4. 6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи
Пример В таблице представлены результаты обследования детей с идеализирующей тенденцией
Нужно подчеркнуть, что такие реакции — преувеличение положительных чувств и отрицание негативных чувств — представляют собой крайнее выражение идеализирующей тенденции. 2. Параноидальные синдромы. Главное их отличие от синдрома «отрицания» — присутствие у ребенка исходящих от него отрицательных эмоций, связанных с очень небольшой враждебностью. При этом переживание получаемых отрицательных чувств абсолютно не соответствует действительности, по оценке независимых экспертов.
Пример При обследовании двух детей, у которых гипотетически предполагались психотические нарушения, были получены следующие данные, свидетельствующие о проекции собственных чувств.
Дети были описаны как «подозрительные» и «всегда ожидали самого худшего». У одного из них имелся страх быть похищенным. В обоих случаях родители описывались как невротики, но внимательно относившиеся к детям. Ни одна семья не наказывала детей.
3. Эгоцентризм. Вариант самоагрессии. Отрицательная установка по отношению к себе была обнаружена у детей, переживающих сильные чувства собственной «плохости». Они близки к группе, называемой «отрицающие». Обычно это дети, не желающие ничего, страдающие от своей обособленности, испытывающие чувство агрессии к себе. Пример
4. Эгоцентризм. Эротический вариант. Сильно выраженную положительную установку в отношении себя можно обнаружить у детей, которым всегда потакают, они пользуются привилегиями, их постоянно поощряют. Таких детей в клинике называют «сверхзащищенными», в то время как в народе они более известны как «баловни». Эти случаи имеют большую частоту распространения, чем вариант самоагрессии.
Пример
Д. А., младшая из четырех детей и единственная девочка в семье. Разница в возрасте между ней и предыдущим ребенком составляет 10 лет. Она достаточно одинока, предоставлена сама себе, своим планам и мечтаниям. Примерно за 7 месяцев до обращения в клинику она вдруг пожаловалась на боли, имеющие характер колик, и на опухоль внизу живота. Тщательное исследование ничего не показало. Было высказано предположение, что опухоль была обусловлена удержанием и накапливанием продуктов выделения. Был поставлен диагноз: функциональное расстройство. Девочка была направлена на психологическое исследование. Было замечено, что она ходит подобно «беременной женщине» с руками, сложенными на животе. Был обнаружен психосоматический фон. Оказалось, что мать девочки лечилась от расстройства пищеварения невротического характера 15 лет назад, а у отца недавно открылась язва желудка. Ее тревожная, озабоченная мать имела тенденцию потворствовать желаниям дочери, особенно связанным с пищей. В результате этого девочка имела причудливый вкус и гордилась своим чувствительным желудком. Результаты теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье» приведены в таблице.
По результатам таблицы можно сделать вывод о том, что девочка больше вовлечена в отношения с периферическими членами семьи, то есть с ребенком жены брата. Было обнаружено, что появление симптомов у девочки совпало с рождением ребенка, который стал жить в соседней с ее спальней комнате. За несколько месяцев до рождения малыша девочка стала беспокойной, начав расспрашивать мать о протекании беременности и родах. Ее боли впервые возникли в первой половине ночи, примерно в те дни, когда жена брата должна была родить. Когда на одном из терапевтических сеансов девочку спросили о трех ее желаниях, то первым было желание иметь детей в отсутствие замужества: она не хотела бы быть подобной матери, которая чувствовала себя несчастной с «поспешным и небрежным» отцом. Вместе с тем девочка долго находилась под впечатлением родов: в беседе с психологом она отмечала, что думает, что это очень больно, что слышала стоны роженицы. После нескольких сеансов терапии ее мысли и фантазии улетучились, исчезли и некоторые симптомы. Был поставлен диагноз: истерическая псевдобеременность.
4. 6. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|