Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный дух в индустриальном и постиндустриальном обществе

С развитием производства и появлением новой индустриальной культуры представления о боге, добре, зле и связанном с ними этическом кодексе начали постепенно изменяться. Если в традиционных культурах Абсолют был представлен, прежде всего, силами природы, то в новом обществе, где акцент делается на производственные отношения, появляется новый «социальный Бог». Отношения с таким богом в значительной степени являются продолжением отношений с древним божеством - жертвоприношения (в виде благотворительных пожертвований), служение (социальное), награда в этой или будущей жизни.

При этом по мере развития индустриального общества естественным образом появляется и представление о «социальном дьяволе». Как уже отмечалось, в системе с жесткими духовными экранами акцент часто делается не на Бога, а именно на дьявола. Наиболее известной новой религией индустриального общества такой ориентации стал коммунизм.

Социальный дьявол был достаточно хорошо описан и конкретизирован в самых первых программных документах новой религии, и в дальнейшем уточнение понятия дьявола и методов борьбы с ним постоянно занимало умы лучших представителей этой религии. Интересно, что за почти 100 лет существования не было предпринято никаких сколь нибудь успешных попыток конкретизировать описания социального рая. Преимущественно все сводилось к отсутствию дьявола и абстрактным описаниям всеобщего благоденствия.

Новые социальные религии во всех ее воплощениях (марксизм, ленинизм, чуч-хэ и т. д.) оказались вполне привлекательными для части общества, потому что предлагали путь, вполне отвечающий традиционной идеологии и внутренним ожиданиям части общества:

1. Сначала должен быть уничтожен социальный дьявол (эксплуататоры, духовенство, государство)

2. Только тогда можно построить правильное социальное общество и установить социальную справедливость.

3. Люди будут развиваться и станут жить счастливо в социальном раю

Ни в одной стране мира этот подход не привел к декларируемой цели.

Восточный (ориентированный на внутренний путь) подход предлагает другую стратегию:

1. Сначала должно произойти личностное и духовное развитие человека и быть развиты важные качества целостной личности (отказ от насилия, открытость, доверие, эмпатия)

2. Только такие люди смогут создать новую социальную систему и построить рай

3. В свое время это произойдет само собой

В России такой путь предлагал, в частности, Л. Толстой и общественное движение, им инициированное.

Безусловно, этот путь представляется более эффективным, но и он несет в себе ряд ограничений. В России движение толстовцев (как и другие движения сходной ориентации) было физически уничтожено сторонниками другого пути развития. Во многих культурах организации, предлагающие путь внутреннего развития, испытывают существенные трудности в связи с негативной внешней энергией, неспособностью организоваться и предложить стабильные орг. структуры и технологии развития. Яркий пример — психоделическая революция 60-х в Калифорнии [3].

Интегративный подход состоит в одновременном развитии личности и соответствующих социальных структур, причем общественная деятельность:

1. должна быть естественной реализацией личностного и духовного опыта;

2. должна быть построена так, чтобы способствовать личностному и духовному развитию участников.

На наш взгляд, разработка интегративных подходов, объединяющих различные аспекты восточной и западной цивилизации, является одной из наиболее важных задач нашего времени. Безусловно, растущая популярность восточного пути в западных станах приводит к призывам смены ориентации общества, системы социальных и религиозных ценностей. Однако такой переход в любом случае не может быть осуществлен всем западным обществом. Ни один из путей, предлагаемых Восточной или Западной культурой, не может быть принят как путь к трансформации человека и общества в новом тысячелетии.

Путь интеграции

Основные направления интеграции Западного и Восточного подхода представлены в табл. 2

Табл. 2

  Запад Восток новая парадигма
Путь познания духовного мира внешний внутренний внешний через внутренний
Акцент на результат процесс процесс с реперными точками
Фокус внимания исследование внешней реальности, ее моделей и методов преобразования исследование процессов сознания трансперсональное мышление; интегративные технологии; новые модели, в которых сознание и реальность представляются единым целым и описываются общими законами; стирание грани между гуманитарными и естественными дисциплинами
Акцент обучения накопление знаний формирование личностных качеств обучаемого формирование личностных качеств обучаемого, знания и навыки
Модель обучения субстанциональная процессуальная процессуальная с «реперными точками»
Целеполагание в действиях и обучении тактика (решение конкретной формализуемой задачи) стратегия (поиск правильного пути и способа жизни) стратегия (поиск правильного пути и способа жизни) + тактические задачи, ценность которых осознана с точки зрения стратегии
Воспитание контракты, конвенциональная этика, приведение к соц. стандарту радость жизни, гармония с собой и реальностью радость жизни, гармония с собой и реальностью + личная ответственность за свою жизнь и поступки
способ решения проблемы смена смысла (действие, поиск способов действия) смена контекста (изменение восприятия, поиск другого способа восприятия) вариабельность мышления; способность делать выбор между сменой смысла и сменой контекста
Задача психологии и психотерапии (трансформации личности) социальная адаптация, приведение к нормальному состоянию развитие, достижение большей целостности развитие, достижение большей целостности
Восприятие Бога Абсолют Дао Дао
Доминирующая модель восприятия времени линейное время мгновенное время вариабельность восприятия
Проявление эмпатии и любви для объекта (человек, социум, Бог) Для себя (состояние) Для себя (состояние)
доминирующая модель формирования канального кластера «сверху вниз» «из глубины» из нескольких точек («сатори»)

Новые подходы были практически реализованы при разработке серии программ, основанных на процессуальных и комбинированных (интегративных) подходах.

При этом ставились следующие задачи:

1. Проверить насколько процессуальный (комбинированный) подход может быть эффективным при проведении профессиональных и обучающих программ в западном обществе. [[5]]

2. Исследовать возможности создания устойчивых микросоциумов на основе некоммерческих организаций в различных регионах России. [[6]]

Список литературы

 [1] N. Drury. The Occult Expirience. — Fontana Collins, 1985

[2] T. Leary. The Politiks of Ecstasy. — 1968

[3] Н Друри. Трансперсональная Психология. М. 2001

[4] Щербаков М. А., Восприятие времени в эволюционно-структурной психологии.

[5] Щербаков М. Интегративные модели обучения.

[6] Качалова Ю., Щербаков М.. Субстациональная и процессуальная модели формирования мотивации к добровольческой деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...