может получить оценку – 2, 3, 4, 5. Определить средний балл учащихся. Посчитать количество 5, 4, 3 и 2. Найти студента с наибольшим средним баллом и студента с наименьшим средним баллом. Построить диаграмму, показывающую соотношение оценок, полученных каждым слушателем по каждой дисциплине. 10. Для отдела из 10 человек составить ведомость расчета заработной платы. Таблица содержит следующие сведения: Ф.И.О., должность, оклад, стаж работы. Для каждого человека посчитать подоходный налог 13%, надбавку 5000 руб., если стаж работы более 3 лет и сумму к выдаче. Построить диаграмму, показывающую з/плату каждого сотрудника.
11. Для отдела из 10 человек составить ведомость расчета заработной платы. Таблица содержит следующие сведения: Ф.И.О., должность, оклад, стаж работы. Для каждого человека посчитать подоходный налог 13%, надбавку и сумму к выдаче. Надбавка составляет 10% от оклада, если стаж работы более 5 лет. Построить диаграмму, показывающую з/плату каждого сотрудника. 12. Компания снабжает электроэнергией клиентов по тарифу: 15 руб. за 1 кВт/ч за первые 500 кВт/ч; 20 руб. за 1 кВт/ч свыше 500 кВт/ч. Для 10 клиентов посчитать плату. Определить число клиентов, потребляющих не более 500 кВт/ч и найти суммарное количество потребляемой энергии. Построить диаграмму, демонстрирующую сравнение потребляемой электроэнергии каждым клиентом. 13. Составьте экзаменационную ведомость, в которую входят следующие данные: №, Ф. И. О. студентов, оценки за экзамены. Посчитать средний балл для каждого студента. Если сданы все экзамены и средний балл равен 5,то выплачивается 50% надбавка к минимальной стипендии, если средний балл меньше 5, но больше или равен 4, то выплачивается минимальная стипендия. Построить диаграмму, показывающую количество оценок определенного вида, полученных в данной группе. 14. Телефонная компания взимает плату за услуги телефонной связи по тарифу: 300 мин в месяц – абонентская плата 250 руб., за каждую минуту сверх нормы – 2 руб. Составить ведомость оплаты услуг телефонной связи для 10 абонентов за 1 месяц, самостоятельно указав количество потребляемого времени каждым. Найти людей с максимальной и минимальной оплатой услуг. Построить диаграмму, показывающую сравнительную характеристику сумм оплаты услуг телефонной компании каждым абонентом. 15. 10 спортсменов принимают участие в некотором соревновании. Каждый спортсмен может набрать не более 30 очков. Указать номер места, которое занял спортсмен в данном соревновании. За 1 место выплачивается премия 100000 руб., за 2 место 50000 руб. и за 3 место 30000 руб. Построить диаграмму, показывающую количество набранных очков, каждым спортсменом. 16. Составьте ведомость контроля остаточных знаний студентов по какой-либо дисциплине. Контроль остаточных знаний проходит в форме теста, по результатам которого выставляется оценка. Если студент набрал от 95 до 100 баллов, выставляется оценка «5», от 80 до 94 – «4», от 60 до 79 – «3», менее 60 – «2». Посчитайте: количество студентов, получивших оценку «5», «4», «3», «2», средний балл в группе, максимальный и минимальный баллы. С помощью диалогового окна Условное форматирование выделите все «2» красным цветом. Постройте круговую диаграмму, показывающую процентное соотношение оценок в группе.
Лабораторная работа № 4 1. Запустите табличный процессор Microsoft Excel 2007. 2. На первом листе рабочей книги необходимо построить график функции y=sin(x) на отрезке [-6;6] с шагом 0,5 (рис. 32). 3. Выделите ячейки А1:F1 и объедините их, используя кнопку 4. Введите в объединенные ячейки заголовок Построение графиков функций. 5. В ячейку А3 введите x, а в ячейку В3 – y=sin(x). 6. В ячейку А4 введите значение - 6, в А5 – значение - 5,5. Выделите эти две ячейки и наведите указатель мыши на правый нижний угол выделения – черный квадратик (маркер заполнения). После того, как указатель примет форму черного крестика, растяните область выделения до значения 6. 7. В ячейку В4 введите формулу = sin(A4) и нажмите клавишу Enter. 8. Используя маркер заполнения, скопируйте формулу в остальные ячейки. 9. Выделите значения двух столбиков и выполните команду: 10. Приведите диаграмму к виду, представленному на рис. 32.
Рис. 32. График функции у=sin(x)
11. Переименуйте Лист1 в Графики функций. 12. Постройте на этом же листе график функции: на отрезке [-3;3] с шагом 0,2 (рис. 33). Для того чтобы записать функцию y воспользуемся логической функцией ЕСЛИ (Логическое выражение; значение_если истина; значение_если ложь). Функция ЕСЛИ проверяет выполняется ли условие, и возвращает одно значение, если оно истинно и другое значение, если нет. В нашем случае если x Î[-1;1], то y = 1–x2, в противном случае y = | x |–1. Чтобы записать условие x Î[-1;1] воспользуемся логической функцией И (логическое выражение1; логическое выражение2; …). В нашем случае получим И(С3 >= – 1;С3 <= 1). Таким образом формула для нахождения значения функции будет выглядеть следующим образом: = ЕСЛИ (И (С3 >= – 1;С3 <= 1); 1 – С3*С3; ABS (С3) – 1). Для вычисления модуля используется функция ABS (число). Рис. 33. График функции
13. На втором листе рабочей книги самостоятельно постройте еще 2 графика: и , [-3;3], шаг 0,5. Индивидуальные задания Постройте графики функций.
Лабораторная работа № 5 I Решение систем линейных уравнений методом Крамера. Пусть задана система линейных уравнений Неизвестные x1, x2, …, xn вычисляются по формулам: D – определитель матрицы А, Di – определитель матрица, полученный из матрицы А путем замены i -го столбца вектором b. , , , , .
Пример 1. Решить систему линейных уравнений методом Крамера. Запишем в табличном процессоре Microsoft Office Excel 2007 матрицы, которые понадобятся нам при вычислениях (рис. 43). Рис. 43. Исходные данные Найдем определители D, D1, D2, и D3, используя математическую функцию МОПРЕД (рис. 44). Рис. 44. Вычисление определителей
Корни уравнения найдем по формулам: В результате всех вычислений должны получиться следующие данные: Рис. 45. Вычисление корней системы уравнений
II Решение систем линейных уравнений матричным методом Пусть дана система линейных уравнений Эту систему можно представить в матричном виде: А·Х=В, где , , . Умножим систему линейных алгебраических уравнений А·Х=В слева на матрицу, обратную к А. Тогда система уравнений примет вид: А-1·А·Х=А-1·В. Так как А-1·А=Е (единичная матрица), то получим Е·Х=А-1·В. Таким образом, вектор неизвестных вычисляется по формуле: Х=А-1·В.
Пример 2. Решить систему линейных уравнений матричным методом. Запишем в табличном процессоре матрицу А и столбец свободных Рис. 46. Исходные данные Нам необходимо найти обратную матрицу А-1, для этого: 1. выделите диапазон ячеек В8:D10; 2. вызовите функцию МОБР; 3. в появившемся диалоговом окне заполните поле ввода Матрица. Это поле должно содержать диапазон ячеек, в котором хранится исходная матрица, то есть В2:D4, нажмите кнопку ОК; 4. В первой ячейке выделенного диапазона появиться некоторое число. Чтобы получить всю обратную матрицу, необходимо нажать клавишу F2, для перехода в режим редактирования, а затем одновременно клавиши Ctrl+Shift+Enter (рис. 47). Рис. 47. Обратная матрица Осталось найти вектор неизвестных по формуле Х=А-1·В, для этого: 1. выделите диапазон ячеек G8:G10; 2. вызовите функцию МУМНОЖ; 3. в поле для первой матрицы укажите диапазон В8:D10; 4. в поле для второй матрицы укажите диапазон G2:G4; 5. нажмите кнопку ОК. В результате должны получиться следующие значения:
Рис. 48. Вычисление корней системы уравнений
Самостоятельно сделайте проверку, для этого умножьте матрицу А на Х. В результате должен получиться столбец В. Индивидуальные задания Решите систему линейных уравнений: а) методом Крамера; b) с помощью обратной матрицы. Сделайте проверку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|