Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место Правительства в государственном аппарате

Понятие Правительства и его структура

 

Правительство – это коллегиальный, центральный орган государственного управления, который занимается организацией исполнения законов и других законодательных актов во всех сферах общественной жизни.

Правительство Беларуси называется Совет Министров. В 1994-1996 гг. белорусское Правительство именовалось Кабинетом Министров. Такое обозначение было введено в первоначальной редакции Конституции.

Правовой статус Совета Министров Беларуси отражен в отдельной главе (глава 5) в разделе 4 Конституции. Кроме того Правительству посвящен принятый в 2008 году Закон «О Совете Министров Республики Беларусь». Статус Правительства регулируется большим числом других законов, актов Президента, постановлений самого Правительства.

Очень важным аспектом конституционно-правового статуса Совета Министров выступает его система, которая в законодательстве традиционно называется структурой.

Структура Совета Министров – это совокупность должностей (должностных единиц) и их взаимосвязи.

Структуру Совета Министров не следует путать с кадровым составом Правительства (то есть с конкретными лицами, занимающими должности в Правительстве). Полномочием определять структуру Совета Министров Конституция наделяет Президента. Данное полномочие Президента имеет нормативный характер и отличается от его кадровых полномочий в отношении Правительства. Основы структуры Совета Министров закреплены уже в самой Конституции. В полной мере структура Совета Министром отражена в указе Президента от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». На сегодня структура Совета Министров Беларуси является следующей:

1. Премьер-министр (С. С. Сидорский с 2003 года). Назначен после того, как Правительство обмануло Президента по долгам о выплате зарплаты.
2. Заместители Премьер-министра (5), в том числе первый заместитель.
3. Руководители республиканских органов государственного управления: Ø Министры (24); Председатели государственных комитетов (7). И первые и вторые возглавляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству; Ø Руководитель республиканского органа государственного управления, не подчиненного Правительству: Председатель Национального статистического комитета.
4. Иные («нетипичные») члены Правительства: a.Глава Администрации Президента; b.Председатель Комитета государственного контроля; c.Руководитель аппарата Совета Министров; d.Председатель президиума Национальной академии наук; e.Директор Национального агентства инвестиций и приватизации; f.Председатель правления белорусского республиканского союза потребительских обществ (Белпотсоюза). Всего в Правительстве Беларуси 44 члена.

 

Яркой особенностью Правительства, отличающей его от других государственных органов, является включение в структуру данного органа должностных лиц, которые, как правило, одновременно выступают руководителями иных органов, организаций. Только в Правительстве работают Премьер-министр и его заместители. Подобная структура Правительства объясняется целесообразностью включения в Совет Министров лиц, хорошо владеющих ситуацией в сферах общества, относящихся к компетенции Правительства.

Статья 106 Конституции гласит, что в Правительство входят Премьер-министр, заместители Премьер-министра, министры, а также могут входить руководители иных РОГУ. Если же проанализировать структуру Правительства целиком, определенную Указом Президента от 5 мая 2006 года № 289, то необходимо сделать вывод, что к иным («нетипичным членам») Правительства отнесены должностные лица, не являющиеся руководителями РОГУ. Думается, что включение таких лиц в структуру Правительства противоречит Конституции.

 

Место Правительства в государственном аппарате

 

Правовой основой места Правительства Беларуси в государственном аппарате выступают нормы статьи 106 Конституции, согласно которым исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Правительство. Больше всего Правительство взаимодействует с другими органами исполнительной власти и с Президентом. По статье 106 Конституции Правительство подотчетно Президенту. Это конституционная норма конкретизирована Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»: закон обязывает Правительство отчитываться перед Президентом по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Президент наделен сильными полномочиями в отношениях с Правительством:

1. Дает поручения и указания Правительству;

2. Определяет структуру данного органа;

3. Назначает и освобождает от должности членов Правительства;

4. Может председательствовать на заседаниях Правительства;

5. Вправе отменять акты Правительства по любому основанию.

Правительство почти не обладает юридическими возможностями оказывать влияние на Президента. Оно вправе обращаться к главе государства с предложениями. Например, временные декреты Президента могут издаваться по инициативе Правительства, и в этом случае подписываются не только Президентом, но и Премьер-министром.

Самое тесное взаимодействие у Правительства с подчиненными ему РОГУ.

Правительство:

1. Дает поручения и указания, обязательные для выполнения РОГУ;

2. Утверждает положения, закрепляющие статус большинства РОГУ;

3. Вправе отменять акты подчиненных РОГУ;

4. Обладает кадровыми полномочиями в отношении подчиненных РОГУ.

Правительство

Главы РОГУ (П-м, замы)

 
 


 

 

Что касается местных исполнительных и распорядительных органов, то областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства (например, по вопросу подготовки и реализации республиканского бюджета).

Важны правоотношения Правительства с законодательным органом – Парламентом. По статье 106 Конституции Правительство ответственно перед Парламентом. Прежде всего здесь идет речь об ответственности Правительства перед нижней палатой – Палатой представителей. Возможности Палаты представителей по привлечению Правительства к ответственности выражаются в следующих полномочиях:

1. Выражение вотума недоверия Правительству:

2. Отказ в доверии Правительству.

Вотум недоверия – это признание палатой Представителей, работы Правительства неудовлетворительной.

Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом.

У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае:

1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;

2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;

3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия.

1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов;

2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы;

3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату.

Палата представителей рассматривает программу деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет программу. В течение 2 месяцев после назначения на должность Премьер-министр обязан направить в палату программу деятельности Правительства. Если палата отклонила программу, то Правительство обязано подготовить новую программу и снова представить ее палате. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

Статья 103 Конституции содержит и ряд других полномочий парламентариев по контролю за работой Правительства.

Правительство может в свою очередь активно влиять на деятельность Парламента. Достаточно сказать, что именно Правительство основной разработчик законопроектов в Беларуси и самый активный субъект законодательной инициативы. Полномочия Правительства по воздействию на законодательный процесс в Парламенте отражены также статьями 99, 100 Конституции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...