Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование русского централизованного государства.

Многие историки расценивают последствия монгольского завоевания как катастрофичные. Разрушения были огромны; большинство городов обратилось в развалины, исчезли многие ремесла, почти сто лет на северо-востоке Руси не строили каменных зданий. Было уничтожено примерно три четверти замков, крепостей, волостных центров; на Юге обезлюдели целые земли, Киевская, Переяславская, Черниговская; некоторые области оставались пустынными не одну сотню лет.

Реконструкция взятия Ярославля монголо-татарами зимой 1238 года, воссозданная на основе исследований Института археологии РАН. Автор: Олег Федоров

Даже леса не всегда были надежной защитой от завоевателей, монголы охотились за укрывавшимися в лесной глухомани; многие из беглецов погибали от голода, зимних морозов, эпидемий. Славянские земледельцы, освоившие в предыдущие столетия обширные пространства лесостепей, вновь, как во времена прошлых нашествий, оказались отброшенными в северные леса. Однако и в лесной полосе население резко уменьшилось. Земли, расчищенные от лесов трудом многих поколений, снова зарастали кустарником; немногие уцелевшие сельчане вернулись к подсеке и к перелогу, к системам земледелия, господствовавшим во времена Рюрика. Этот период можно расценивать как один из самых серьезных вызовов, который угрожал самому существованию цивилизации, сложившейся в северной Евразии. Ответом на этот цивилизационный вызов могло стать только объединение разрозненных русских княжеств в централизованное государство. В этой связи возникал вопрос: какой политический центр был готов стать во главе объединения русских земель.

В XIV – первой половине XV века в Северной Евразии (на территории современной России) можно выделить три главные политико-культурные области: Русь западная, Русь восточная и Золотая Орда. В первой половине XIV века в Восточной Европе господствовала Золотая Орда. Это единое независимое государство на стыке Азии и Европы с центром в городе Сарай (на нижней Волге) состояло из улусов, управляемых наместниками хана из рода монгольского рода Чингизидов. Однако большинство жителей Золотой Орды говорили на тюркских языках, который приняли и немногочисленные переселенцы из Монголии. Потомков половцев, волжских булгар и других племён соседи стали именовать монгольским именем «татары». Сами же они так себя не называли, предпочитая именоваться по отдельным родам и союзам. При хане Узбеке (1314–1342) ислам стал государственной религией Орды.

Хан Узбек

Яса Чингисхана (беспрекословное повиновение хану, жестокое наказание за ослушание) дополняется мусульманскими законами. Наряду с кочевой монгольской знатью (мурзами, беками) хан Узбек приближает к себе образованных мусульманских чиновников и духовенство. На Волге, в Причерноморье, в Приуралье строятся большие города, по образцу мусульманского Востока, украшенные каменными мечетями. Там проложен водопровод, построены мусульманские школы, караван-сараи (гостиницы для купцов), работают знаменитые восточные базары. В Золотой Орде распространяются арабская и тюркская письменности, появляются свои поэты и учёные, с уважением упоминаемые в сочинениях египетских и иранских книжников.

Мечеть хана узбека. Крым. 1314-1333 годы

Значительная часть Руси западной (Полоцк, Волынь, Киев – современная Белоруссия и часть Украины) была объединена литовским князем Гедимином (1316–1341) в Великое княжество Литовское и Русское. Большая часть жителей этой новой «Литовской Руси» – православные русичи – воспринимали происходящее как освобождение от Орды. Литовско-русские дружины изгоняли ордынские гарнизоны и баскаков (сборщиков дани), восстанавливали древнерусские государственные порядки. Вновь Русскими землями правил независимый от иного государства князь. Хотя он был по происхождению литовцем и язычником, его окружали русские бояре, его дети женились на русских княжнах. Вместо беспрекословной воли ордынского хана судьбу земель и городов определяли соглашения князя и его наместников с местными вольными боярами-вотчинниками и городскими вечевыми собраниями. Законом в Великом княжестве Литовском и Русском была домонгольская «Русская Правда». Большинство жителей (русичей) объединяла православная вера и единая Русская православная церковь. По крайней мере, у высших образованных слоёв населения сохранялось представление о единой Руси, себя и своих восточных соседей православные жители Великого княжества Литовского и Русского называли «русины, руськие». Но чаще именовали себя по областям и отдельным городам: волыняне, галичане, львовяне, полочане, киевляне.

Въезд Гедимина в Киев

В отличие от западной, в землях Руси восточной (к востоку от Днепра) к началу XIV века раздробленность только усилилась. От Новгородской вечевой республики отделилась Псковская, домонгольские княжества Черниговское, Смоленское, Рязанское, Владимирское распались на более мелкие независимые княжения. Все они формально были объединены в «русский улус», верховным правителем которого являлся «ордынский царь» – хан Золотой Орды, о здравии которого читались молитвы в русских церквях. Во главе «улуса» хан ставил одного из северо-восточных князей, выдавая ему ярлык на Великое княжение Владимирское. Получивший ярлык князь отвечал за ежегодный сбор дани и безопасность ханских чиновников баскаков, послов. Реальной власти над другими землями он не имел, но мог попросить о присылке на помощь карательного отряда из Орды.

О. Федоров. Неволя. XIII в.

Некоторые русские князья северо-востока (московские, ростовские) женились на дочерях ханов. Часть ордынских мурз со своими семьями и воинами переезжали на службу к этим князьям, получали вотчины, давая начало многим известным позднее родам. Вместе с ними в эту часть Руси проникала и часть восточных (ордынских) порядков: беспрекословное повиновение государя (хана-царя и князя), обычай выражать государю рабскую покорность, некоторые предметы одежды, украшения, оружие и их татарские (тюркские) названия. Так, основу знаменитой позднее шапки Мономаха составила «шапка татарская златая», сделанная в среднеазиатских владениях Золотой Орды и подаренная московскому князю.

Шапка Мономаха

Ни политического, ни этнического единства русских больше не существовало. Вместо старых городов Поднепровья появились новые центры. Наиболее важными из них были: Тверь – прекрасный богатый город на Волге, имевший выгодное географическое положение; Смоленск – западный щит Руси; Рязань – служившая защитой от беспорядочных набегов степных грабителей; отвоеванный у мордвы Нижний Новгород – торговый город и колонизационный центр на границе с волжскими булгарами; маленькая, затерянная в лесах Москва. Да и между этими центрам не было единства: они постоянно вели борьбу между собой и тяготели к самостоятельности. Республиканский Великий Новгород временами вообще переставал считать себя частью Русской земли, тяготея к западу и имея все шансы превратиться в особый славянский этнос.

Васнецов А. Новгородский торг

Сохранялись лишь некоторые признаки единства. Связующей нитью для всех русских людей оставалась православная вера, и авторитет духовной власти среди народа только возрастал. Большая часть законов, по которым жила восточная часть Руси, была основана на древней «Русской Правде», а не на Ясе Чингисхана. От древнерусских времен сохранялся обычай вольности боярства (право переходить на службу к любому князю, не теряя своих вотчин), а также свобода крестьян-земледельцев – право переезжать на новые земли, расплатившись по всем оброкам с хозяином предыдущей земли (боярином, монастырём). Постепенно трудом крестьян и горожан восстанавливается разрушенное монгольским нашествием хозяйство: распахиваются заброшенные поля, возрождаются забытые ремёсла. Однако помимо оброков боярам и дани своих князьям от 1/3 до 1/2 создаваемых материальных богатств забиралось сборщиками ордынской дани. Поэтому изученные археологами каменные храмы, колокола, украшения, посуда XIV века заметно скромнее домонгольских образцов.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 год

Вопрос: у кого было больше шансов стать во главе объединения русских земель?

По сравнению с Владимирским княжеством положение Литвы выглядело гораздо более выигрышным. Однако Литва, оставаясь между православной Русью и католической Европой, вела активную борьбу с немцами – Ливонским и Тевтонским орденами и их объективными союзниками в этой борьбе были католики Польши. Гедимин разрешил своим подданным принимать католичество и начался мощный процесс польско-литовской интеграции, завершившийся династическим браком польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло, заключению Кревской унии в 1386 г. и католизацией Литвы. Это переместило борьбу за политической лидерство в восточную Русь, и среди претендентов на роль центра объединения Руси меньше всего шансов поначалу было у Москвы.

Плакат в память о Кревской Унии

Вопрос: почему именно Московское княжество стало во главе объединения русских земель?

В советской историографии чаще всего называли причины, связанные с выгодным географическим положением: расположением за лесной полосой, препятствовавшей набегам кочевников и пересечением торговых путей. Однако Ростов, Ярославль и Тверь находились еще дальше от ордынских войск, а Тверь, располагаясь на Волге, имела как минимум не меньшие торговые преимущества. Причиной возвышения Москвы чаще всего называют политику московских князей, которую многие исследователи характеризуют как предательскую по отношению к общерусским интересам.

Задание: выделите причины возвышения Москвы и охарактеризуйте политику московских князей.

Вскоре после смерти сына Александра Невского Андрея, великокняжеский ярлык перешел тверскому князю Михаилу, во время правления которого произошло весьма важное событие: Михаил попытался организовать низложение митрополита Петра, но потерпел неудачу. Поддержку Петру оказала Москва, которая и стала впоследствии постоянной резиденцией митрополитов. Таким образом, Московской княжество стало духовным центром русских земель.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. А. Смолин.

Тем временем в Орде к власти пришел хан Узбек, принявший ислам и начавший активную исламизацию своего государства. Это привело к массовой миграции христиан и язычников, не желавших принимать «веру арабов» на Русь. Сменой власти в Орде решил воспользоваться и Юрий Данилович Московский, который начал активно интриговать против Михаила Тверского. Ему даже удалось жениться на сестре хана и, получив, военную помощь организовать поход против Твери. Однако московское войско потерпело поражение, а жена Юрия попала в плен к Михаилу, где вскоре умерла при невыясненных обстоятельствах. Юрий не замедлил обвинить в смерти своей жены и сестры хана Михаила, который был вызван в Орду и казнен там людьми московского князя.

Орлов П. Убийство Михаила Тверского

Вскоре сын Михаила Дмитрий Грозные Очи убил Юрия и тоже был казнен за самосуд.

Убийство в Орде первого Великого князя Москвы Юрия Даниловича. Неизвестный художник.

Младший сын Михаила, Александр, узнав о смерти брата, отказался от традиционного союза с Ордой и сделал ставку на Литву. Москва, власть в которой перешла к Ивану Даниловичу Калите (1325), таким образом, получила возможность позиционировать себя как защитницу интересов православных.

Стремительный рост могущества Твери вызвал тревогу при дворе золотоордынского хана. В 1327 г. в Тверь явился татарский баскак Чол-хан с отрядом, занявший дворец тверского князя. Однако попытка поставить Тверь под власть ордынской военной администрации кончилась тем, что тверичи восстали и перебили ордынцев. Иван Калита поспешил использовать этот момент для завоевания ярлыка на великокняжеский престол. Он призвал из Орды 50-тысячную татарскую рать и подверг Тверскую землю разорению. Таким образом, Иван Калита добился «великой тишины» - временного прекращения татарских набегов, что дало ему возможность начать восстановление экономики.

Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Поскольку Москва первой установила хорошие отношения с татарами, и московское княжество не подвергалось набегам с конца XIII века – поэтому именно на московские земли устремился поток переселенцев, уходивших из разоренных областей, с особенности, с опустошенного Юга. Во время нашествия число известных археологам сельских поселений уменьшилось втрое, со 129 до 43. Восстановление происходило поначалу медленно, археологам известно лишь 20 поселений, возникших во второй половине XIII века; в отличие от прежних больших сел это были маленькие деревни, прятавшиеся в глубине лесов. В XIV веке ситуация резко изменилась – было основано 185 новых поселений, и их общее число увеличилось в четыре раза (!), оно намного превысило количество поселений, существовавших до нашествия.В отличие от XIII века среди новых поселений были села, не уступавшие по размерам селениям домонгольских времен; в районе Углича большие слободы тянулись вдоль берега Волги на 9 – 10 километров.

Васнецов А. Деревянный город. XIV век.

Специалисты отмечают, что причиной этих впечатляющих перемен явился «колоссальный приток людских ресурсов» из других областей; этот приток был вызван «надеждой на личное благополучие и безопасность», гарантированные политикой московских князей. При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. Московские князья принимали на службу и татар, бежавших из Орды после победы ислама, и православных, покидавших Литовское княжество, и простых русских людей, искавших службы за предоставление поместья.

При Иване Калите начинается процесс сложения нового русского государства – пока в составе Золотой Орды. Постоянные усобицы конца XIII – начала XIV века породили обстановку анархии и разбоя. Калита сумел навести порядок и «исправи Русськую землю от татеи и от разбойник». Прежде огромное количество средств разворовывалось «сильными людьми» – теперь в сборе дани был наведен порядок. Финансовые учреждения молодого Московского княжества еще только складывались, и статьи доходов были достаточно скромными. Одним из достижений Калиты была передача ему доходов от «тамги» – эти доходы раньше принадлежали татарам. Доходы князя теперь состояли из «тамги», «осмничего» (еще одна рыночная пошлина), «мыта» и медового оброка; дань формально принадлежала татарам – хотя, как мы знаем, большая часть ее оставалась в казне князя.

Денга (монета) новгородская времен Ивана III. Конец 1480-х. Серебро.

Местная администрация формировалась на основе системы кормлений, известной еще в Киевской Руси; наместники и волостели получали в качестве платы за исполнение своих должностей часть пошлин. Среди перемен, принесенных новой эпохой, было уничтожение должности тысяцкого; во времена Киевской Руси тысяцкие были выборными предводителями городского ополчения; наряду с вече эта должность была символом городского самоуправления – теперь она исчезла вслед за вече.Подражая ханам, московские князья стремились стать самодержавными правителями – однако на этом пути стояло много препятствий. Одним из препятствий была старая традиция решать дела вместе с боярами, Дмитрий Донской завещал своим сыновьям бояр своих любить и без воли их ничего не делать.

Другим препятствием была традиция наследования, при которой каждому сыну выделялся свой удел – это приводило к дроблению княжества на уделы. Татары также не желали усиления московского князя; в 1340-х годах они наделили великокняжеским титулом князей Твери, Рязани и Нижнего Новгорода. Теперь на Руси было четыре великих князя, которые самостоятельно собирали дань и по отдельности вели дела с Ордой. Упрочению позиций Москвы, как ни странно, помогла страшная трагедия: эпидемия чумы, во время которой в 1354 г. умер Симеон Гордый, а в 1359 г. – его преемник Иван Красный, оставив в наследниках девятилетнего Дмитрия Ивановича.

 

 

Брейгель П. Триумф смерти.

В 1359 году феодализация и традиционалистская реакция в Золотой Орде привели к «великой замятне». Русские княжества на время оказались предоставленными сами себе, однако князья не торопились сбросить «ордынское иго»; после каждого переворота они приезжали в Орду и просили ярлыки у нового хана. Вопрос о том платить или не платить дань, как видно, был несущественным; московское правительство использовало ослабление Орды для решения других задач – для подчинения князей-соперников. Фактическим правителем в это время был митрополит Алексей, которому удалось получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты. Таким образом, политическая традиция Киевской Руси была заменена на абсолютно новый принцип наследственной, династической монархии.

Капков Я.Ф. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу

Снова начались жестокие внутренние войны с опустошением территории противника и взятием огромных полонов. В 1372 году тверской князь взял штурмом Торжок: «От поганых не бывало такого зла, – свидетельствует летописец, – убитых, погорелых, утопших наметали пять скудельниц…». В 1373 году московские войска опустошили тверское княжество и «полона много множество разведоша». Москва упорно добивалась признания зависимости от Твери; тверские князья обращались за помощью в Литву и к Мамаю – но Москва игнорировала волю Мамая и марионеточных ханов. В конце концов Дмитрий Донской подчинил Тверь – но Мамай решил покарать дерзкого «улусника».

Маторин В. Хан Мамай

Задание: определи историческое значение Куликовской битвы. Почему она считается одним из важнейших событий истории Руси?

Московский князь Дмитрий Донской не пожелал подчиниться «незаконному царю». За годы «великой замятни» Москва заключила договоры о военном союзе почти со всеми княжествами Северо-Восточной Руси. Опираясь на их объединённую силу, Донской, как великий князь Владимирский прекратил выплату дани «не законному царю», а «князю Мамаю». В это же время на Северо-Востоке Руси прославилось имя монаха, основателя Троицкого монастыря – Сергия Радонежского. Своими проповедями и образом жизни он давал пример духовного объединения. Его проповедь все чаще напоминала жителям разных княжеств, что все они – русские, православные христиане.

Ефошкин С. Преподобный Сергий. По Руси.

В конце 1370-х годов Мамай попытался заставить Московскую Русь снова платить дань. Несколько сражений прошло с переменным успехом. Затем Мамай собрал воинов с подвластных народов, нанял отряды у итальянцев-генуэзцев (имевших колонии в Крыму). К Дмитрию Донскому пришли войска большинства княжеств Северо-Востока Руси. В Литовско-Русском государстве произошёл раскол. Старший сын умершего Ольгерда – Ягайло – сторонник союза с католической Польшей – выступил на стороне Мамая против Москвы. Младшие сыновья Ольгерда, крестившиеся в православие, привели свои западно-русские войска на помощь Дмитрию Донскому.

Генеалогическое древо Ольгерда, его сыновей и внуков

В 1380 году войско во главе с московским князем выступило на юг, и на территории Орды, на реке Дон состоялась Куликовская битва. Численность армий и ход сражения по-разному оцениваются историками, но его исход во всех источниках указан однозначно. Понеся большие потери, объединённые войска Русских земель разгромили войско Мамая. Невиданное событие спустя годы русские книжники описывали в поэтической песни «Задонщина» как поворот от господства «Поля» (степняков-кочевников) над Русью, к победе Руси над «Полем». С тех пор московитов, костромичей, владимирцев, ярославцев стали чаще именовать просто «русскими».

Авилов М. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Через год Мамай был разгромлен Тохтамышем, который восстановил единство и могущество Орды. В 1382 году Тохтамыш возглавил новое нашествие на Русь; оно завершилось взятием Москвы и опустошением Московского княжества. Результатом этого поражения было возвращение к временам Узбека: Тверь восстановила свою независимость, русские князья были вновь приведены к покорности, и на Руси на некоторое время установился мир.

Васнецов А. Народное вече. Подготовка к обороне

После нашествия Тохтамыша Руси было отмерено еще четверть столетия мирной жизни, и раны, нанесенные нашествием, были залечены достаточно быстро. Летопись говорит, что в это время бог дал Руси «тишину» и «благоденство»; особо говорится о хозяйственных достижениях князя Александра Тверского, который «люди отовсюду собираше, грады Тверские утверди». В этот период отмечается значительный рост каменного строительства. Русь XIV века представлялась византийскому писателю Никифору Григоре богатой страной, а русские – «многолюднейшим народом». Однако во второй половине столетия появляются некоторые симптомы, говорящие о том, что подъем замедлился – прежде всего, появляются упоминания о голоде. Голод пришел на Русь в 1364 и 1370 годах, и это может служить свидетельством того, что начала сказываться нехватка земли.

После разгрома Золотой Орды Тимуром-Тамерланом (1395) Тохтамыш бежал на запад во владения Литвы.

Облик Тимура, реконструированный по результатам исследования его останков

Единство большей части Орды восстановил эмир Едигей (1395–1420), глава особого улуса «ногайцев», который ставил на трон зависимых от него ханов. Однако после его гибели Орду вновь охватили войны за ханский престол, претенденты истребляли друг друга. Многие младшие представители ханского рода Чингизидов и знатные мурзы со своими семьями уезжали на более спокойные окраины. Кто-то переселялся на Русь, переходя на службу литовскому или московскому князю. Большинство же стали отделять от Орды окраинные улусы, превращая их в самостоятельные государства: Крымское ханство (1420-е гг.), Ногайская Орда (1440-е гг.), Казанское ханство (1438), позднее – Сибирское, Узбекское и Казахское ханства. Оставшиеся центральные области Орды на Нижней Волге стали именовать Большой Ордой. Большинство жителей этих государств соседи продолжали называть «татары». Сами же они чаще именовали себя по новым улусам: «ногаи», «узбеки», «казанцы», «крымцы». Однако по крайней мере знатные люди сохраняли представление о былом единстве наследников Золотой Орды, об общих традициях государства Чингисхана, о единстве языка (тюркского) и веры (ислама) от Крыма до Алтая.

Тем временем в Великом княжеств Литовском и Русском, наоборот, при единстве государства усиливался раскол религиозный. После крещения Ягайло литовцев в католичество и союза с Польшей православные бояре и князья лишились своего влияния при дворе. Тех, кто переходил в католичество, освобождали от податей. Борьба православно-русской и католическо-польской «партий» привела к тому, что Ягайло остался королём Польши, а великим князем литовским стал его брат – Витовт (1392–1430). Он опирался на православных западных русичей, а свою дочь выдал за великого князя московского Василия I – повелителя восточной половины Руси. Стремясь расширить свои земли, Витовт отправлял литовско-западнорусские полки и против татар, и против московитов (занял Смоленск), и против немцев-крестоносцев. В 1410 году под командованием Витовта объединённое войско литовцев, поляков, западных и отчасти восточных земель Руси, служилых татар разгромило рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве, положив конец попыткам ордена захватить соседние земли. Во всех этих столкновениях западные русичи – предки белорусов и украинцев – продолжали называть себя «руськие», «русины». Они чётко отделяли себя не только от католиков (литовцев, поляков, немцев), но уже начали отделять от подданных московского князя, именуемых «московитами».

Именно Московское княжество стало в это время (первая половина XV века) главным и признанным центром восточной половины Руси. Постоянно присоединяя мелкие соседние княжества, московский князь Василий I (1389–1425) приглашал к себе всё новых военных слуг («детей боярских», «дворян»), получавших от московского князя вотчины и поместья с крестьянами. Однако, начавшийся процесс национального единения был остановлен глубочайшим экономико-социальным кризисом. Первым актом трагедии, разразившейся в начале XV века, стало нашествие Едигея. Экономический рост и усиление Руси позволили московским князьям – признавая сюзеренитет хана – проводить более независимую политику. В 1395 году хан Тохтамыш потерпел жестокое поражение в войне с Тамерланом; Сарай был разрушен, и в Орде снова началась усобица. Великий князь Василий воспользовался этой ситуацией и перестал платить «выход» – однако вскоре Орда вновь объединилась под властью эмира Едигея. В 1408 году войско Едигея внезапно вторглось на Русь – это вторжение было более опустошительным, чем нашествие Тохтамыша.

Нашествие Едигея. Миниатюра из Лицевого свода

Нашествие породило разруху и голод; затем последовал новый набег татар на Владимир, взятие города и опустошение округи – следствием был новый голод, охвативший нижегородские земли. Не прошло и пяти лет после этого голода, как в Новгород пришла «Черная Смерть». Если первая эпидемия чумы пришлась на то время, когда на Руси еще не было перенаселения, то и её масштабы были не такими трагичными: погибло около 5% населения. Но нынешняя эпидемия имела куда более серьезные последствия: вслед за чумой пришел голод.

По данным археологов, в Московской земле погибло около пятой части деревень – хотя, конечно, потери в населении были значительно большими, ведь в уцелевших деревнях мор и голод тоже унесли много жертв. В Москве и в Твери, резко, в 2,5–3 раза, сократились масштабы каменного строительства.Как во времена монгольского нашествия, катастрофа отразилась и на летописании; пресеклись многие летописи, и вплоть до середины XV века в русском летописании появился зияющий провал.

Чума в Полоцке. Миниатюры Радзивиловской летописи. XV в

Наиболее трагическим обстоятельством было то, что катастрофа породила тяжелый социально-политический кризис, который затянулся на тридцать лет. Причиной кризиса было бессилие московских князей, потерявших в результате катастрофы большую часть своих доходов и своего войска. Казна была пуста, и князья печатали неполновесные монеты; со времен едигеева нашествия до середины XV века московская деньга обесценилась в 2,5 раза. В своей слабости русские князья старались, во что бы то ни стало, держаться Орды: они надеялись, что ханы предотвратят угрожавшую Руси усобицу. Но даже междоусобная война за московский престол, полыхавшая в годы правления князя Василия II Тёмного (1425–1462), не сумела поколебать могущество Москвы.

Чистяков П. Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с Василия Косого на свадьбе сына.

Дядя и племянники Василия несколько раз изгоняли его из столицы, брали в плен, даже ослепили, но в итоге большая часть московских бояр и мелких землевладельцев вернула престол Василию II как прямому наследнику Дмитрия Донского. Борьба между Василием II и удельными князьями вывела на арену новую силу – окрепшее, могущественное боярство. Раньше, во времена Киевской Руси, бояре не играли самостоятельной роли в межкняжеских войнах. Теперь ситуация изменилась; в XIV–XV веках многие вотчины превратились во владения, которые князь уже не контролировал.

Вопрос: можно ли лидерство Москвы считать случайностью и исторической несправедливостью?

В конечном счете, Московское государство выдержало суровое испытание долгой междоусобной войны. Новая Русь не распалась, как Орда, под ударами реакции; она восприняла и удержала в себе принесенные монголами традиции великих восточных империй. Пытавшиеся вернуть «киевскую старину» удельные князья были разгромлены, и все удельные княжества (кроме одного) были ликвидированы. В середине XV века начался новый период российской истории. Независимые государства Руси – Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Ростов, Ярославль старались не перечить московскому князю, их жители всё чаще именовали себя просто «русскими». Однако сохранялась часть зависимости от наследника Золотой Орды – Большой Орды. Её хана московский князь продолжал именовать «царём» (верховным по отношению к князю титулом) и платил ему дань.

Русь в XV-начале XVI веков

Для объединения Руси Иван III использовал разные средства. Княжества Ярославское (в 1468 г.) и Ростовское (в 1474 г.) были куплены московским князем у их владетелей. Реальной альтернативой власти Москвы оставалась Новгородская республика. В 1471 году независимое новгородское боярство с Марфой Борецкой во главе, нарушив договор о том, что князей они могут принимать только от Москвы, попросило покровительства у литовского князя, католика Казимира IV. В ответ московская рать разгромила новгородцев в битве на реке Шелонь. А в 1478 году Иван III велел «вечу в Новгороде не быть, а государство держать», как в Москве. Так республика «господин Великий Новгород» была ликвидирована и вошла в состав Московского княжества.

Марфа-Посадница на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Войска Ивана III присоединяли к Москве и финно-угорские племена Европейского Севера и Приуралья: в 1465 году – племена Югры, в 1472 – племена Перми (предки коми, ханты, манси). Одновременно разворачивалось и противостояние с Большой ордой. Иван III оказался первым из московских князей, не поехавшим за ярлыком в Орду, когда вступил на престол (1462). Спустя 10 лет (1473) Иван III прекратил выплату дани хану Большой орды Ахмату. В 1480 году, заручившись поддержкой Казимира IV, Ахмат двинулся на Москву. Помощи от литовцев хан не дождался: на литовские владения совершил набег союзник Москвы – крымский хан. Московские полки и ордынцы до поздней осени 1480 года простояли на берегах разделявшей их пограничной реки Угры. Попытки ордынцев переправиться были отбиты. В конце концов хан Ахмат увёл свои войска в степи. «Стоянием на Угре» 1480 года завершилось ордынское владычество на Руси.

Стояние на Угре. 1480 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

Это событие ускорило и процесс объединения. В 1485 году в Литву бежал последний тверской князь, а его владения отошли под власть Ивана III. Псковская республика и Рязань были связаны с Москвой договорами о зависимости. Московское княжество стали называть «Русией», «Россией», «Русским государством», а Ивана III – «великим князем всея Руси». Так московский князь стал претендовать на все древнерусские земли, в т.ч. те, что находились вовладениях Великого княжества Литовского. Вскоре началась «пограничная война» 1487–1494 годов с Великим княжеством Литовским. Её итогом стал переход под власть Москвы небольших русских княжеств по Верхней Оке и Вязьмы. В результате следующей русско-литовской войны 1500–1503 годов под власть Ивана III отошли Чернигово-Северские земли (современная восточная Украина).

Карта военных действий в войну 1500-1503 гг. между Россией и Литвой

Главным изменением в Московском государстве стало стремительное распространение новой – поместной системы. Покорение Новгорода имело еще один подтекст – огромные вотчины Новгородского боярства были конфискованы и было произведено первое массовое наделение воинов поместьями. Эта небывалая до тех пор на Руси акция имеет огромное значение – она положила начало созданию поместной системы, системы, которая легла в основу нового российского государства. Специалисты подчеркивают, что поместная система представляла собой качественно новую военную организацию, что она появилась внезапно и сразу же получила широкое распространение. Вотчины конфисковывались и в других землях, а затем раздавались в качестве поместий, причем иногда – бывшим владельцам.

Расширение территории Московского княжества потребовало изменений в системе управления. В важнейшие города великий князь посылал своих наместников. Их содержание ложилось на плечи местного населения, такой порядок именовался кормлением. Во главе центрального управления, вместе с великим князем, стояла Боярская дума, состоявшая из представителей старых московских боярских родов и потомков удельных князей. Сложился обычай местничества – требовавший от государя назначать бояр на должности в зависимости от их родового и служебного старшинства. Вместо «Русской Правды» и «судных грамот» отдельных земель был разработан общерусский свод законов, известный как Судебник 1497 года. Он указывал, какие дела должны судить великокняжеские судьи (вотчинники лишались многих судебных прав), как местное население должно обеспечивать (кормить) наместников и волостелей, перечислял уголовные преступления и наказания, обозначал правила разрешения земельных споров. Отдельная статья устанавливала единый срок (Юрьев день), когда крестьянин мог перейти от владельца одной земли к владельцу другой, уплатив за проживание значительную сумму денег. С этого начался процесс прикрепления свободных крестьян к земле, превращения в крепостных бывших «свободных мужей», которых уже в конце XV века начинают в источниках называть уменьшительно и пренебрежительно «мужики».

Судебник, разворот (список начала XVI века)

Судебник 1497 г. не дает никаких привилегий богатым и знатным, обеспечивает участие представителей общины в суде. Судебник Ивана III воспринял основную идею традиционного восточного права – идею защиты справедливости. Но еще глава более удивительно, что Судебник воспринял восточные методы защиты справедливости. «Русская правда» киевских временне знала столь характерных для Востока жестоких казней и телесных наказаний. В Судебнике Ивана III такие наказания полагаются за многие преступления - специалисты в один голос говорят, что эта практика позаимствована с Востока. Обычным наказанием за мелкие преступления был кнут – «торговая казнь», осуществляемая в присутствии судьи в людном месте – чаще всего на базаре. Это был восточный обычай; его происхождение отразилось в русском я

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...