Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Mожет ли человек сам избрать что-нибудь хорошее?

«Говорит ли Священное Писание однозначно, что человек на
столько греховен, что не может сам избрать что-нибудь хорошее(т.н. рабство
греха)? Ведь в истории человечества мы наверняка найдем примеры,
противоречащие этой «доктрине». Примером может стать подвиг, какого-нибудь
солдата, который бросился на пулеметный дзот. Его мотивы, конечно могли быть
разными: как любовь к родине, так и любовь к славе, но я не думаю, что те
пионеры, которых пытали, думали о предлежащей им славе. Да и сам факт
проявления масштабного патриотизма не является ли противоречием тезису о
невозможности выбирать добро? Если же патриотизм является делом Божьим, т.к.
все, что творит человек доброго, есть ни что иное, как действие самого Бога,
то возникает вопрос: может ли Бог, с Его характером, требовать от человека,
того что человек выполнить не может, не обеспечив его средствами выполнения
требуемого. Бог выглядит каким-то маньяком, когда мы читаем, что требовал
Бог от Израиля и как его наказывал за непослушание и, понимая, что Бог знал,
что Израиль выполнить этого не может. Я думаю, что это противоречит
справедливости Бога, который говорит: «кого миловать помилую; кого жалеть
пожалею» Исх 33:19»?

 

Писание действительно категорично говорит об абсолютной греховности
человека. Объясняя уровень греховности человека в Рим 3:10-18 апостол Павел
говорит: "как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто
не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего
добро, нет ни одного. Гортань их-- открытый гроб; языком своим обманывают;
яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на
пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет
страха Божия перед глазами их." Это достаточно категоричное заявление,
которое трудно истолковать иначе (см. так же Еф. 2:1-3; Рим 8:6-9). Более
того, этот факт подтверждается самой сущностью грехопадения в Эдеме. Суть
греха заключалась в том, что человек попытался поставить себя на место Бога
("станете как боги" Быт. 3:5), т.е. человек пошёл против Бога. Так как Бог
абсолютно совершен в своей личности и всех атрибутах, его святость не
позволяет общения даже с малейшей степенью противления (т.е. зла, греха).
Поэтому, в результате своего действия, человек оказался лишённым общения с
Богом и связи с Ним как с источником жизни.

В этом положении человек не потерял способности понимать что существует добро и зло (напротив, дьявол обещал, что люди научатся этому, Быт 3:5). Беда только в том, что человек отверг Божий единый стандарт добра и даже Его право на этот стандарт, заменив его своими собственными стандартами. Без Бога человек создаёт свою систему добра и справедливости (причём каждая культура и цивилизация имеет свои моральные стандарты отличающиеся друг от друга). Отличием всех человеческих систем моральных ценностей и справедливости в том, что все они построены людьми имеющими последнее слово и окончательный авторитет.

Эти системы часто учитывают некоторые принципы Божественных законов (так принцип "кто не работает тот и не ест" был взят коммунистами из 2 Фес. 3:10), но по своей сути они все построены на независимости от Бога. Только в системе моральной независимости от Бога возможно предположить, что Бог действует как маньяк. Достаточно часто какие-то элементы человеческих стандартов добра совпадают с Божьими стандартами (как например в приведённом примере о самопожертвовании ради блага других). Эти факты безусловно являются добрыми сами по себе, проблема только в том, что они сделаны в человеческой системе моральных стандартов, людьми по своей сути враждующими с Богом. Другими словами, люди делающие их не признали Божьего абсолютного права определять всю систему моральных принципов в их жизни. Они согласились только с какой-то их частью, да и то, скорее всего не потому, что они хотели быть послушными Богу, а потому, что видели в этом поступке свою высшую человеческую ценность.

Как уже было отмечено, Бог является абсолютной личностью и всякое неприятие какой-либо части Его абсолюта вызывает Его гнев (иначе Он не был бы абсолютом). Вот почему человеку необходимо обращение или рождение свыше. Вот почему Иисусу Христу необходимо было прийти на землю, взять на себя наш грех и приняв на себя Божий гнев отдать нам свою абсолютную праведность.

В ситуации с народом Израиля в Ветхом Завете этот принцип так же
очевиден. Обращаясь к потомкам Иакова, Бог, прежде всего искал их полного внутреннего признания Его реального положения суверенного Владыки (см. Исх 20:1-7; Втор. 6:4-5; Ис. 66:1-3; Деян. 17:24-27), с этого начинается жизнь с Богом. К сожалению, получив Божьи законы и наставления, народ Израильский не отказался от того, что они сами считали "правильным" и "добрым," от того, чему они научились от народов живущих вокруг них. Таким образом народ Израиля создал свою систему моральных стандартов в которой смешались ценности полученные от Бога с ценностями человеческими принятыми в народе. Опять Израиль страдал тем, что взяв кое-что от Бога люди поставили себя в положение окончательного арбитра определяющего «что такое хорошо и что такое плохо». Бог называет это идолопоклонством. Опять таки, главная проблема в том, что они сами были "хозяевами" этой системы. Они не приняли абсолютного Божьего статуса и потому их система жизни неизбежно привела к краху.

Таким образом, для того, чтобы делать добро в абсолютном смысле этого слова
в котором действует Бог, человек должен в корне изменить своё отношение к
Нему. Это же, по словам Иисуса Христа возможно только при условии рождения свыше - "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". (Иоанн 3:5-6). Рождение свыше - это безусловный плод действия Духа Святого в сердце человека, поэтому мы можем точно сказать, что сам человек не в состоянии подчиниться Богу (суть его греховной природы в утверждении себя, а не Бога).

Теперь мы можем ответить на вопрос: "почему тогда Бог повелевает людям делать то, что они сами не в состоянии сделать?". Нужно помнить, что Бог, прежде всего, ищет изменения сердца человека, а не его внешних действий (Иер. 31:31-33). Он прежде всего видит спасение человека в его полном признании суверенного Божьего господства:" Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного." (Ис 45:22). Библия действительно содержит множество повелений и указаний касающихся практических, внешних действий человека, но все они сказаны с учётом того, что человеку нужно прежде всего в корне изменить своё внутреннее отношение к Богу. Только потом он сможет принимать Божью волю и исполнять её возрастая в уподоблении Ему в послушании Божьим законам и принципам.

И последнее, приведённая цитата из Исх 33:19 «кого миловать помилую; кого жалеть пожалею» как раз и говорит об абсолютном Божьем праве определять милость для того, для кого Он хочет (см. Контекст, а так же интерпретацию этих слов Павлом в Рим. 9:14-20). Наша проблема часто заключается в том, что мы пытаемся заставить Бога действовать по принятой нами системе стандартов. Он же говорит, что человеку нужно начать с того, чтобы признать Божье абсолютное владычество. Если это произойдёт, тогда станут невозможными претензии обвиняющие Бога в несправедливости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...