Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация оценок контрольных и личностных шкал




 

Контрольные шкалы

Оценки шкал «Симуляция» и «Диссимуляция» не превышают порогового значения, что отражает положительное отношение к исследованию, установку на сотрудничество; адекватность самооценки и оптимальную степень самораскрытия в ответах; результаты исследования достоверны.

Оценка шкалы «Симуляция» превышает пороговое значение, оценка шкалы «Диссимуляция» не превышает порогового значения, что отражает чрезмерную откровенность в ответах, стремление подчеркнуть недостатки собственной личности, эмоционально насыщенные проблемы и трудности социальной адаптации; можно предположить снижение самооценки, критическое отношение к себе, неудовлетворенность актуальной жизненной ситуацией, потребность в психотерапевтической помощи; результаты исследования недостаточно достоверны.

Оценка шкалы «Симуляция» не превышает порогового значения, оценка шкалы «Диссимуляция» превышает пороговое значение, чтоотражает стремление испытуемого придать ответам социально одобряемый характер, избежать излишней откровенности, смягчить недостатки собственной личности, эмоционально значимые проблемы и трудности социальной адаптации; результаты исследования недостаточно достоверны.

Оценки шкал «Симуляция» и «Диссимуляция» превышают пороговое значение, чтоотражает противоречивое отношение к исследованию, проявляющееся в стремлении, с одной стороны, придать ответам социально одобряемый характер, отметить удовлетворенность собой и актуальной ситуацией, а с другой – подчеркнуть личностные недостатки и трудности социального приспособления; полученные данные могут отражать как плохое самопонимания испытуемого, так и неустойчивость эмоционального фона, противоречивость мотивационных тенденций; результаты исследования недостаточно достоверны.

 

Личностные шкалы

 

1. Шкала «Неуверенность в себе»

Высокое значение оценки отражает свойственную испытуемому высокую тревожность, неуверенность, трудности при принятии решений и в ситуациях выбора, склонность к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворенность собой, пониженную самооценку; в социальных отношениях – робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении.

Повышенное значение оценки отражает наличие в актуальном психическом состоянии и структуре личности черт тревожности, неуверенности в себе, повышенной склонности к критическому самоанализу, затруднения при принятии решений; можно предположить зависимо-уступчивую позицию и повышенную эмоциональную истощаемость в социальных контактах, потребность в эмоциональной поддержке, недостаточную самостоятельность и стеничность при достижении цели.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время проблемы, связанные с самопринятием и удовлетворенностью собой, не являются для личности актуальными; можно предположить достаточную степень уверенности при принятии решений и осуществлении социальных контактов, уравновешенный эмоциональный фон и рисунок поведения, адекватность самовосприятия (отсутствие как чрезмерно критического отношения к себе, так и самопереоценки).

Пониженное значение оценки отражает определенно высокий уровень уверенности в себе, самооценки и способности к самоактуализации, отсутствие проблем при принятии решений, стремление к самостоятельности и доминированию в социальных отношениях, способность к принятию ответственности и достижению цели.

Низкое значение оценки отражает безусловно уверенность в себе, повышенную самооценку, самостоятельность, независимость, стеничность, стремление к доминированию в социальных контактах.

 

2. Шкала «Познавательная и социальная пассивность»

Высокое значение оценки отражает низкую интеллектуальную продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг и недифференцированный характер интересов; низкую социальная активность, недостаточную общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие или снижение потребности в широких и разнообразных межличностных связях.

Повышенное значение оценки отражает недостаточную продуктивность (повышенную истощаемость) и недостаточную пластичность (трудности переключения) интеллектуальной деятельности, склонность к обдумыванию и углубленной рефлексии, недостаточную спонтанность в решениях, неширокий круг интересов, невыраженность познавательной потребности и восприимчивости к новому; в социальных контактах – снижение инициативы и заинтересованности, склонность к дистанцированию; в целом, невысокий уровень социальной компетентности и активности личности.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время выявляется средний уровень интеллектуальной продуктивности и пластичности, умеренный темп ассоциативных реакций, умеренная выраженность познавательных интересов, отсутствие выраженного стремления к поиску различных видов информации; социальное поведение характеризуется умеренным уровнем активности, общительности, предприимчивости, включенности в межличностное взаимодействие и заинтересованности в широких контактах.

Пониженное значение оценки отражает определенно высокий уровень интеллектуальной продуктивности и познавательных интересов, восприимчивость к новому, пластичность, способность к быстрому принятию решений; в сфере социальных отношений – уверенность, хорошие коммуникативные навыки и организаторские способности, стремление к разнообразию контактов и видов деятельности, эмоциональная включенность.

Низкое значение оценки отражает высокую подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, разнообразные интересы, активный поиск информации и впечатлений; социальную смелость, уверенность, настойчивость, склонность к риску, стремление к широким и разнообразным контактам.

 

3. Шкала «Невротический “сверхконтроль” поведения»

Высокое значение оценки отражает неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным и жестким контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию поступков, планированию, рационализации; инертность и «застреваемость» переживаний; в поведении и социальных контактах – «зажатость», отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности.

Повышенное значение оценки отражает потребность в тщательном планировании и обдумывании поступков, стремление к завершению начатого, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; точность, корректность, педантичность, терпеливость в работе и социальном взаимодействии; при этом мотивация избегания неуспеха доминирует над мотивацией высоких достижений; в целом – серьезное отношение к жизни в сочетании с затруднением свободной самореализации.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время проблемы, связанные со свободной самореализацией, не являются для личности актуальными; поведение имеет достаточно спонтанный, непринужденный характер, не выражена склонность к повышенной рефлексии и критической интроспекции, тщательному обдумыванию и планированию поступков; характерна умеренная степень ответственности, обязательности, а также пластичности (отсутствие выраженной тенденции к фиксации переживаний, принятой линии поведения, завершению начатого).

Пониженное значение оценки отражает отсутствие проблем, связанных со свободной самореализацией, повышенным контролем поведения и эмоциональных реакций, фиксированных форм поведения и переживаний; в деятельности и социальных отношениях – естественность, непринужденность, отсутствие склонности к тщательному планированию, обдумыванию и завершению начатого, легкость переключения с одного вида деятельности и контактов на другой, нетерпеливость, подвижность; мотивация высоких достижений преобладает над мотивацией избегания неуспеха.

Низкое значение оценки отражает спонтанность эмоциональных реакций, раскованность поведения, свободную самореализацию, динамичность принимаемых решений, оценок, поступков, отсутствие интроспективности и склонности к рефлексии, уверенность в себе; легкое отношение к проблемам, неудачам, ответственности, отсутствие страха перед новыми видами деятельности, контактами, ориентация на успех и высокие достижения.

 

4. Шкала «Аффективная неустойчивость»

Высокое значение оценки отражает высокую вероятность несдержанного, плохо управляемого и прогнозируемого поведения; преобладание аффективных форм реагирования (преимущественно экстрапунитивной направленности), раздражительности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохую переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности; одновременно проявляются черты повышенной чувствительности в отношении несправедливости, сенситивности и аффективной ригидности.

Повышенное значение оценки отражает повышенную эмоциональную возбудимость, ослабление способности к волевому управлению эмоциями, неустойчивый, неуравновешенный характер поведения при межличностном взаимодействии, возможность раздражительных и гневливых реакций в фрустрирующих ситуациях, повышенную чувствительность (сенситивность) со склонностью «накапливать» отрицательные переживания (недостаточная пластичность эмоций); понижены толерантность к стрессу и в целом, регуляторные возможности психики.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время значительных проблем, связанных с контролем аффективных реакций, не выявляется; поведение характеризуется достаточной уравновешенностью, сбалансированностью (не выражено преобладание экстрапунитивных реакций); можно предположить способность к подавлению сенситивности, раздражительности и других негативно окрашенных эмоциональных реакций и состояний, умеренный (достаточный) уровень толерантности к стрессу, способность к использованию конструктивных механизмов психологического преодоления (совладающего поведения); в целом – отсутствие значительных затруднений регулирования поведения и социальной адаптации.

Пониженное значение оценки отражает уравновешенный, устойчивый и прогнозируемыйрисунок поведения, адекватность способов эмоционального реагирования, хороший интеллектуальный и волевой контроль поведения; не выражена склонность к формированию «застревающих» сенситивных реакций (пластичность эмоций); устойчивость в стрессе, конструктивные формы психологического преодоления и приспособления.

Низкое значение оценки отражает эмоциональную стабильность и уравновешенность, отсутствие аффективной обусловленности и необдуманности поведения, а также аффективной ригидности и сенситивности; высокую фрустрационную толерантность, преобладание пластичных и конструктивных способов преодоления стресса.

 

5. Шкала «Интровертированная направленность личности»

Высокое значение оценки отражает значительную социальную дистанцированность, погруженность в мир собственных переживаний, потребность в одиночестве, переживание дискомфорта в ситуациях широкого социального взаимодействия, индивидуальный рисунок поведения, способов деятельности и решения проблемных ситуаций.

Повышенное значение оценки отражает социальную дистанцированность, предпочтение видов деятельности, не предполагающих широкое социальное взаимодействие, автономность поведения (независимость от оценок окружающих), самостоятельность суждений, стремление подавлять внешние проявления эмоций; доверительные отношения могут складываться с очень ограниченным кругом лиц.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время отмечается умеренный уровень социальной активности, общительности и конформности, отсутствие значительных затруднений при реализации социальных контактов, умеренная потребность в понимании и поддержке со стороны окружающих, возможность доверительных отношений с относительно широким кругом лиц и естественного проявления эмоций в поведении.

Пониженное значение оценки отражает скорее общительное, открытое поведение, готовность к сотрудничеству, ориентацию на мнение окружающих, потребность в их помощи и поддержке, открытое проявление эмоций вовне и способность к установлению доверительных отношений с достаточно широким кругом лиц; пластичность и отсутствие затруднений при реализации социальных контактов, установлении новых связей.

Низкое значение оценки отражает отчетливое социально ориентированное поведение, открытость и легкость в контактах, потребность в общении, хорошую способность к групповому взаимодействию.

 

6. Шкала «Ипохондричность»

Высокое значение оценки отражает чрезмерную сосредоточенность на отдельных психических и соматических функциях, на состоянии своего здоровья в целомстремление поддерживать исключительно правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском развития заболевания.

Повышенное значение оценки отражает сосредоточенность на состоянии своего здоровья, внимательное отношение к незначительным проявлениям недомогания, повышенный контроль над поведением и образом жизни с целью избежать ситуаций, потенциально связанных с риском заболевания (переохлаждение, перенапряжение и др.), поиск информации о различных заболеваниях и соблюдение всех предписаний по их предупреждению; негибкость поведения в целом, дискомфорт при необходимости изменения привычных жизненных стереотипов.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время для испытуемого не является типичным повышенный контроль над состоянием своего здоровья, отдельных психических и соматических функций, образом жизни и поведения в связи с риском развития заболеваний; проявляется умеренная степень пластичности и разумный подход к проблеме сохранения и поддержания здоровья, к получению необходимой информации о болезнях и мерах их предупреждения, сбалансированный характер переживаний, связанных с состоянием здоровья в целом.

Пониженное значение оценки отражает отсутствие склонности к повышенному контролю над состоянием своего здоровья и поведением (образом жизни), способным повлиять на его уровень, пластичность (отсутствие фиксации на неприятных ощущениях, переживаниях, а также тревоги в ситуациях, требующих изменения поведенческих стереотипов), легкое (нетревожное) отношение к возникающим симптомам недомогания, возможность отступления от предписаний и рекомендаций по лечению и поддержанию здоровья.

Низкое значение оценки отражает беспечное, нетревожное отношение к состоянию своего здоровья, отсутствие стремления к превентивным мерам в связи с риском заболевания и щадящему стилю жизни.

 

7. Шкала «Социальная неадаптивность»

Высокое значение оценки отражает плохую приспособляемость в различных социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межличностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения.

Повышенное значение оценки отражает снижение уровня социальной приспособляемости, проявляющееся в недостаточной способности к пониманию нюансов межличностных отношений (социальной перцепции и эмпатии), в негибкости социальных контактов, неконформности; пониженный уровень социализации проявляется также в недостаточной опытности (ловкости, искушенности) при решении трудных социальных ситуаций, в недостаточной способности контролировать понятность и принятость своих суждений и поступков, в возникающем в связи с этим амбивалентным отношением к окружающим (потребность в общении сочетается со страхом оказаться неловким, непонятым); может проявляться отступление от общепринятых форм поведения в связи с личностной нестандартностью, необычностью установок, плохим усвоением социальных норм.

Значение оценки попадает в зону неопределенного диагноза. Это означает, что в настоящее время отсутствуют выраженные признаки нарушений социальной адаптации в связи с недостаточным усвоением общепринятых норм, снижением социальной перцепции, эмпатии, коммуникативных навыков, гибкости и уверенности в процессе межличностного взаимодействия.

Пониженное значение оценки отражает хорошо сбалансированное социальное поведение, основанное на правильном усвоении общепринятых образцов поведения, на общих хороших коммуникативных навыках, высоком уровне социально- и аутоперцепции в процессе межличностного взаимодействия, пластичности, уступчивости и заинтересованности в социальных контактах.

Низкое значение оценки отражает значительные адаптивные возможности личности, пластичность, дифференцированность социального поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к сотрудничеству.

 

 

Интерпретация «профиля» (совокупности) шкальных оценок

1. Завершающую часть психодиагностического заключения по данным методики НЧЛ целесообразно начинать с характеристики отношения испытуемого к исследованию, сформулированной в более обобщенном и лаконичном виде по сравнению с основным текстом заключения. Варианты подобного обобщения приводятся ниже.

Оценки шкал «Симуляция» и «Диссимуляция» не превышают порогового значения: положительное отношение к исследованию; результаты исследования достоверны.

Оценка шкалы «Симуляция» превышает пороговое значение, оценка шкалы «Диссимуляция» не превышает порогового значения: результаты исследования недостаточно достоверны; при их анализе следует учитывать возможные мотивационные искажения, связанные с аггравацией имеющихся проблем и недостатков личности, или критическое самовосприятие.

Оценка шкалы «Симуляция» не превышает порогового значения, оценка шкалы «Диссимуляция» превышает пороговое значение: результаты исследования недостаточно достоверны; при их анализе следует учитывать защитную реакцию испытуемого, проявляющуюся в отрицании имеющихся проблем, повышенном контроле над ответами.

Оценки шкал «Симуляция» и «Диссимуляция» превышают пороговое значение: результаты исследования недостаточно достоверны; при их анализе следует учитывать противоположные мотивационные тенденции испытуемого, возможно, связанные с недостатком самопонимания или с неустойчивостью аффективного фона и способов эмоционально-личностного реагирования.

2. После описания отношения к исследованию в обобщенном виде приводится интерпретация совокупности (а не отдельно взятых) оценок личностных шкал, графически представленной в виде «профиля». Тем самым проводится интерпретация не отдельно взятых личностных черт, отраженных отдельными шкалами опросника, а совокупности черт личности испытуемого и особенностей его социальной адаптации. В отличие от контрольных шкал, число вариантов «профилей» шкальных оценок личностных шкал методики НЧЛ практически не ограничено. Поэтому не представляется возможным дать их перечисление с указанием соответствующей обобщающей интерпретации (как это было сделано для контрольных шкал). В то же время, могут быть указаны некоторые общие рекомендации по построению психодиагностического заключения на основании «профилей» шкальных оценок.

Так, при анализе совокупности оценок личностных шкал, представленной графически, главным образом, обращается внимание на высоту и конфигурацию «профиля». При этом общая высота «профиля» характеризует степень выраженности комплекса невротических черт личности. Конфигурация (соотношение подъемов и спадов) «профиля» характеризует структуру невротических черт личности. Среди разнообразных вариантов «профилей» можно выделить типичные варианты, отражающие различную степень выраженности и структуру невротических черт личности.

Вариант 1 (Приложение 6, пример 1): все шкалы личностного «профиля» имеют высокое или повышенное значение оценки. При таких характеристиках “профиля” делается вывод об общем высоком уровне выраженности невротических черт личности, проявляющемся в значительном и генерализованном эмоциональном напряжении, снижении уровня социальной адаптации и повышенной склонности к формированию невротических реакций и состояний в широком диапазоне жизненных ситуаций.

В психодиагностическом заключении необходимо также содержательно раскрыть отдельные личностные особенности, способы эмоционального реагирования и совладания со стрессом, характер внутренних переживаний и социальных контактов, другие особенности личности и социальной адаптации, отраженные в основных шкалах опросника.

В обобщающей части заключения делается вывод о необходимости психологической интервенции в целях снижения риска развития невротических и неврозоподобных состояний или коррекции уже сформированных пограничных психических расстройств.

Вариант 2 (Приложение 6, пример 2): большинство шкал (либо все шкалы) личностного «профиля» имеет низкое или пониженное значение оценки, меньшее количество шкал имеет среднее значение оценки. При таких характеристиках “профиля” делается вывод о том, что в настоящее время черт личности, потенциально связанных с риском развития невротических реакций и состояний, а также невротических изменений личности не определяется. Напротив, можно предположить преобладание в структуре личности комплекса черт, определяющих сбалансированный характер эмоциональных реакций, конструктивные способы преодоления трудностей, пластичность и инициативность в социальных контактах и другие черты, способствующие успешной и устойчивой социальной адаптации.

Структуру личности, в целом, можно охарактеризовать как зрелую, гармоничную, обеспечивающую как успешность социального функционирования в оптимальных условиях, так и резистентность к неблагоприятным «внешним» и «внутренним» воздействиям.

В обобщающей части заключения делается вывод о хороших адаптивных возможностях и успешной самореализации личности в настоящее время.

Вариант 3 (Приложение 6, пример 3): ряд шкал личностного «профиля» имеет высокое или повышенное значение оценки, отдельные шкалы имеют низкое, пониженное или среднее значение оценки. При таких характеристиках “профиля” делается вывод о наличии в структуре личности как черт, предрасполагающих к развитию невротических реакций и состояний (или невротических изменений личности – в случае верифицированного диагноза невротического заболевания), так и черт, способствующих социальной адаптации и компенсации невротических расстройств.

В психодиагностическом заключении, опираясь на величины шкальных оценок, целесообразно также содержательно раскрыть отдельные личностные особенности, облегчающие или препятствующие нервно-психической дезадаптации и формированию невротических расстройств. В зависимости от соотношения шкальных оценок (спадов и подъемов «профиля») подчеркивается либо преобладание в структуре личности дезадаптивных характеристик с наличием отдельных черт, способствующих успешной адаптации, либо напротив – преобладание адаптивных черт и конструктивных способов преодоления стресса с наличием отдельных невротических (дезадаптивных) черт.

В обобщающей части заключения подчеркивается неоднородный характер полученных результатов (наличие в структуре личности как дезадаптивных – невротических, так и адаптивных черт личности), отражающий недостаточную сбалансированность личности, возможность противоположных эмоционально-мотивационных тенденций, неустойчивость социального приспособления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...