Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой в стены




Методика «Опросник жизненных ориентаций» для диагностики показателей и типов субъект-объектных ориентаций (Е. Ю. Коржова)

Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные Вам пары высказываний и выберите из каждой пары то из них, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения.

1. А. Б. Я предпочитаю привычные жизненные ситуации. Я предпочитаю жизненные ситуации, которые привлекают новизной.
2. А. Б. Моя жизнь насыщена разнообразными жизненными событиями. В моей жизни немного внешних событий.
3. А. Б. Я стремлюсь жить настоящим и радоваться тому, что дает жизнь. Я стремлюсь подчинить свою жизнь идеалам истины, добра, красоты.
4. А. Б. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. Обычно я чувствую себя хозяином своей жизни.
5. А.   Б. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как непрерывную жизненную линию. Я больше склонен (склонна) воспринимать свою жизнь как цепочку отдельных событий.
6. А. Б. Я предпочитаю жить реальной полнокровной жизнью. Я предпочитаю больше внимания уделять своему внутреннему миру.
7. А. Б. В моем прошлом было много жизненных изменений. В моем прошлом было мало жизненных изменений.
8. А. Б. Для меня важнее достичь самовыражения. Для меня важнее понять смысл своего существования.
9. А.   Б.   То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле и есть случайный подарок судьбы.
10. А. Б. Мне нравится общаться с новыми людьми. Мне нравится общаться с привычным кругом знакомых.
11. А. Б. Я стараюсь прежде всего достичь гармонии с собой. Я стараюсь прежде всего реализовать свои имеющиеся возможности.
12. А. Б. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Думаю, что случай или судьба играют важную роль в моей жизни.
13. А. Б. Мне нравится читать новые книги, смотреть новые фильмы. Мне нравится перечитывать давно знакомые книги, пересматривать знакомые фильмы.
14. А. Б. Я предпочитаю следовать потоку времени. Я предпочитаю время вести за собой.
15. А. Б. В жизни важнее всего понять самого себя. В жизни важнее делать то, что лучше всего получается.
16. А.   Б. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Обычно я стараюсь планировать далеко вперед.
17. А. Б. Я предпочитаю часто менять занятия. Я предпочитаю привычные занятия.
18. А. Б. Я стремлюсь решать как можно более сложные жизненные задачи. Я стремлюсь как можно более достичь в реальной жизни.
19. А. Б. Моя жизнь существенно зависит от стечения обстоятельств. Моя жизнь мало зависит от стечения обстоятельств.
20. А.   Б. Я стремлюсь как можно больше заниматься нравственным самосовершенствованием. Я стремлюсь как можно большего достичь в реальной жизни.
21. А. Б. Я редко меняю место работы, учебы. Я часто меняю место работы, учебы.

 

Ключ к методике Е. Ю. Коржовой

Шкала «А» «Б»
Общий показатель субъект-объектных ориентаций (О)   5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20   1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 14, 16, 19, 21
1.Трансситуационная изменчивость (Ои)   10, 11, 13, 15, 16, 20  
2. Трансситуационный локус контроля (Ол)   5, 9, 12   4, 7, 16, 19
3. Трансситуационное освоение мира (Оо)   4, 18, 20   2, 3, 6, 8, 16
4. Трансситуационная подвижность (Оп)   7, 17, 18   1, 6, 14, 21
5. Трансситуационное творчество (От)   От = О - Ол

Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой в стены

Шкалы опросника субъект-объектных ориентаций   СТЕНЫ
                     
Общий показатель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (О)     0-2       3-4         6-7             10-11         13-14     15-21
1.Трансситуационная изменчивость Ои                    
  2.Трансситуационный локус контроля (Ол)                                        
3.Трансситуационное освоение мира (Оо)                    
4.Трансситуационная подвижность (Оп)                    
  5.Трансситуационное творчество (От)     0-2                                     10-21  

 

В качестве первичных измерений субъект-объектных ориентаций автором выделены:

1. «Трансситуационная изменчивость» (ОИ) позволяет определить выраженность стремления к изменениям. Положительный полюс данного показателя соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

2. «Трансситуационный локус контроля» (ОЛ) даёт возможность выявить уверенность в своих возможностях справиться с жизненной ситуацией. Положительный полюс характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, отрицательный полюс – человека, придающего в объяснении своей жизни больше значения внешним обстоятельствам.

3. «Трансситуационное освоение мира» (ОО) характеризует направление взаимодействия с жизненными ситуациями. Положительный полюс означает направленность на освоение внутреннего мира, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, отрицательный полюс – направленность на освоение внешнего мира, стремление к самоосуществлению во внешнем мире.

4. «Трансситуационная подвижность» (ОП) позволяет определить предпочтение условий осуществления жизнедеятельности – новых или привычных. Положительный полюс соответствует предпочтению новых жизненных ситуаций, отрицательный полюс – стремлению к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями.

5. «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (О) характеризует активность жизненной позиции в целом. Положительный полюс соответствует субъектной ориентации, отрицательный полюс – объектной ориентации. Общий показатель – отражает способность человека реализовать свою внутреннюю активность. Высокие баллы характерны для людей склонных перестраивать ситуацию под себя, активно действовать, преодолевать сложные жизненные ситуации. Низкие баллы характеризуют склонность «плыть по течению», подчинятся обстоятельствам.

Дополнительно вычисляется значение производной шкалы «трансситуационное творчество» («ОТ») по формуле:

ОТ = О – ОЛ (в сырых баллах)

Типы субъект-объектных ориентаций в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам «трансситуационного творчества» («ОТ») и «трансситуационного локуса контроля» («ОЛ»).

1.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Преобразователь жизненной ситуации»:«…отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять своё предназначение и максимально его реализовать. Это человек, особенно увлечённый профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере».

2.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») выше 6, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Гармонизатор жизненной ситуации»: «…открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию (в различных формах освоения человеческой культуры, а также во «внутренней» работе над собой)».

3.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») ниже 5, а по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») выше 6, то испытуемый относится к типу «Пользователь жизненной ситуации»; «…человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определённой прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребёнок)».

4.Если стеновое значение по шкале «трансситуационное творчество» («ОТ») и по шкале «трансситуационный локус контроля» («ОЛ») ниже 5, то испытуемый относится к типу «Потребитель жизненной ситуации»- отличается от других типов тем, что «…жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщённо-прагматичны. Для него характерно приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и не считают нужным заниматься».

5.Если по одной из шкал («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») или по обеим шкалам («трансситуационное творчество», «трансситуационный локус контроля») стеновые значения равны 5-6 баллам, то испытуемый относится к смешанному типу субъект-объектной ориентации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...