Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Практика народной медицины




 

Как это ни печально, но сегодня можно с уверенностью констатировать, что мы дожили до такого времени, когда очень трудно уберечь среднестатистическую российскую семью от сына-наркомана или дочери-проститутки. Увы, но это такая же аксиома, как и - "от тюрьмы и от сумы не зарекайся". Об этом приходится задумываться всякий раз, когда узнаешь про чью-то беду. Даже чужую. А поскольку она не приходит одна, то все чаще сопутствующие ей проблемы выходят далеко за рамки этой самой семьи и, словно метастазы, поражают общество. Причем довольно своеобразно. Для кого-то они слезы и вечная боль, а для кого-то - радость. Двойная. Именно таков критерий чужого горя. Очередное письмо с таким горем пришло в редакцию одной из газет. Ситуация, которую описал в своем письме читатель из Братска Николай Ткач, оказалась банальной. Его единственный 20-летний сын - наркоман. Причем процесс заболевания зашел уже настолько далеко, что все испробованные методы лечения в сибирском провинциальном городке положительных результатов не дали. И тут кто-то подсказал (да плюс еще реклама по телевизору сработала) обратиться в Москву в оздоровительно-реабилитационный центр "Мирослава". Гарантия, мол, почти 100-процентная. Родители посовещались меж собой, заняли деньжат (было это в июле прошлого года и только на одну дорогу в оба конца требовалось больше пятнадцати тысяч рублей), и отец с сыном уехали в первопрестольную. Пройдя в центре диагностику и получив назначение на соответствующий курс лечения сроком на один месяц, отец принял решение остаться. Несколько смутила, правда, стоимость медико-консультационных услуг (43 тысячи 150 рублей) и сами методы лечения (минут по 25-30 в день без привычных физио- и прочих процедур), но нетрадиционная медицина потому, наверное, и называется так. Да и на что не согласишься ради здоровья собственного ребенка?.. На следующий же день после приезда домой в Братск (курс лечения был пройден полностью) Ткач-сын "укололся". И словно не было никакого "лечения". Разгневанный отец позвонил в "Мирославу": как же так?! его успокоили: "по-видимому, вы не до конца соблюдали все наши рекомендации. Мы можем выслать вам за наш счет пищевые добавки, и это уже поможет точно". Николай Ткач среагировал на подобное предложение так, как, наверное, среагировали бы сто человек из ста: "да пошли вы в… со своими добавками, верните лучше назад мои деньги". А чтобы облечь свою реакцию в более конкретные формы, он отправил письмо в отдел по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции северо-восточного административного округа Москвы. Там он изложил суть происшедшего и свои претензии к вышеуказанному центру. Спустя три месяца гражданину Ткачу в далекий Братск пришел ответ за подписью заместителя начальника отдела подполковника Лебедева: "в возбуждении уголовного дела в отношении ООО "Оздоровительно-реабилитационный центр "Мирослава" отказано (и перечислен ряд статей УПК РСФСР)".

В настоящее время наблюдается огромное количество так называемых гадалок, целителей, ясновидящих и прочих «специалистов» по энергетике и иным нетрадиционным способам исцеления. Доверчивым людям обещают открыть все мыслимые и немыслимые чакры, улучшить карму на десять жизней вперёд и снять все болезни по фотографиям. Спрос, как известно, рождает предложение, и объём этого спроса невозможно объяснить иначе как религиозной и медицинской безграмотностью граждан. Следствием этой ситуации стали участившиеся случаи жалоб тех, кто стал жертвами мошенничества на псевдорелигиозной почве. Например, после проведения журналистского расследования редакция областной молодёжной газеты «На смену» (г. Екатеринбург) совместно с местной организацией «Благотворительный фонд противодействия деструктивным культам» направили обращение с требованием проверить деятельность печально известного астрального центра «Пирамида». В результате в организации была начата прокурорская проверка законности её деятельности. Встаёт вполне резонный вопрос: возможно ли привлечь к ответственности самих мошенников? Оказывается, подобные прецеденты существуют. Так, определением Верховного суда от 1 августа 2006г. было оставлено в силе решение о ликвидации Архангельской региональной общественной организации "Духовное возрождение северян", а Определением Верховного суда от 26 ноября 2002 г. было удовлетворено заявление прокурора о ликвидации общественной организации "Хабаровский региональный гуманитарный центр "Дианетика". Суд отметил, что применяемая в Центре сайентологическая "Программа очищения" относится к медицинской деятельности, на занятие которой у Центра нет соответствующей лицензии. Кроме того, суд отметил, что "одитинг" (самая распространённая в секте сайентологов процедура) является методом воздействия на личность человека, не прошедшим специальную апробацию, и поэтому не может быть разрешен к применению. Самым последним прецедентом в это области стало решение суда Центрального района г. Челябинска по делу Анатолия Кашпировского. На последнего был наложен штраф по ч. 2 статьи 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного порядка»). Однако Приказ Минздрава РФ от 13.06.96 N 245 "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия", запрещающий применение методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения (на который ссылались суды в большинстве перечисленных решений), с некоторого времени был отменён. Как на данный момент обстоит ситуация с упорядочением услуг в области народной медицины и целительства, пояснил заместитель руководителя Центрального органа системы сертификации услуг в области народной медицины при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Егоров Владимир Владимирович. По его словам, процедура получения сертификата народного целителя на право заниматься народной медициной состоит из следующих этапов: 1. Лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. 2. Кандидат должен иметь определённые медицинские знания и диплом об образовании в области народной медицины. С этим дело обстоит не так-то легко. Оказывается, в данном случае под медицинским понимаются знания, полученные и в негосударственных образовательных учреждениях, а то и вовсе на 2-3-месячных целительских курсах. Ситуация усугубляется тем, что стандарты образовательной подготовки для целителей в принципе не утверждены, хотя в будущем планируется проведение стандартизации целительских услуг. Встаёт вопрос, являются ли в таком случае подходящими дипломы разнообразных «народных академий», число которых растёт в нашей стране столь стремительно, что при таком темпе грозит в будущем превзойти число общеобразовательных школ? Например, на одной только квартире на улице Рубинштейна находятся основанные известным оккультистом Рушелем Блаво Международный университет восточной медицины, НИИ традиционной народной медицины и музыкальной терапии и другие не менее презентабельные учреждения. Однако, как уверяет руководство органа по сертификации, на данный момент в России существует всего пять признанных учреждений для подготовки специалистов в области народной медицины. Это Белгородская ассоциация врачей, Омская ассоциация народной медицины, аналогичная Тольяттинская ассоциация, Челябинская академия инновационных технологий и Санкт-Петербургский социальный институт. Дипломы, полученные в других учреждениях, Минздравом не признаются. 3. Следующим шагом будущий народный целитель должен собрать отзывы не менее десяти пациентов до и после лечения. Отчасти это напоминает сеансы того же самого А. Кашпировского, который на каждом своём новом выступлении заставлял выйти на сцену всех, кто имел неосторожность исцелиться от чего-либо на его предыдущих сеансах. Вышедшие должны были поведать об этом всему залу, умалчивая при этом о вновь возникших болезнях. Правда, в этом случае отзывы должны сопровождаться вполне официальными медицинскими документами. 4. Необходимы также документы, подтверждающие стаж работы целителем не менее пяти лет. Здесь подходит всё – от свидетельства о регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей до всё тех же отзывов пациентов. 5. Целители также должны обладать правовыми знаниями, в частности, законодательства о защите прав потребителей. 6. Если всё перечисленное у кандидата имеется, начинается самое интересное. Как сообщил Владимир Владимирович, целителя вызывают в Москву, чтобы… провести исследование его способностей по биоэнергетике! Оказывается, биоэнергетика утверждена Госстандартом ещё в 1993г., и даже существует Институт по объективизации энергоинформационного воздействия, имеющий лицензию Минздрава. Исследования в самом деле проводятся на высоконаучном уровне: изучается влияние энергетики кандидата на электропроводность воды, активизацию и подавление различных бактерий, способность активировать разные участки головного мозга и т.д. Справедливости ради стоит сказать, что подобная проверка действительно способна отмести откровенных шарлатанов. Однако не секрет, что экстрасенсорные способности существуют, и даже фиксируются приборами. Проблема заключается в источнике этих способностей и их влиянии, как на самого носителя «силы», так и на его пациентов. Так, Президент Центра психоаналитических исследований Б.Егоров и директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Т. Дмитриева свидетельствуют об опасности для здоровья сеансов А Кашпировского. Доктор медицинских наук В. Лебедев исследовал 6228 писем людей, смотревших сеансы «целителя». Вот результаты исследования: "У 63% людей было отмечено резкое обострение заболеваний. Последующие исследования показали, что из 15%, казалось бы, исцелившихся после сеансов, у 13-14% вновь возникли обострения заболеваний в более резкой форме". Подобное можно сказать и про других целителей. Глядя на эти исследования, становится понятным, почему Православная церковь изначально считает экстрасенсорные способности проявлением тёмных сил и категорически запрещает своим членам обращаться к колдунам и целителям. Правда, господин Егоров утверждает, что институт действует с одобрения Московской Патриархии, более того, при тесном сотрудничестве с последней. Прояснить этот вопрос мы попросили руководителя «Центра религиоведческих исследований» по Новосибирской области и эксперта аналитической группы АНН протоиерея Александра Новопашина: - Новоявленные шаманы, колдуны, знахари, экстрасенсы, астрологи, медиумы и др., связанные с оккультизмом лица, во всеуслышание объявляются целителями от всех бед. Через посредство различных дельцов и беспринципных людей они получают доступ к средствам массовой информации и распространяют этот ядовитый салат из мистики, теологии и эзотерических знаний, - сообщает отец Александр. - Ветхий Завет относится к оккультизму, как к идолопоклонству, а Новый — как к открытому противостоянию Иисусу Христу. Если христианство призывает к сознательному служению нашему Творцу, к отказу от греховной жизни и последующему строительству ее на Божественных ценностях: добре, правде, любви к ближнему и всеобщем мире, то оккультисты, в первую очередь, требуют слепого поклонения медиуму или провидцу, который при помощи мистических сил посвящает жертву в свои ряды, вырваться откуда почти невозможно. Многие также прикрываются, якобы, имеющимися у них благословениями Православной Церкви, но это – ложь, так как Церковь не сотрудничает с силами тьмы, - предупреждает священник. К слову сказать, о своём якобы сотрудничестве с Церковью заявляет и так называемая «Международная академия инновационных технологий и духовного развития», руководитель которой является последовательницей скандально известного Григория Грабового. Комментарии, как говорится, излишни. 7. Возвращаясь к процедуре сертификации. На предпоследнем этапе Минздрав посылает в региональное министерство запрос на предмет наличия жалоб на кандидата – как от пациентов, так от иных лиц. 8. Наконец, собирается комиссия, на заседании которой решается вопрос о выдаче сертификата. Сертификат выдаётся сроком на три года, о чём вносится запись в соответствующий реестр. Контроль за деятельностью народных целителей осуществляет Росздравнадзор. Именно он при наличии жалоб может отозвать у незадачливого экстрасенса лицензию. Правда, на практике таких случаев ещё не возникало. Итак, с виду система при всей сомнительности отдельных её звеньев выглядит более-менее проработанной. Однако русская поговорка «закон – что дышло» в полной мере справедлива и здесь. Оказывается, вся описанная выше процедура является… не обязательной, а факультативной! Как разъяснил В.В. Егоров, народная медицина делится на традиционную медицину, для занятия которой необходима лицензия, и собственно целительство. Целительство не подлежит лицензированию, и для занятия им сертификат не требуется. Таким образом, сертификация услуг в области народной медицины носит добровольный, а не обязательный характер. Нет смысла говорить, что результатом подобной вседозволенности является огромное количество случаев мошенничества на псевдорелигиозной и псевдомедицинской почве. Именно этот разгул смеси оккультизма и шарлатанства мы все и наблюдаем сегодня. Правда, некоторое воздействие на недобросовестных целителей оказать всё же можно. В случае, если на лицо имеются жалобы, Росздравнадзор передаёт их рассмотрение Роспотребнадзору. Дело в том, что в соответствии с законом «О защите прав потребителей» покупатель имеет право получать достоверную информацию о товаре и производителе. Понятно, что не имеющий государственной лицензии производитель такую информацию предоставить не может, а потому ему грозит в худшем случае административный штраф. Такой же будет санкция за отсутствие у «целителя» свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Но запретить их незаконную деятельность тем не менее никто не вправе. Понятно, что ни о какой защите прав граждан в этом случае нет речи, и на рынке целительских услуг царит полное беззаконие. Единственным выходом из сложившейся ситуации Минздрав видит в скорейшем введении системы обязательной сертификации. Вообще обязательная сертификация услуг в области народной медицины является палкой о двух концах. Как отметил В.В. Егоров, «Из двух зол выбирают меньшее». Он подчеркнул, что целители в любом случае будут, и разработка обязательных требований и стандартов в этой сфере поможет по крайней мере избежать шарлатанства и откровенного мошенничества экстрасенсов и позволит контролировать их деятельность. С другой стороны, такой подход ничем не отличается от взглядов сторонников легализации проституции. Казалось бы, эта легализация позволит систематизировать работу лиц древнейшей профессии и поставить её под санитарный и налоговый контроль. Однако вместе с этим произойдёт и непоправимый нравственный слом в общественном сознании, ведь то, что раньше считалось постыдным и развратным, станет признаваться в обществе, как норма. Не станет ли сертификат народного целителя своего рода индульгенцией, прикрываясь которой, экстрасенсы и маги начнут теперь уже вполне легально калечить здоровье и души обратившихся к ним граждан? Шарлатанам закон не писан. Законодатели постоянно стараются найти на них управу, но пока безрезультатно. Главная проблема в том, что законы имеют обходные пути. А шарлатаны имеют связи, деньги и умеют убеждать. Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке так называемых оккультных услуг, в полной мере подтверждает точность этих утверждений. Колдуны, маги, ясновидящие и потомственные целители обещают сделать невозможное за реальные деньги. Перечень услуг весьма широк: от снятия венца безбрачия до исцеления от смертельного заболевания. Некоторые прибегают к подобного рода услугам только из-за любопытства. Однако когда человек находится на грани отчаяния, когда традиционная медицина оказывается бессильна, когда разваливается семья, остается два варианта действий: смириться или обратиться за помощью к высшим силам

Наряду с целителями, которые действительно помогают людям, работает огромное количество шарлатанов, делающих деньги на доверчивости граждан. Отделить одних от других достаточно сложно. Точной статистики о пострадавших от деятельности целителей в России нет. Но отдельные истории от неудачно вылечившихся или привороживших заставляют серьезно задуматься.

Рынок оккультных услуг в Москве, по подсчетам депутата МГД Людмилы Стебенковой, составляет 8 – 10 млн. долларов, а в России – 18 – 20 млн. долларов. Для простого гражданина России обращение к целителю обойдется недешево. Однако о своих расценках народные медики предпочитают сразу не говорить, чтобы не отпугнуть потенциального клиента.

К сожалению, пробел в законодательстве обнаруживается только тогда, когда проблема достигает колоссальных размеров. В конце января 2008 года Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития начала бить тревогу и обратилась в адрес Федерального научного центра традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития с просьбой разработать критерии для сертификации граждан, которые занимаются целительством. В свою очередь, депутат МГД, председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова заявила, что депутаты МГД готовят законопроект о внесении изменений в федеральный закон "О здоровье граждан". Статья 57 этого закона регламентирует деятельность так называемых народных целителей. На сегодняшний день правом на занятие народной медициной обладали лица, у которых был диплом народного целителя. Такие дипломы выдавали органы исполнительной власти субъектов РФ. Всего их было выдано ничтожное количество по сравнению с тем, сколько граждан в нашей стране занимаются подобного рода практикой.

"Основная задача этого проекта, – заявила Людмила Стебенкова, – отделить псевдоцелителей от специалистов по народной медицине, которая в свою очередь может быть прекрасным средством оздоровления и профилактики".

Среди предлагаемых депутатами поправок – обязательное наличие у целителя высшего или среднего медицинского образования. "Целитель должен как минимум иметь медицинское образование, потому что он оказывает медицинские услуги. Иначе каждый, обнаруживший у себя сверхъестественные способности, начнет исцелять людей", – продолжает Людмила Стебенкова. То есть по окончании медицинского училища можно становиться народным целителем. Хотя и колледж можно не оканчивать, а купить себе "корочки" хоть кандидата медицинских наук и беспрепятственно снимать порчу с наивных граждан. Однако Людмила Стебенкова стремится развеять эту иллюзию: "Все дипломы перед выдачей лицензии должны тщательно проверяться, чтобы избежать появления практикующих целителей с дипломом, приобретенным в соседнем переходе метро. Это станет барьером на пути шарлатанов, которые захотят быстро заработать на доверчивости граждан". Как это будет происходить на практике, представить себе сегодня довольно сложно.

Еще одна очень любопытная поправка – запрет использования религиозной символики и атрибутики в сеансах целителей. "Проведение процедур с использованием религиозных обрядов, церемоний и атрибутики – это попытка псевдоцелителей манипулировать религиозными чувствами граждан, на что они права не имеют. Незаконное занятие народной медициной (целительством) должно повлечь за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ", – поясняет Людмила Стебенкова.

Наибольшего эффекта сегодня можно добиться внесением изменений в закон "О рекламе". Это еще один пункт проекта депутатов МГД. Запрет или ограничение рекламы целительства в СМИ поможет снизить желание граждан пользоваться подобными услугами.

Но, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века наша страна уже оказывалась в подобной ситуации. Массовый гипноз, уринотерапия, лечение ледяной водой, что только доверчивые россияне на себе не испытывали. В чем же была главная причина всеобщего одурманивания? Социально-политическое положение в стране или вековая русская наивность? Реклама. В 1995 году Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ озаботилась этим вопросом. И запретила рекламу нетрадиционных медицинских услуг в СМИ без наличия лицензии. Волна массового целительства поутихла, для того чтобы с новой силой захлестнуть нашу страну уже в начале XXI века. Народные целители нашли выход из сложившегося положения и стали рекламировать не лечение, а решение проблем: снятие порчи, сглаза, возвращение в семью, избавление от алкоголизма и наркомании и пр. Одна из целительниц заявила, что власть не может запретить их деятельность, так как не каждому дано понять их силу.

Сложившаяся ситуация больше напоминает передел рынка. Но для кардинальных изменений на рынке оккультных услуг время еще не настало. Людмила Стебенкова год назад разработала поправки к статье 57, но до этого момента законопроект с мертвой точки не сдвинулся. "Говорить об этом законопроекте как о свершившемся факте пока еще рано. В него могут быть еще внесены принципиальные изменения", – объясняет Людмила Стебенкова.

Медицина еще не вошла в число точных наук, таких как физика или математика, что в значительной степени определило "сдачу" ею своих позиций перед натиском колдунов, магов, экстрасенсов и иных "специалистов".

Как известно, законодательные и нормативные акты выражают в виде правовых норм только уже сложившиеся в обществе отношения. До последнего времени отечественная практика не знала случаев, когда правовая норма была способна вызвать к жизни еще не существующий вид деятельности.

 Но прошедшее десятилетие подарило нам два закона, которые потребовали организации новых видов деятельности (естественно в предпринимательской сфере). Один из них регулирует деятельность в области народной медицины. В "Основах законодательства Российской Федерации об охране здравья граждан", в статье 57 "Право на занятие народной медициной (целительством)" определено, что:

"Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей. утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автоломных округов, краев, областей, городов Москвы, и Санкт-Петербурга.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании за явления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомствен ной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ.

Допускается использование методов народной медицины в лечебно- профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность".

Не надо многолетней учебы, практики, навыков техники применения медицинского оборудования - достаточно назвать себя целителем, и можно заниматься медицинской деятельностью, прав да, когда получишь диплом и лицензию. Именно медицинской, что и удостоверил Верховный суд Российской Федерации своим решением еще в 1998 году. Но диплом по специальности, которой нигде не обучают. Лицензию - по правилам, которые "целители" с по мощью местных властей сами устанавливают по своему усмотрению. А последствия деятельности таких "врачей" несут пациенты, без возможности медицинского страхования или уголовного пре следования за безвозвратно загубленное здоровье. Удобная позиция для определенной группы лиц.

Правды ради надо отметить, что практическая реализация указанной статьи встретила непреодолимые трудности, поскольку предложенные схемы реализации закона в этой части показали всю их несуразность - целители аттестуют сами себя по неведомым критериям, выдают друг другу дипломы о неведомом образовании, лицензии выдаются физическим лицам, не являющимися предпри нимателями и т.п. И для того, чтобы исправить положение, в проект новой редакции закона "О здравоохранении в Российской Федерации" в 1999 году была включена беспрецедентная по своей нелепости статья:

Статья 56. Народная медицина (целительство)

1. Народной медициной (целительством) - является деятельность в области здравоохранения, осуществляемая гражданами, обладающими специфическими индивидуальными способностями диагностики заболеваний человека или способностями позитивного воздействия на организм человека в целях коррекции здоровья.

2. Граждане, имеющие желание заниматься народной медициной (целительством), обязаны пройти проверочные испытания в порядке, становлением федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Условия, порядок выдачи и аннулирования разрешений на занятие народной медициной (целительством) и порядок осуществления указанной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения

4. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Вот теперь все стало на свое место. Есть у тебя "специфические" возможности - ты целитель. Нет - извини. А народная медицина, оказывается, это просто вид деятельности таких "специфицированных" субъектов.

Произошло введение правовой нормы, не соответствующей сути объекта регулирования. Только законодательство, организованное в систему, позволит исключить подобное манипулирование, сила логики должна превзойти интересы определенных лоббирующих групп.


Заключение

Что же может противопоставить четко выраженному движению народной медицины современная наука?

Прежде всего, следует отметить отсутствие единого взгляда на народную медицину среди самих врачей. Оппоненты народной медицины утверждают, что нет, и не может быть такой медицины, как нет народной физики, народной химии. Далее, специалисты никак не могут решить другой вопрос - терминологический - что считать народной, а что традиционной медициной. Часть специалистов европейской медицинской школы (аллопаты) традиционной (т.е. обычной) считают медицину, которую они изучали в медицинских вузах. Другая их часть считает традицией медицинские знания и приемы врачевания, родившиеся в глубине веков. С этой позиции народная медицина тоже является традиционной, т.е. традиционная медицина - это народная медицина, которая родилась в недрах народных масс. И, наконец, ряд специалистов в настоящее время относят к традиционной медицине фитотерапию (или более правильно - лекарственную терапию препаратами растительного, животного и минерального происхождения), акупунктуру (рефлексотерапию), мануальную терапию.

Основание для этого они видят в том, что указанные направления уже утвердились в медицинской практике большинства стран, методы их применения апробированы, имеют определенное теоретическое обоснование и, что самое важное - организована подготовка специалистов по утвержденным программам. Последнее означает, что создана унифицированная система программам обучения и подготовки специалистов.

Существует еще одно мнение о разнице между народной и традиционной медициной. Народная медицина не имеет письменных источников, ее секреты перелаются устно. Вся совокупность сведений не носит характера более или менее законченной и изложенной системы. По-видимому, здесь идет речь о народной медицине, применяемой в быту. Элементы народных медицинских знаний использовались при формировании традиционной медицины, но, как правило, параллельно с философскими взглядами на природу человека и окружающего мира. Положения же традиционной медицины всегда оформлены в виде письменных руководств. В некоторых странах эти медицинские системы находятся в сфере влияния государственной религии. Лечение осуществляется специально подготовленными в особых школах лицами, для которых подобного рода практика является профессией.

Существует мнение, что между традиционной и бытовой народной медициной можно поставить знак равенства и это не что иное, как соединение личного опыта целителей разной специализации, передающегося из поколения в поколение (по традиции) и зафиксированного в обработанном виде в текстах.

Если считать официальным определение, данное Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), то традиционной (народной) медициной является совокупность знаний и навыков (независимо от того получили ли они логическое объяснение), применяемых в процессах профилактики, диагностики и устранения физических, психических и социальных нарушений здоровья и опирающихся исключительно на практику и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение в устной и письменной форме. Согласно названию страны, традиционная медицина подразделяется на китайскую, тибетскую, индийскую, русскую и т.п. Как следует из этого определения, ВОЗ также придерживается идентичности определение народной и традиционной медицины.

В настоящее время в нашей стране отсутствует единый, методический подход к диагностике и лечению всем арсеналом средств и методов народной медицины. Чаще всего из системы традиционной медицинской помощи "вырывается" одна составляющая, например рефлексотерапия (акупунктура) или фитотерапия, и искусственно "привязывается" к средствам и методам официальной медицины.

Одной из особенностей современной российской традиционной медицины является ее многонациональность, что делает восприимчивой к различным зарубежным национальным традиционным системам, которые правильнее было бы отнести к национальным оздоровительным системам.

В процессе исторического развития для каждого этноса выработались свои подходы к сохранению национальных групп, в том числе и оздоровительные мероприятия, базирующиеся на своих особенностях условий природы, питания и быта. К традиционной медицине многие отечественные специалисты относят отдельные методы или способы оздоровления. Но такие оздоровительные мероприятия в России были исторически разрозненными и не сложили единого самостоятельного направления.

Оздоровительные системы, отсутствующие в официальной медицине (китайские, тибетские, ведические, вьетнамские и др.), имеют свои особенности развития, каждая из них впитала в себя философию, мировоззрение, дух народа, который ее создал. Для русской (и европейской) национальной культуры эти оздоровительные системы являются несвойственными и, в известной мере, чужеродными. Можно считать, что в России в чистом виде существует только одна традиционная национальная система - тибетская, методы которой используются в Бурятии и Калмыкии, где есть профессиональные эмчи-ламы, получившие специальное образование. Но надо учесть и соответствующую систему подготовки специалиста, на которую уходит, как правило, до 20 лет и более.

Ни в коем случае не игнорируя национальные оздоровительные системы, их многовековой опыт и тягу населения к ним, необходимо разъяснять их основы, реальные возможности и вред, который они смогут нанести. Так, в Индии, на родине столь популярной сегодня Аюрведы, распространение других национальных традиционных систем запрещено законодательно.

Однако, в последние годы изначальный антагонизм традиционной и нетрадиционной медицины, кажется, утрачивает остроту, более того - намечаются определенные признаки 'конвергенции', чему немало способствует тенденция к коммерциализации здравоохранения: врачи нередко осваивают целительские техники, еще недавно применявшиеся только в 'альтернативной медицине'; представители последней находят работу в крупных медицинских учреждениях, причем некоторые школы нетрадиционной медицины фактически обретают статус 'респектабельных' направлений медицины 'официальной' (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.); целители все чаще предпочитают использовать диагностический потенциал традиционной медицины и нередко отказываются начинать работу с пациентами до тех пор, пока они не пройдут обследование в 'обычных' поликлиниках, и т.д. Тем не менее, конкуренция между традиционной и нетрадиционной медициной продолжается и в обозримом будущем, надо полагать, не прекратится - даже если на смену 'холодной войне' окончательно придет 'мирное сосуществование'.

Вывод: Занятие народной медициной (целительством) законно, если не противоречит законодательству, соблюдены все нормы, не только правовые, но этические и моральные.


Библиография

 

1. Большая советская энциклопедия. – Изд. 3. – М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1972. – т.9 – с. 442

2. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном мире. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – с. 1283. Валенса А. Частная медицинская практика. – М.: Деловой альянс, 1997. – С.1004. См. Гойденко В.С. Структурно-функциональная теория механизма действия иглотерапии и микроиглотерапии. – М.: ЦИУВрачей, 1990. – 42 с.5. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...