Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье




Удачный брак — это строение, которое нужно каждый день реконструировать.

А. Моруа

Психологическая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психо­логической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.

Работая с семьей, психолог выполняет ряд функций:

1. Поддерживающая функция: консультант обеспечивает психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в ре­альных семейных отношениях.

2. Посредническая функция: психолог-консультант в роли посредника со­действует восстановлению нарушенных связей семьи с миром и ее чле­нов между собой.

3. Функция обучения: консультант может способствовать развитию навы­ков общения, приемов саморегуляции, самопознания.

4. Функция развития: психолог помогает членам семьи в развитии основ­ных социальных умений и навыков, таких как навыки внимательного отношения к другому, понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей. Консультант также способствует по­иску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и ис­пользовать возможности для саморазвития.

5. Информационная функция: консультант предлагает семье или ее отдель­ным членам дидактическое изложение информации о психическом здо­ровье и нездоровье, норме и ее вариантах, а также советы, руководства.

Можно выделить следующие виды психологической помощи семье.

Информирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о воз-растно-психологических особенностях развития личности, а также о возмож­ности получения дополнительной помощи у других специалистов.

Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психоло­гическое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире. Данный вид психологической помо­щи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боу-эна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.

Консультирование (психотерапия) супружеской пары. Данный вид психоло­гической помощи представляет собой работу с супружеской парой и направ­лен на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами.

Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. Этот вид ра­боты предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психо­логической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: го­могенных (родительских, детских, групп для матерей и др. ) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принима­ющих форму совместных занятий родительских и детских групп.

Как показывает наш опыт, психологическая помощь оказывается более эф­фективной, когда с семьей работает команда специалистов (2-4 человека). Работа в команде позволяет избежать ряда «ловушек», связанных со специфи­кой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и об­разовать коалицию с одним из членов семьи.

Существует несколько способов работы в команде:

· с семьей взаимодействует вся команда;

· с семьей работает один член команды, остальные, не включаясь в непо­средственное взаимодействие с семьей, наблюдают за процессом (нахо­дясь либо в одном помещении с семьей, либо за зеркалом односторон­него наблюдения, либо просматривая консультацию в видеозаписи). После завершения консультации они делятся с работавшим психологом терапевтическими гипотезами и дают ему обратную связь;

· с семьей работает один член команды, остальные, как и в предыдущем варианте, наблюдают за процессом, не включаясь в непосредственное взаимодействие с семьей, но после завершения работы они обсуждают возникшие у них предположения в присутствии членов семьи.

В качестве алгоритма работы с семьей, переживающей кризис, можно пред­ложить модель консультирования, состоящую из следующих этапов:

1. Выявление представлений членов семьи о характере переживаемых труд­ностей.

2. Уточнение фактов семейной жизни и особенностей ее динамики. Ана­лиз семейной истории для адекватного понимания сложившейся си­туации.

3. Обратная связь от консультанта семье, включающая сообщение о том, как консультант понимает проблему, отражение его собственных чувств и переживаний, поддержка семьи в их желании получить психологичес­кую помощь.

4. Определение проблемного поля семьи. На этом этапе осуществляется идентификация проблем данной семьи; выдвигаются предположения относительно причин возникших трудностей, механизмов их возник­новения и развития; при необходимости собираются дополнительные сведения для проверки выдвинутых гипотез. Итогом данного этапа яв­ляется согласование представлений психолога и членов семьи об имею­щихся проблемах и постановка реалистичных целей.

5. Проработка чувств членов семьи, связанных с переживаемым кризисом.

6. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто об­суждаются возможные альтернативы решения проблем. Консультант побуждает членов семьи проанализировать все возможные варианты, выдвигает дополнительные альтернативы, не навязывая своих решений.

7. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка вы­бранных альтернатив. Консультант помогает семье разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения преды­дущего опыта и актуальной готовности измениться. Проверка реалистич­ности выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др. ).

8. Деятельность. На этом этапе происходит последовательная реализация плана решения проблем семьи, особую важность приобретает поддерж­ка консультантом членов семьи.

Как правило, работа с семьей, переживающей кризис, осуществляется в формате краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч). Предлагаемая нами мо­дель консультирования дает возможность семейному психологу гибко исполь­зовать и модифицировать как последовательность, так и содержание этапов с учетом специфики конкретной семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...