Социальный дух в индустриальном и постиндустриальном обществе
С развитием производства и появлением новой индустриальной культуры представления о боге, добре, зле и связанном с ними этическом кодексе начали постепенно изменяться. Если в традиционных культурах Абсолют был представлен, прежде всего, силами природы, то в новом обществе, где акцент делается на производственные отношения, появляется новый «социальный Бог». Отношения с таким богом в значительной степени являются продолжением отношений с древним божеством - жертвоприношения (в виде благотворительных пожертвований), служение (социальное), награда в этой или будущей жизни. При этом по мере развития индустриального общества естественным образом появляется и представление о «социальном дьяволе». Как уже отмечалось, в системе с жесткими духовными экранами акцент часто делается не на Бога, а именно на дьявола. Наиболее известной новой религией индустриального общества такой ориентации стал коммунизм. Социальный дьявол был достаточно хорошо описан и конкретизирован в самых первых программных документах новой религии, и в дальнейшем уточнение понятия дьявола и методов борьбы с ним постоянно занимало умы лучших представителей этой религии. Интересно, что за почти 100 лет существования не было предпринято никаких сколь нибудь успешных попыток конкретизировать описания социального рая. Преимущественно все сводилось к отсутствию дьявола и абстрактным описаниям всеобщего благоденствия. Новые социальные религии во всех ее воплощениях (марксизм, ленинизм, чуч-хэ и т. д.) оказались вполне привлекательными для части общества, потому что предлагали путь, вполне отвечающий традиционной идеологии и внутренним ожиданиям части общества:
1. Сначала должен быть уничтожен социальный дьявол (эксплуататоры, духовенство, государство) 2. Только тогда можно построить правильное социальное общество и установить социальную справедливость. 3. Люди будут развиваться и станут жить счастливо в социальном раю Ни в одной стране мира этот подход не привел к декларируемой цели. Восточный (ориентированный на внутренний путь) подход предлагает другую стратегию: 1. Сначала должно произойти личностное и духовное развитие человека и быть развиты важные качества целостной личности (отказ от насилия, открытость, доверие, эмпатия) 2. Только такие люди смогут создать новую социальную систему и построить рай 3. В свое время это произойдет само собой В России такой путь предлагал, в частности, Л. Толстой и общественное движение, им инициированное. Безусловно, этот путь представляется более эффективным, но и он несет в себе ряд ограничений. В России движение толстовцев (как и другие движения сходной ориентации) было физически уничтожено сторонниками другого пути развития. Во многих культурах организации, предлагающие путь внутреннего развития, испытывают существенные трудности в связи с негативной внешней энергией, неспособностью организоваться и предложить стабильные орг. структуры и технологии развития. Яркий пример — психоделическая революция 60-х в Калифорнии [3]. Интегративный подход состоит в одновременном развитии личности и соответствующих социальных структур, причем общественная деятельность: 1. должна быть естественной реализацией личностного и духовного опыта; 2. должна быть построена так, чтобы способствовать личностному и духовному развитию участников. На наш взгляд, разработка интегративных подходов, объединяющих различные аспекты восточной и западной цивилизации, является одной из наиболее важных задач нашего времени. Безусловно, растущая популярность восточного пути в западных станах приводит к призывам смены ориентации общества, системы социальных и религиозных ценностей. Однако такой переход в любом случае не может быть осуществлен всем западным обществом. Ни один из путей, предлагаемых Восточной или Западной культурой, не может быть принят как путь к трансформации человека и общества в новом тысячелетии.
Путь интеграции Основные направления интеграции Западного и Восточного подхода представлены в табл. 2 Табл. 2
Новые подходы были практически реализованы при разработке серии программ, основанных на процессуальных и комбинированных (интегративных) подходах.
При этом ставились следующие задачи: 1. Проверить насколько процессуальный (комбинированный) подход может быть эффективным при проведении профессиональных и обучающих программ в западном обществе. [[5]] 2. Исследовать возможности создания устойчивых микросоциумов на основе некоммерческих организаций в различных регионах России. [[6]] Список литературы [1] N. Drury. The Occult Expirience. — Fontana Collins, 1985 [2] T. Leary. The Politiks of Ecstasy. — 1968 [3] Н Друри. Трансперсональная Психология. М. 2001 [4] Щербаков М. А., Восприятие времени в эволюционно-структурной психологии. [5] Щербаков М. Интегративные модели обучения. [6] Качалова Ю., Щербаков М.. Субстациональная и процессуальная модели формирования мотивации к добровольческой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|