Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регистрационный бланк. Обработка и интерпретация результатов. Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей. Табли ца 15




Регистрационный бланк

Ф. И. О. ___________________Возраст______Образование______________________

Ф. И. ребенка_______________________Возраст ребенка_______________________

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Обработка и интерпретация результатов

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сход­ной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утвер­ждения переводятся в баллы следующим образом:

ответы 12 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. табл. 15, 16).

Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей

Табли ца 15

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы Сумма по шкале №...
  ***      
  ***   *** ***
          3/2
        ***  
5 6 *** ** *   ***  
7 8 9 10 11 12 *** *** *** 19 20 21 22 23 24 * * * *** 31 32 33 34 35 36 *** 43 44 45 46 47 48 *** *** *** 55 56 57 58 59 60 *** 5/2 7 8 9 10

Например, к шкале 1 относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к шкале 10: 12, 24, 36, 48, 60; к шкале 3: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей

1. Нетребовательность—требовательность.

2. Мягкость—строгость.

3. Автономность—контроль.

4. Эмоциональная дистанция—близость.

5. Отвержение—принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Несогласие-согласие.

8. Непоследовательность-последовательность.

9. Авторитетность родителя.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

Таблица 16

Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников

 

Баллы Баллы Баллы Баллы Баллы Сумма по шкале №...
  *•*      
  ***   *•* ***
***     •«*   /2
** *       ***    
      ***  
*** ***     *** /2
*** *** *** ***      
         
***       ***
*** . ** *** *** ***
         
      ***  

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

1. Нетребовательность—требовательность.

2. Мягкость—строгость.

3. Автономность—контроль.

4. Эмоциональная дистанция-близость.

5. Отвержение—принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность—последовательность.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Для интерпретации данных опросника ВРР в соответствии с характеристи­кой шкал, представленной выше, можно пользоваться результатами процен-тильной стандартизации, показанными в таблицах 17, 18 и 19.

 

Таблица 17

Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел. )

Процмгпин
15, 5
16, 5

Таблица 18 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел. )

Процентили
10, 5
12, 5
14, 5 16, 5
15, 5 17, 5
19, 5
21, 5

Таблица 19 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел. )

Процентили б
12, 5 12, 5
13, 5
14, 5
15, 5 14, 5
16, 5
15, 5
22, 5 19, 5

4. 5. 5. Методика диагностики родительского отношения

Авторами методики являются А. Я. Варга и В. В. Столин (1989).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой пси­ходиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Описание методики

Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы — роди­тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способнос­тей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель ис­пытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребен­ку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, ис­пытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятель­ность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ре­бенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стре­мится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенден­ция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, хочет по возможности удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от труд­ностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребен­ка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повыша­ется, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление кон­троля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительс­ком отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуаль­ными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понима­ния ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительс­ком отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад­шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неуме­лость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...