Место Правительства в государственном аппарате
Понятие Правительства и его структура
Правительство – это коллегиальный, центральный орган государственного управления, который занимается организацией исполнения законов и других законодательных актов во всех сферах общественной жизни. Правительство Беларуси называется Совет Министров. В 1994-1996 гг. белорусское Правительство именовалось Кабинетом Министров. Такое обозначение было введено в первоначальной редакции Конституции. Правовой статус Совета Министров Беларуси отражен в отдельной главе (глава 5) в разделе 4 Конституции. Кроме того Правительству посвящен принятый в 2008 году Закон «О Совете Министров Республики Беларусь». Статус Правительства регулируется большим числом других законов, актов Президента, постановлений самого Правительства. Очень важным аспектом конституционно-правового статуса Совета Министров выступает его система, которая в законодательстве традиционно называется структурой. Структура Совета Министров – это совокупность должностей (должностных единиц) и их взаимосвязи. Структуру Совета Министров не следует путать с кадровым составом Правительства (то есть с конкретными лицами, занимающими должности в Правительстве). Полномочием определять структуру Совета Министров Конституция наделяет Президента. Данное полномочие Президента имеет нормативный характер и отличается от его кадровых полномочий в отношении Правительства. Основы структуры Совета Министров закреплены уже в самой Конституции. В полной мере структура Совета Министром отражена в указе Президента от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». На сегодня структура Совета Министров Беларуси является следующей:
Яркой особенностью Правительства, отличающей его от других государственных органов, является включение в структуру данного органа должностных лиц, которые, как правило, одновременно выступают руководителями иных органов, организаций. Только в Правительстве работают Премьер-министр и его заместители. Подобная структура Правительства объясняется целесообразностью включения в Совет Министров лиц, хорошо владеющих ситуацией в сферах общества, относящихся к компетенции Правительства. Статья 106 Конституции гласит, что в Правительство входят Премьер-министр, заместители Премьер-министра, министры, а также могут входить руководители иных РОГУ. Если же проанализировать структуру Правительства целиком, определенную Указом Президента от 5 мая 2006 года № 289, то необходимо сделать вывод, что к иным («нетипичным членам») Правительства отнесены должностные лица, не являющиеся руководителями РОГУ. Думается, что включение таких лиц в структуру Правительства противоречит Конституции.
Место Правительства в государственном аппарате
Правовой основой места Правительства Беларуси в государственном аппарате выступают нормы статьи 106 Конституции, согласно которым исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Правительство. Больше всего Правительство взаимодействует с другими органами исполнительной власти и с Президентом. По статье 106 Конституции Правительство подотчетно Президенту. Это конституционная норма конкретизирована Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»: закон обязывает Правительство отчитываться перед Президентом по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Президент наделен сильными полномочиями в отношениях с Правительством: 1. Дает поручения и указания Правительству; 2. Определяет структуру данного органа; 3. Назначает и освобождает от должности членов Правительства; 4. Может председательствовать на заседаниях Правительства; 5. Вправе отменять акты Правительства по любому основанию. Правительство почти не обладает юридическими возможностями оказывать влияние на Президента. Оно вправе обращаться к главе государства с предложениями. Например, временные декреты Президента могут издаваться по инициативе Правительства, и в этом случае подписываются не только Президентом, но и Премьер-министром. Самое тесное взаимодействие у Правительства с подчиненными ему РОГУ. Правительство: 1. Дает поручения и указания, обязательные для выполнения РОГУ; 2. Утверждает положения, закрепляющие статус большинства РОГУ; 3. Вправе отменять акты подчиненных РОГУ; 4. Обладает кадровыми полномочиями в отношении подчиненных РОГУ. Правительство Главы РОГУ (П-м, замы)
Что касается местных исполнительных и распорядительных органов, то областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства (например, по вопросу подготовки и реализации республиканского бюджета).
Важны правоотношения Правительства с законодательным органом – Парламентом. По статье 106 Конституции Правительство ответственно перед Парламентом. Прежде всего здесь идет речь об ответственности Правительства перед нижней палатой – Палатой представителей. Возможности Палаты представителей по привлечению Правительства к ответственности выражаются в следующих полномочиях: 1. Выражение вотума недоверия Правительству: 2. Отказ в доверии Правительству. Вотум недоверия – это признание палатой Представителей, работы Правительства неудовлетворительной. Основаниями вотума недоверия могут быть как нарушения Правительством законов, других правовых актов, так и неэффективная работа Правительства (вследствие которой, например, снижается уровень жизни населения). Таким образом, ответственность Правительства носит не только юридический, но и политический характер. Если Палата представителей принимает постановление о выражении вотума недоверия Правительству, то судьба Правительства решается Президентом. У Президента возникает 3 варианта действий в таком случае: 1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов; 2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату. Отказ в доверии Правительству. Данный институт схож по своим юридическим последствиям с выражением вотума недоверия. Отличие заключается в том, что если вотум недоверия инициируется палатой, то вопрос о доверии Правительству ставится перед палатой Премьер-министром. Например, Правительство подготовило и внесло в Палату представителей законопроект принятие которого крайне важно для выполнения программы деятельности Правительства либо поручений, указаний, Президента. Столкнувшись с возражениями депутатов по законопроекту, Премьер-министр ставит перед палатой вопрос о доверии Правительству. Из опасения быть распущенной палата может проголосовать за доверие Правительству. Конституция Беларуси не оговаривает, считается ли в этом случае принятым законопроект по поводу которого ставился вопрос о доверии. Но есть основания для положительного ответа на данный вопрос; например такой подход закреплен в большинстве зарубежных конституций. Если же палата все-таки отказала в доверии Правительству, то у Президента возникают те же варианты действий, что и при выражении вотума недоверия.
1. Президент может согласиться с палатой и отправить Правительство в отставку, то есть освободить от должности всех его членов; 2. Президент может не согласиться с палатой, оставить Правительство работать и распустить саму палату, назначив новые выборы; 3. Президент вправе не отправлять Правительство в отставку и не распускать палату. Палата представителей рассматривает программу деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет программу. В течение 2 месяцев после назначения на должность Премьер-министр обязан направить в палату программу деятельности Правительства. Если палата отклонила программу, то Правительство обязано подготовить новую программу и снова представить ее палате. Повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству. Статья 103 Конституции содержит и ряд других полномочий парламентариев по контролю за работой Правительства. Правительство может в свою очередь активно влиять на деятельность Парламента. Достаточно сказать, что именно Правительство основной разработчик законопроектов в Беларуси и самый активный субъект законодательной инициативы. Полномочия Правительства по воздействию на законодательный процесс в Парламенте отражены также статьями 99, 100 Конституции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|