Данные в языке Паскаль
Любая программа выполняет над исходными данными некоторые расчеты. При этом, как и переменные или константы в математике, отдельные элементы данных обозначаются даваемыми программистом именами (идентификаторами). Любые идентификаторы в языке Паскаль строятся по следующим правилам: · имена могут включать латинские буквы, цифры и знак подчеркивания (для простоты опустим некоторые другие символы, разрешенные в именах); · имя состоит из одного слова; если требуется пробел в имени, он заменяется на подчеркивание: так, My_1 будет правильным идентификатором, а My 1 -- нет; · имя всегда начинается с буквы: возможен объект с именем A1, но не 1A; прописные и строчные буквы в именах не различаются Паскалем: x1 и X1 -- это одна и та же величина; · имена не могут совпадать с зарезервированными в языке служебными словами, обозначающими разрешенные в языке операции над данными: например, нельзя назвать Begin или BEGIN ни одну величину в программе, так как begin --зарезервированное служебное слово, а прописные и строчные буквы в служебных словах также не различаются. Познакомиться с большинством служебных слов мы сможем в процессе изучения языка.
Константы Константой называют величину, значение которой не меняется в процессе выполнения программы. Числовые константы служат для записи чисел. Различают следующие их виды: Целочисленные (целые) константы: записываются со знаком + или -, или без знака, по обычным арифметическим правилам: -10 +5 5 Вещественные числа могут записываться в одной из двух форм: обычная запись: 2.5 -3.14 2. -- обратите внимание, что целая часть отделяется от дробной символом точки; экспоненциальная ("научная") форма: в этой записи вещественное число представляется в виде m*10p, где m -- мантисса или основание числа, 0.1≤|m|≤1, p -- порядок числа, заданный целочисленной константой. Действительно, любое вещественное число можно представить в экспоненциальной форме:
-153.5 -0.1535*103 99.005 0.99005*102 Во всех IBM-совместимых компьютерах вещественные числа хранятся как совокупность мантиссы и порядка, что позволяет упростить операции над ними, используя специальную арифметику, отдельно обрабатывающую мантиссу и порядок. Для программной записи числа в экспоненциальной форме в качестве обозначения "умножить на 10 в степени" используется символ E или e (латинские): -153.5 -0.1535*103 -0.1535E3 или -1.535E02 99.005 0.99005*102 0.99005E+2 или 9.9005e+01 Без принятия специальных мер, программа на Паскале будет выводить на экран и принтер вещественные числа именно в такой форме. Кроме того, такая форма удобна для записи очень маленьких и очень больших чисел: 1030 1e30 -1020 -1E20 10-30 1E-30 Поскольку размер памяти, отводимой под мантиссу и порядок, ограничен, то вещественные числа всегда представляются в памяти компьютера с некоторой погрешностью. Например, простейшая вещественная дробь 2/3 дает в десятичном представлении 0,666666... и, независимо от размера памяти, выделяемой для хранения числа, невозможно хранить все его знаки в дробной части. Одной из типичных проблем программирования является учет возможных погрешностей при работе с вещественными числами. Кроме числовых констант существуют и другие их виды: логические константы служат для проверки истинности или ложности некоторых условий в программе и могут принимать только одно из двух значений: служебное слово true обозначает истину, а false -- ложь; символьные константы могут принимать значение любого печатаемого символа и записываются как символ, заключенный в апострофы ('одинарные кавычки'): 'Y' 'я' ' ' В последнем случае значение символьной константы равно символу пробела. Если требуется записать сам символ апострофа как символьную константу, внутри внешних апострофов он удваивается: ''''.
К символьным также относятся константы вида #X, где X -- числовое значение от 0 до 255 включительно, представляющее собой десятичный ASCII-код символа. Таблицы ASCII-кодов, используемых операционными системами DOS и Windows, приведены в Приложении 1. Например, значение #65 будет соответствовать коду буквы 'A' латинской. Обработка нажатий клавиш и расширенные коды клавиатуры описаны в гл. 24 и Приложении 5. Строковые константы -- это любые последовательности символов, заключенных в апострофы. Как правило, строковые константы служат для записи приглашений к вводу данных, выдаваемых программой, вывода диагностических сообщений и т. п.: 'Введите значение X:' 'Ответ=' Если в строковой константе необходимо записать сам символ апострофа, это делается так же, как для символьных констант. Именованные константы перечисляются в разделе описаний программы оператором следующего вида: const Имя1=Значение1; Имя2=Значение2; ... ИмяN=ЗначениеN; Ключевое слово const показывает начало раздела описаний именованных констант. Ясно, что зачастую удобнее обращаться к константе по имени, чем каждый раз переписывать ее числовое или строковое значение. Приведем пример раздела: const e=2.7182818285; lang='Turbo Pascal 7.1'; Здесь описана числовая константа e со значением основания натурального логарифма и строковая константа с именем lang, содержащая строку 'Turbo Pascal 7.1'. Каждое даваемое программистом имя должно быть уникальным в пределах одной программы. Если мы включим этот раздел в свою программу, мы уже не сможем создать в ней других объектов с именами e и lang.
Читайте также: B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|