Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная музыка и характер личности

Период раннего возраста

 

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека. Оказывается, что саамы опасный и уязвимый возраст от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать его общения с матерью. Мать для младенца – это окно в окружающий неведомый мир.

Общение членов семьи для малыша имеет важное значение для развития речи ребенка, которая в свою очередь играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривалась в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

В этом возрасте пока еще нет основных, фундаментальных компонентов личности.

К трем годам силы и умения ребенка резко возрастают, маленький гордец чувствует это и требует автономии. Именно в так называемый «кризис трехлетнего возраста» формируется самостоятельность ребенка, которая в дальнейшем перерастет в независимость. Неизбежные спутники самостоятельности – это тревоги и неуверенность, приобретения же независимости несравненно большие – это умение не прятаться за чужую спину, смело шагать в неизведанное, брать ответственность на себя.

Именно в этот период при условии сотрудничества, требующих от ребенка аргументации своих действий, и появляется у него новая потребность – быть объективным, а значит видеть мир, людей, себя самого со стороны, уметь видеть глазами других. На этом этапе ребенку свойственно не только «потребление» добра, но и его «производство», ощущение ответственности за доброе в мире. Но поведение ребенка еще как бы разрывается: на словах он уже объективен, независим, морален, альтруистичен; на деле – часто пристрастен, подражателен, эгоистичен. У ребенка пока отсутствуют мотивы, которые бы склоняли его к подчинению норме.

Подлинно нравственное, бескорыстное поведение возникает тогда, когда взрослый практикует по отношению к ребенку бескорыстный стиль общения. Ощущая на себе бескорыстную доброту другого, ребенок и сам начинает относиться к себе как к доброму, нравственному человеку. У него возникает нравственная самооценка. А это и есть мотив подлинно нравственного поведения. Наоборот, прагматический стиль общения, воспитание методом наград и наказаний, способно сформировать лишь прагматическое нравственное поведение; соблюдение норм лишь в условиях внешнего контроля. Когда же этот контроль ослабевает, ребенок отклоняется от нравственных норм. Дело не в том, что в воспитании вообще не должно быть наград и наказаний, а лишь в том, чтобы не ограничиваться этим методом, не считать его единственным. Более того, ожидать, что наказание само по себе приведет к чему-нибудь, кроме отрицательных результатов, - это трагическая ошибка. Наказание без твердого фундамента безусловной любви и дисциплины, основанной на любви, не может не привести к плохим отношениям между детьми и взрослыми. Это одна из причин, по которой у современных детей возникают непредсказуемые осложнения во всех сферах– от трудностей в школе до личностных проблем.

Школьный период

 

Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было тесно связано с воспитанием качеств воина и рабовладельца. В Древнем Риме, наоборот, дети знатных людей обучались гувернерами на дому, а дети бедняков ходили в общественные школы, где преподавались элементы математики и грамоты. В средние века обучение ребенка по-прежнему зависело от того, в какой семье он родился. Лишь в XVI в., в эпоху Возрождения, в городах Европы появляются школы с 8-10 летним обучением. И это не случайно: ведь эпоха Возрождения – время бурного расцвета почти всех видов искусства, время нового этапа в развитии науки и техники. Количество знаний, добытых людьми у природы, умножилось во много раз. Их уже невозможно было бессистемно преподносить детям. Наконец, в XVII в. знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал свою «Великую дидактику», которая, по существу, и легла в основу современного школьного обучения. Он разработал школьную программу, придумал уроки, перемены, четверти. Предложил новую систему общения – «класс-учитель». Теперь учитель учит одному и тому же целый класс – группу учеников, подобранных по возрасту и способностям. Но на личное общение с каждым его просто не хватает. Вот почему общение учителя с учеником из воздействия на ум и личность ребенка превращается преимущественно в воздействие на ум. А это и значит, что обучение отделяется от воспитания, и становится главной задачей школы. Но объем информации растет как лавина. Когда-то человеку хватало и трех лет учебы, теперь недостаточно и десяти. Вывод один: резервы современной школы подходят к концу. Ни классно-урочная система, ни дополнительный срок обучения уже не спасут. Выход видится один: индивидуальное творческое общение учителя и ученика на равных, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Только так можно сделать, чтобы и через сто, и через тысячу лет ученик, усваивая доступный минимум знаний, все же оказывался способным двигать науку, оставаясь при этом самореализованной личностью.

Итак, в результате многотысячелетнего исторического развития, длительного экономического, социального и культурного прогресса дети сегодняшнего дня в развитых странах имеют такой период в своей жизни, когда общественные требования к ребенку минимальны, а возможности для творческого саморазвития – максимальны. Настораживает одно: не слишком ли быстро умнеет «ум» по сравнению с «сердцем»? Нельзя забывать, что решение проблем самого существования человека на Земле лежит не вне человека, а внутри него.

В этом же периоде развития характера личности кроется решение проблемы перехода от анимизма к научному мышлению. Разгадка в том, что «зерна» анимистического и естественнонаучного подхода к миру возникают одновременно и существуют параллельно на протяжении всей жизни человека. В возрасте 9-10 лет дети уже не проявляют веры в возможность волшебства, и она окончательно покидает сферу обыденной реальности. Покидает, но не исчезает совсем. Она отступает в другие сферы психической жизни – сферу искусства, в сферу творчества, с том числе и научного. Создавая необычное, невероятное, ломая логику здравого смысла, разрывая барьеры и препятствия, возведенные обыденной реальностью, практика анимизма и волшебства окрыляет человеческую мысль, является неисчерпаемым источником новых творческих синтезов и оригинальных идей.

Учение – ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Так, например ребенок 1 – 2 класса еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку. В 3 – 7 классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассника на первое место выходит приобретение знаний как средства подготовки к будущей деятельности. Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен значь специфические опасности и вредности своей профессии. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно–белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Положение учителя – это постоянный искус, испытание властью. В бюрократически организованной системе образования учитель является прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная задача – не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. К.Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как не нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботится о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек», - писала Н.К. Крупская. Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». В этом взаимодействии личностей индивидуальность учителя не менее существенна, чем индивидуальность ученика. Как писал в свое время К.Д. Ушинский, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Этот принцип остается незыблемой основой прогрессивной педагогики, будь то А.С. Макаренко, Я. Корчак, С.Т. Шацкий или В.А. Сухомлинский.

 


1.3 Развитие характера личности в подростковом возрасте

 

Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к воздействию внешних и внутренних факторов, воздействие которых именно в данной точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия.

Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.

Старшие школьники обнаруживают самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. Так, например, не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или мотоцикл. Но главное – не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности.

Современная музыка и характер личности

 

Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и темпом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно предать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка. В отличие от чтения, требующего уединения и сосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения.

Существует два мнения о современной молодежной музыке. Одни представители старшего поколения категорически отрицают современную рок и поп-музыку, считают ее антихудожественной, безнравственной, и вредной для здоровья, социально опасной и прямо-таки демонической. Другие относятся к ней либерально-снисходительно, объясняя музыкальные увлечение молодежи исключительно возрастными особенностями: дескать, музыка эта, конечно же, несерьезна, но запрещать ее бессмысленно, перебесятся – сами поймут. Однако и осуждение, и снисходительное похлопывание по плечу очень редко сочетается с действительным знанием и пониманием предмета, Между тем он достаточно сложен. Даже сами термины «бит», «поп», «рок» далеко не однозначны. Так, например, для бит-музыки особенно характерны ритмические особенности; понятия «поп-музыка» в широком смысле обозначает вообще популярную, развлекательную эстрадную музыку, независимо от ее стиля, ритма, громкости и т.д. Рок по своим истокам – это нонконформистское течение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческой музыке, и вообще «сытому» образу жизни. Сущность рока не в ритмах, громкости и бешенном темпе – их может и не быть, а во внутреннем взрыве, напряженном переживании дисгармонии мира, отрицании всех и всяческих канонов. Как пишет философ С.А. Эфиров, «некоторые варианты рока, по-видимому, действительно вызывают эффект, близкий к наркотическому, пробуждают низменные и агрессивные инстинкты. Но лучшие образцы поражают совершенно особым драматизмом, глубиной символики, исключительной по своеобразию пародийностью и вряд ли с чем-нибудь сравнимой эмоциональной окраской». Воспитатель не обязан разделять все музыкальные увлечения молодежи, но он должен знать, каковы они, и учитывать это в своей работе. Наряду с потенциалом обновления, молодежная субкультура имеет и свои опасности. Обособление юношеского мира от взрослых поражает культурный и социальный провинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут своими сугубо частными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственных символов групповая солидарность может цементироваться только образом общего врага, каковым являются все дальние и ближние; не может не вызывать тревогу неспособность подростковой субкультуры преодолеть свою замкнутость и ограниченность, выйти на уровень вопросов общечеловеческого и общегражданского значения. Само по себе ее интенсивное дробление на группы и подгруппы в эпоху глобальных проблем и перед лицом универсальной задачи формирования планетарного мышления – симптом опасный.

Чтобы понять закономерности юношеского восприятия или неприятия тех или иных культурных ценностей или произведений искусства, этот процесс необходимо рассмотреть не только с точки зрения воспитателей, но изнутри, в контексте самой юношеской и, шире, молодежной субкультуры. Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Желание выделиться, привлечь к себе внимание свойственно людям любого возраста. Взрослый, сложившийся человек делает это незаметно, используя свое общественное положение, трудовые достижения, образованность, культурный багаж, опыт общения и многое другое. У юноши, который только начинает жить, социальный багаж, как и умение его использовать, гораздо беднее. Вместе с тем встречаясь с новыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается именно с ситуации «смотрин». Отсюда – особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...