Загрязнение от транспортных источников.
Выбросы загрязняющих веществ по административным районам города Районы города |
Выбросы в атмосферу | ||||||
тыс. т / год | % вклада в выбросы | ||||||
Автозаводский | 37,11 | 49,8 | |||||
Канавинский | 4,55 | 6,1 | |||||
Ленинский | 2,58 | 3,5 | |||||
Московский | 2,70 | 3,6 | |||||
Нижегородский | 1,67 | 2,2 | |||||
Приокский | 2,59 | 3,5 | |||||
Советский | 1,38 | 1,9 | |||||
Сормовский | 21,92 | 29,4 | |||||
Всего по городу | 74,50 | 100 |
Загрязнение от транспортных источников.
Транспорт продолжает оставаться одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на окружающую природную среду города.
На 01.01.96 г. общее количество транспортных средств(ТС), стоящих на учете в Н. Новгороде, составило 157343 единицы.
В 1995 г., как и в предыдущие три года, сохранилась тенденция роста общего парка автомобилей, стоящих на учете в Н. Новгороде, хотя темпы роста по сравнению с прошлым годом несколько замедлились.
Количество автомобилей, "прописанных" в Н. Новгороде, увеличилось по сравнению с 1994 г. на 5676 единиц или на 3,7%. Основной рост автопарка происходит за счет индивидуального транспорта: его количество увеличилось на 17,9 тысяч единиц. Доля государственного транспорта неуклонно снижается (14,5% - в 1995 г. против 17% - в 1994 г.), снизилось на 9 тыс. единиц и количество автотранспорта, принадлежащего предприятиям иных форм собственности (малым, частным, кооперативам и т.д.). Это объясняется отсутствием объемов перевозок в государственном секторе и большинстве малых предприятий и стремлением предприятий избавиться от ставших ненужными основных средств, т.к. за не работающий, но стоящий на балансе транспорт приходится платить различные налоги. Себестоимость перевозок индивидуальным транспортом значительно дешевле, т.к. в нее не закладывается содержание основных фондов автобаз, расходов на энергоносители, содержание управленческого аппарата и т.д.
|
|
Приведенное выше перераспределение автотранспорта усложняет работу по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, т.к. взаимоотношения с владельцами индивидуального транспорта по возмещению наносимого им природной среде вреда до сих пор в полном объеме не определены.
К сожалению, Управление ГАИ с 1995 г. перестало вести учет автомобилей с пониженной токсичностью, работающих на газомоторном топливе, хотя имеется Постановление Правительства РФ о неотложных мерах по развитию такого транспорта, и информация о наличии и использовании газобаллонных автомобилей сейчас особенно важна.
Распределение транспортных средств предприятий по районам города за последние 4 года практически не меняется. Наибольшее количество - в Нижегородском районе (8994 шт.), наименьшее - в Московском (2038 шт.). Однако, наиболее насыщенным транспортом всех форм собственности является Автозаводский район (43424 ед.). Следом за ним со значительным отрывом идут Сормовский (26188 ед.) и Советский (24488 ед.) районы. Наименьшее количество транспорта стоит на учете в Московском районе (15996 ед.).
Как показывает практика, следствием разгосударствления и приватизации транспорта является ухудшение качества обслуживания автомобилей: не соблюдается периодичность и порядок техобслуживания, не проводится инструментальный контроль уровня токсичности и дымности отработавших газов. В результате не снижается количество транспортных средств, эксплуатирующихся с нарушением основных положений ПДД РФ по допуску транспортных средств к эксплуатации, с превышением норм токсичности и дымности, оказывающих повышенное шумовое воздействие на окружающую природную среду и т.д. По результатам инструментального обследования автопредприятий и транспортных цехов промпредпрятий инспекторским составом городского комитета выявлено и снято с эксплуатации свыше 1500 единиц экологически "грязного" транспорта. К этому числу надо добавить автотранспорт, проверенный в Нижнем Новгороде Нижегородоблкомприродой, Российской транспортной инспекцией, Госстандартом, ГАИ. Но окончательно побороть это зло пока не удается, ведь инспекционной проверке подвергается лишь десятая часть стоящего на учете в городе транспорта. А есть еще и иногородний, транзитный транспорт...
|
|
В последние годы становятся обыденными факты хранения, мойки, ремонта автомобилей в не отведенных для этого местах (рядом с жилыми домам, на газонах, у водоразборных колонок, в зонах отдыха), что подтверждается многочисленными жалобами и обращениями граждан. Все это также обостряет экологическую и санитарную обстановку. По-прежнему значительный вклад в загрязнение окружающей среды города вносит грузовой транспорт, в том числе иногородний и транзитный, движущийся по основным магистралям из-за отсутствия дорог-дублеров, неразвитости объездных дорог вне города. Вследствие недостаточности средств в городском бюджете сеть автодорог в городе практически не развивается.
В последние годы администрация города проводит значительные работы по реконструкции и ремонту дорожного полотна. Это ведет к снижению загрязнения и к экономии ресурсов. Однако в весенний период происходит частичное разрушение проезжей части дорог, в результате чего водители вынуждены снижать скорость, переходить на низшие передачи, а это приводит к усиленному износу транспортных средств и повышенному загрязнению атмосферного воздуха отработавшими газами.
Нижний Новгород имеет большую протяженность своей территории, поэтому актуальным является вопрос перевозки пассажиров общественным транспортом. Основную часть перевозок производит городской автобусный транспорт (свыше 55%). Проблему уменьшения загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта можно частично решить путем развития альтернативных видов транспорта и, в частности, электротранспорта, являющегося экологически наиболее чистым, расширения сети трамвайных и троллейбусных линий, увеличения протяженности линий метрополитена.
Таблица 1.2.
|
|