Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Основные материалы и изделия, применяемые при ремонте трансформаторов





Таблица 1. Основные технические характеристики

Номинальная мощность, кВА Номинальное высшее напряжение, кВ Номинальное низшее напряжение, кВ Потери холостого хода, кВт. Потери короткого замыкания, кВт. Ток холостого хода, % Напряжение короткого замыкания, % Схема и группа соединения обмоток
0,4 0,23 1,28 1,47 2,6 4,5 4,7 У/Ун-0 У/Zн-11

Таблица 2.

Габаритно-весовые характеристики.

Номинальная мощность, кВА
Масса полная, кг.
Длина, мм.
Ширина, мм.
Высота полная, мм.

[6]

2.2 Типы и конструкции трансформатора

Трансформатором называется статическое электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции напряжения переменного тока одной величины (первичного напряжения) в напряжение переменного тока другой величины (вторичное напряжение). Основными частями трансформатора является магнитная система (магнитопровод) и расположенные на ней или более гальванические не связанные между собой обмотки.

Автотрансформатором называется трансформатор, две или более обмотки которого имеют между собой гальваническую связь, и передача энергии из первичной цепи во вторичную осуществляются как посредством магнитного поля, так и электрическим путем.

В зависимости от числа фаз преобразуемого напряжения трансформаторы могут быть однофазными, трехфазными и многофазными, а по уровню передаваемой мощности они делятся на силовые и маломощьные. Отдельную группу трансформаторов составляют измерительные трансформаторы тока и напряжения, предназначенные для питания типовых измерительных приборов и аппаратов релейной защиты и автоматики при больших значениях измерительных приборов и аппаратов релейной защиты и автоматики при больших значениях измеряемых цепей.

В двух обмоточном трансформаторе различают обмотку высшего напряжения (ВН), присоединяемую к сети более высокого напряжения. В трех обмоточном трансформаторе имеется также и обмотка среднего напряжения (СН).



Обмотка трансформатора, к которой подводится электрическая энергия, называется первичной, а обмотка, от которой энергия отводится,- вторичной.

Условные изображения трансформаторов и автотрансформаторов на электрических схемах приведены на листе 2. В соответствии с ГОСТ 11677-85 в однофазном трансформаторе (лист 2, а) начало и конец обмотки высокого напряжения (ВН) обозначаются соответственно прописными латинскими буквами A И X, а обмотки низкого напряжения (НН)- строчными латинскими буквами а и х. В трех фазном трансформаторе (лист 2, б, в) начала и концы обмоток ВН обозначаются соответственно А, В, С и X, Y, Z, а обмоток НН- a, b, c и x, y, z.

В трех фазных трансформаторах обмотки могут быть соединены по схеме звезда (первичная обмотка на листе 2, в), что обозначается русской буквой У, треугольник (вторичная обмотка на листе 2, в) что обозначается русской буквой Д, и зигзаг (латинская буква Z в обозначении). Отвод (ответвление) от нейтрали у схем звезда и зигзаг обозначается через О. [6]

 

Основные материалы и изделия, применяемые при ремонте трансформаторов

При ремонте трансформаторов применяют различные электромагнитные, проводниковые, электроизоляционные, конструкционные и вспомогательные материалы. Первые три вида – это электротехнические материалы, являющиеся основным материалом в устройстве электроаппаратов.

Электромагнитные материалы (Плот нокатаная рулонная или листовая сталь, для которых характерны высокая магнитная индукция и низкие удельные потери) применяются для ремонта магнитной системы трансформатора.

Проводниковые материалы (медные и алюминиевые провода, стержни, шины и т.п. изделия) используются для ремонта токопроводящих деталей трансформатора.

Электроизоляционные материалы служат для изоляции токоведущих частей устройств, находящихся под разными потенциалами, друг от друга и заземленных частей. Качество электроизоляционных материалов определяет срок службы трансформатора и характеризуется пробивным напряжением, электрической прочностью, диэлектрическими потерями, диэлектрической проницаемостью, высоким электрическим сопротивлением, нагревостойкостью, механической прочностью, эластичностью, гибкостью, масло- и влагостойкостью, химической устойчивостью. К такого рода материалам относятся электроизоляционная трансформаторная бумага (используется для восстановления изоляции обмоточных проводов и отводов, а также межслоевой изоляции), электроизоляционная кабельная и телефонная бумага (применяется для витковой изоляции обмоточных проводов и межслоевой изоляции), крепированная электроизоляционная бумага (для изолирования отводов), электроизоляционный картон (служит для ремонта деталей главной изоляции), электроизоляционная лакоткань, стеклоткань, изоляционные ленты (хлопчатобумажная лента, киперная лента, стеклолента – применяют для механической защиты основной изоляции токоведущих частей), электротехнический гетинакс (применяется для ремонта деталей переключающих устройств, крепления отводов и обмоток), электротехнический текстолит (используют для ремонта изоляционных деталей, несущих механическую нагрузку ), стеклотекстолит, бумажно-бакелитовые трубки и цилиндры ( трубки служат для изоляции отводов, стяжных шпилек магнитной системы и приводных штанг переключателей, а цилиндры – для изоляции обмоток друг от друга и от стержней магнитной системы, а также для изоляции переключателей), трансформаторное масло (применяется в качестве изоляционного и теплоотводящего материала).

Конструкционные материалы (металлы – сталь, латунь, древесина – бук, береза) применяются для ремонта деталей, скрепляющих отдельные части трансформатора и несущих механические нагрузки.

Уплотнительные материалы (маслобензостойкая резина, паронит, асбест) служат для уплотнения крышек, кранов, пробок, фланцевых соединений, вводов, приводов переключателей и других мест разъема маслонаполненных трансформаторов.

К вспомогательным материалам относятся припои, флюсы, электроды, метизы, растворители, грунт, эмаль и другие расходные материалы, применяемые при ремонте трансформаторов.

Таблица 3

Материалы и изделия Соответствие ГОСТ (ТУ)
Токопроводящие материалы - Провод медный и алюминиевый прямоугольный обмоточный - Провод медный круглый изолированный (для отводов) - Прутки медные круглые - Прутки латунные - Проволока медная круглая (для отводов) - Шины медные - Лента медная - Провод медный - Листы медные - Шины алюминиевые прямоугольные - Шины алюминиевые круглые - Лента алюминиевая 16512-70; 16513-70 10787-68 1535-71 2060-73 2112-71 434-71 434-71 5991-68 495-70 5414-63 5414-63 13726-68
Электромагнитные материалы - Сталь электротехническая горячекатаная листовая - Сталь электротехническая холоднокатаная листовая 802-58 802-58
Электроизоляционные материалы - Изоляторы фарфоровые - Картон электротехнический - Бумага кабельная - Лакоткань - Лента киперная - Лента изоляционная - Цилиндры электротехнические бумажно-бакелитовые - Трубки электротехнические бумажно-бакелитовые - Гетинакс электротехнический листовой - Текстолит электротехнический листовой - Текстолитовые стержни - Бук - Береза - Лак бакелитовый - Лак электроизоляционный - 4194-68 645-67 2214-70 4514-71 2162-68 8726-72 8726-72 2718-66 2910-67 5385-68 2695-71 2695-71 901-71 8018-70
Уплотнительные материалы - Резина маслоупорная (листовая, полосовая, кольца, шайбы, прокладки) - Паронит листовой - Картон асбестовый - Шнур асбестовый - Нить асбестовая - Шнур льняной 12855-67 481-71 2850-58 1779-72 1779-72 17306-71
Сорбенты - Силикагель КСКГ - Силикагель КМКГ - Индикатор 3956-76 3956-76 8984-76
Масло трансформаторное - Масло трансформаторное"ГК" - Масло трансформаторное "Нитро 11 ГХ" 38.1011025-85 МЭК296-82
Расходные материалы - Припои медно-фосфорные - Припои алюминиевые - Флюсы для пайки алюминия - Грунт - Эмаль - Ацетон - Уайт-спирит - Мел - Ветошь обтирочная - Электроды металлические - Электроды немагнитные - Метизы 4515-48 8190-56 797-64 7462-73 926-63 2768-69 3134-52 1498-64 5354-68 9466-60 10052-62 DIN933

 

 

[4]

 

 

3 ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1 Определение основных видов повреждений

Таблица 4

Основные виды повреждений Признаки повреждений Возможные причины повреждений Способы выявления повреждений
Магнитопровод
Дефектность межлистовой изоляции Ухудшение состояния масла (понижение температуры вспышки, повышенная кислотность). Увеличение потерь холостого хода Перегревы, вызываемые вихревыми токами или токами в короткозамкнутых контурах, образующихся в результате нарушения изоляции активной стали в местах соприкосновения со стяжными шпильками, наличия забоин и т. п., а также нарушения схемы заземления. Влага, которая конденсируется на поверхности масла, попадает на верхнее ярмо, проникает между пластинами активной стали в виде водомасляной эмульсии (смеси влаги с горячим маслом), разрушает межлистовую изоляцию и вызывает коррозию стали Внешний осмотр трансформатора при вынутой активной части Специальные испытания: замер потерь холостого хода при зашихтованном ярме с контрольной обмоткой; замер напряжений между крайними пластинами и пакетами возбужденного магнитопровода Анализ масла Проверка изоляции стяжных шпилек или бандажей мегомметром
Местное замыкание пластин стали и «пожар» в стали Появление газа в газовом реле и работа газовой защиты на сигнал. Понижение температуры вспышки масла. Специфический резкий запах и темный цвет масла вследств е его разложен я (крекинг- процесс) Наличие каких-либо посторонних металлических или токопроводящих частиц, замыкающих в данном месте пластины стали. Повреждение изоляции стяжных шпилек, создающее короткозамкнутый контур. Касание какой-либо металлической части и стержн в двух точках. То же
Основные виды повреждений Признаки повреждений Возможные причины повреждений Способы выявления повреждений
  Повышение потерь и тока холостого хода Местное повреждение изоляции пластин стали, вызывающее замыкание пластин стали. Неправильное заземление, создающее короткозамкнутый контур. Разрушение или отсутствие изолирующих прокладок в стыках стыкового магнитопровода  
Повышенная вибрация магнитопровода Ненормальное гудение, дребезжание, жужжание у шихтованного магнитопровода. Недопустимое гудение у стыкового магнитопровода Ослабление прессовки магнитопровода Самопроизвольное разболчивание и свободное колебание крепежных деталей. Колебание отстающих крайних листов стали в стержнях или ярмах. Ослабление прессовки стыков. Пробой или разрушение изолирующих прокладок в стыках Внешний осмотр активной части Проверка величины напряжения, подаваемого на трансформатор
Обрыв заземления Потрескивание внутри трансформатора при повышенном напряжении Ослабление крепления или механиче кие повреж ения заземления Внешний осмотр заземлений при вынутой активной части
Увеличены зазоры в стыках между пластинами активной части Завышена толщина прокладок в стыках ярм и колонн в стыковом магнитопроводе Повышенный ток холостого хода при нормальных потерях холостого хода Плохая шихтовка. Толщина прокладок в стыковом магнитопроводе у трансформаторов IV—VI габаритов больше 1 мм Проверка потерь и тока холостого хода Внешний осмотр при вынутой активной части
Обмотки
Основные виды повреждений Признаки повреждений Возможные причины повреждений Способы выявления повреждений
Высоковольтные воды
Пробой на корпус Работа максимальной токовой и дифференциальной защит Наличие трещин в изоляторе. Понижение уровня масла при загрязненной внутренней поверхности изолятора 1. Внешний осмотр трансформатора 2. Отсоединение ввода и проверка его изоляции мегомметром
Перекрытие между вводами То же Попадание посторонних предметов на вводы Внешний осмотр
Негерметичность уплотнений Течь масла в местах уплотнений Ослабление затяжки болтов. Дефектная уплотняющая прокладка Внешний осмотр
Некачественная армировка ввода Течь масла в месте армировки ввода Дефекты в армировке (трещины и т. д.). Трещина в фарфоре изолятора, скрытая армировочной массой (просачивание масла через армировочные ш ы) Внешний осмотр После съема ввода опустить фарфор в масло на несколько часов, затем тщательно протереть поверхность тряпками, опылить зубным порошком и нагреть до 40—50° С — из трещин выступит масло
Нагрев фарфоровых вводов Появление трещин Пробой фарфора вследствие дефекта в самом фарфоре Внешний осмотр
Нагревы стального фланца ввода Вихревые токи, нагревающие металл Измерение температуры нагрева фланца
Бак, радиаторы, расширитель
Негерметичность уплотнений Течь масла в местах уплотнений Ослабление затяжки болтов. Дефектность уплотняющих прокладок Внешний осмотр трансформатора
Течь масла через швы, трещины, пробоины и т. д. Механические повреждения металлоконструкций То же
Трансформаторное масло
Ненормальное повышение температуры масла и местные нагревы   Неисправности в системе охлаждения (например, закрыты радиаторные краны, вышли из строя дутьевые вентиляторы). Перегрузка трансформатора. Внутренние повреждения в трансформаторе Проверка работы системы охлаждения Проверка нагрузки и соответствия температуры масла данной нагрузке (по записям в журнале) Обследование активной части
Ухудшение качества масла   Внутренние повреждения, сопровождающиеся крекинг-процессом, когда газообразные продукты разложения масла растворяются в остальном масле, в результате чего понижается температура вспышки масла. Сопровождаемые разложением масла дугой — выделяемые при этом газы горючи и содержат водород и метан Анализ масла Анализ выделяемых маслом газов Обследование активной части
Работа газовой защиты на сиг ал Попадание воздуха в реле. Медленное понижение уровня масла. 1. Анализ газов на количество, цвет, запах, горючесть. (Если газ без цвета, запаха и не горит, значит в реле попал воздух; если газ горит — имеется внутреннее повреждение в трансформаторе, по количеству газа судят о размере повреждения.
Основные виды повреждений Признаки повреждений Возможные причины повреждений Способы выявлений повреждений
Работа газовой защиты на отключение Внутренние повреждения, сопровождаемые крекинг-процессом. Короткое замыкание, вызвавшее толчок масла через газовое реле Резкое понижение уровня масла. Внутренние повреждения, сопровождаемые сильным выделением горючих газов Цвет газа показывает характер повреждения (бело-серый — бумага и электрокартон, желтый — дерево, черный — масло) Анализ масла Внешний осмотр и выяснение причины снижения уровня масла То же
             

 

 

 
 


[5]

3.2 Технологическая карта на ремонт силового трансформатора

При текущем ремонте трансформаторов производят наружный осмотр трансформатора и всей арматуры: спуск грязи из расширителя; доливку масла (в случае необходимости); проверку маслоуказательных устройств, спускного крана и уплотнений, пробивных предохранителей у трансформаторов с незаземленным нулем с низкой стороны, рабочего и защитного заземления, сопротивление изоляции обмоток, испытание трансформаторного масла, проверку газовой защиты.

При капитальном ремонте трансформаторов производят вскрытие трансформатора; подъем сердечника и осмотр его; ремонт выемной части (стали, обмотки, переключателей, отводов); ремонт очистительных устройств; чистку и окраску кожуха; проверку контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств; очистку и замену масла; сушку изоляции; сборку трансформатора, проведение установленных измерений и испытаний.

 

Таблица 5 Характерные повреждения трансформаторов

 

Элементы трансформатора Повреждение Возможные причины
Обмотки Межвитковое замыкание Естественное старение и износ изоляции; систематические перегрузки трансформатора; динамические усилия при сквозных коротких замыканиях
Замыкание на корпус (пробой); междуфазное замыкание Старение изоляции, увлажнение масла и понижение его уровня; внутренние и внешние перенапряжения; деформация обмоток вследствие динамических нагрузок при коротких замыканиях
Обрыв цепи Отгорание отводов обмотки в результате низкого качества соединения или электродинамических нагрузок при коротких замыканиях
Переключатели напряжения Отсутствие контакта Нарушение регулировки переключающего устройства
Оплавление контактной поверхности Термическое воздействие сверхтоков на контакт
Перекрытие на корпус Трещины в изоляторах; понижение уровня масла в трансформаторе при одновременном загрязнении внутренней поверхности изолятора
Перекрытие между вводами отдельных фаз Повреждение изоляции отводов к вводам или переключателю
Магнитопровод Увеличение тока холостого хода Ослабление шихтованного пакета магнитопровода
«Пожар стали» Нарушение изоляции между отдельными пластинами стали или изоляции стяжных болтов; слабая прессовка пластин; образование короткозамкнутого контура при повреждении изоляционных прокладок между ярмом и магнитопроводом; образование короткозамкнутого контура при выполнении заземления магнитопровода со стороны вдов обмоток ВН и НН
Бак и арматура Течь масла из сварных швов, кранов и фланцевых соединений Нарушение сварного шва от механических или температурных воздействий; плохо притерта пробка крана; повреждена прокладка под фланцем

 

[5]

 

3.3 Ремонт и изготовление изоляции и обмоток

Практически ремонт обмоток заключается в удалении старой и выполнении новой обмотки, имеющей те же или улучшенные данные пазовой изоляции и обмоточного провода

Концентрическая обмотка наиболее устаревшая, трудоемкая и находит применение только в электрических машинах с закрытыми пазами. Изготовление этой обмотки состоит из следующих основных операций: изготовление при помощи шаблонов пазовых изоляционных гильз, материал для которых выбирают в зависимости от напряжения машины и класса ее нагревостойкости; закладка гильз в пазы; заполнение гильз металлическими или деревянными шпильками по размерам изолированного обмоточного провода; выбор схемы намотки, при которой получаются наименьшие напряжения между рядом лежащими проводниками в пазу машины; подготовка провода к намотке катушек, заключающаяся в удалении изоляции на концах подготовленного к намотке катушки провода и парафинирование его для облегчения протаскивания в пазах; намотка двумя обмотчиками наименьшей по размерам катушки с применением специальных шаблонов для формирования лобовых частей катушки; намотка остальных катушек, их соединение и изолирование.

При изготовлении всыпных обмоток сначала заготавливают и укладывают в пазы изоляционные пазовые коробочки. При этом следует иметь в виду, что в машинах старых серий пазовые коробочки состоят из двух слоев электрокартона и одного слоя лакоткани. На смену им пришли пазовые коробочки, состоящие из пленкоэлектрокартона, а в настоящее время в малых машинах новых серий используется только один тонкий слой изоляционной пленки. В этих условиях использование новых материалов, в том числе и обмоточных проводов, при ремонте электрических машин старых серий значительно увеличивает их надежность и при необходимости может сопровождаться заметным увеличением мощности машины. Наоборот, при ремонте машин новых серий необходимо использовать только соответствующие качественные материалы и обмоточные провода, иначе ремонт машины приведет к снижению её надежности, ухудшению технико-экономических показателей и резкому снижению ее мощности. Следующей операцией по выполнению обмотки является намотка на специальные, регулируемые по размерам шаблоны катушек. Далее следует укладка катушек в пазы, установка клиньев, в качестве которых в малых по мощности машинах новых серий могут быть также использованы пленка, соединение и бандажирование обмотки изоляционными шнурами или чулками с установкой изоляционных межфазовых прокладок на лобовых частях обмотки. Если необходимо соединить отдельные катушки, их изолируют линоксиновыми, полихлорвиниловыми или стеклолаковыми трубками.

Соединения между катушками могут быть выполнены или пайкой (соединяемые концы облуживают, скручивают и опускают в ванну с расплавленным припоем), или контактной сваркой при помощи ручных клещей с графитовым электродом.

Сушку обмоток электрических машин, предшествующую пропитке и после нее, проводят в сушильных печах (конвективный способ), потерями в стали статора или ротора (индукционный способ), потерями в обмотках (токовый способ) и инфракрасным облучением (радиационный способ).

Электроремонтные предприятия имеют вакуумные или атмосферные сушильные печи, объем которых определяется из расчета 0,02... 0,04 м3/ кВт мощности машин, для которых печь предназначена. Нагреватель может быть электрическим, паровым или газовым. В печи должна обеспечиваться рациональная циркуляция воздуха. Таким образом, мощность сушки тем больше, чем больше число и мощность подвергающихся сушке машин. Продолжительность сушки колеблется от нескольких часов (6...8) для малых машин и до нескольких десятков часов (70...100) для больших машин.

Сушка машин индукционным способом требует намагничивающей обмотки. Этот способ удобен для сушки крупных машин, которые лучше сушить на местах установки или ремонта, а не в сушильной печи. Этот способ экономичнее предыдущего как по затратам мощности, так и по продолжительности сушки.

Сушка токовым способом еще более выгодна. Продолжительность сушки сокращается по сравнению с сушкой в печах в 5...6 раз, а расход электроэнергии – в 4 и более раз. Недостатком этого способа сушки является необходимость иметь регулируемый источник питания нестандартного напряжения. При этом схемы соединения обмоток могут быть различными. Температура сушки и ее режим зависят от класса нагревостойкости машины и марки пропиточного лака. Об окончании сушки можно судить по установившемуся сопротивлению высушиваемой изоляции (при данной неизменной температуре).

Наиболее распространенный способ пропитки – погружение подогретой до 60...70°С обмотки в лак примерно той же температуры. Число пропиток зависит от назначения машины, в сельскохозяйственном производстве рекомендуется проводить до трех пропиток. Продолжительность пропиток составляет 15...30 мин первой и 12.. 15 мин последней.

После вакуумной сушки для особо ответственных машин можно применять пропитку под давлением. Но для обеспечения первого и второго процессов требуется относительно сложное оборудование.

Возможные неисправности силовых трансформаторов приведены в таблице 1. При наличии технической документации дефектация сводится к осмотру и определения состояния и комплектности трансформатора, уточнению условий и возможностей ремонта трансформатора на месте. При отсутствии технической документации осмотр и дефектацию производят в полном объеме с выполнением необходимых замеров и испытаний. Результаты заносят в специальную ведомость дефектов.

 

Таблица 2. Ремонт обмоток силовых трансформаторов

 

Операция Ремонтные работы Пояснение
Устранение: Поверхностных повреждений небольших участков витковой изоляции Поврежденную витковую изоляцию восстанавливают путем наложения на оголенный провод витка слоя маслостойкой лакоткани ЛСХМ в полуперекрышу Эти дефекты устраняют без демонтажа обмоток
Ослабления прессовки обмоток Обмотки, не имеющие прессующих колец, подпрессовывают По всей окружности обмотки между уравнительной и ярмовой изоляциями забивают дополнительные прокладки из прессованного электрокартона
Незначительной деформации отдельных секций
Повреждение изоляции отвода Изоляцию отвода восстанавливают путем наложения на поврежденный участок двух слоев лакоткани шириной 25-30 мм
Ремонт изоляции обмоток с использованием провода поврежденной катушки Поврежденную изоляцию удаляют обжигом в печи при температуре 450-500 ۫С. Витки изолируют кабельной бумагой или тафтяной лентой в два слоя с перекрытием Изолированной придают нужный размер путем подпрессовки. Изготовленную катушку высушивают, пропитывают лаком ГФ-95 и запекают при температуре 100 ۫С в течение 8-12 ч.
Изготовление новой обмотки в зависимости от ее типа Для этой операции применяют обмоточные станции с ручным или моторным приводом. Катушку наматывают на шаблоне На шаблон перед намоткой повода накладывают слой электротехнического картона толщиной 0.5 мм, предохраняющего витки первого слоя от сдвига при снятии катушки
Изготовление цилиндрической обмотки НН на провода прямоугольного профиля При намотке однослойной катушки витки закрепляют с помощью бандажа из киперной ленты. При намотке многослойных катушек бандажирование не делают При переходе из одного слоя в другой в местах перхода прокладывают полоску персшпана на 4-5 мм больше ширины витка для предохранения изоляции крайних витков
Изготовление многослойной обмотки НН из круглого провода Каждый слой обматывают кабельной бумагой, которой покрывают все витки и пояски, уложенные в торцах шаблона Поясок изготавливают в виде полоски из электротехнического картона толщиной, равной диаметру провода. Сам поясок схватывают бумагой шириной 25мм и укладывают в торце шаблона
Соединение обмоток Провода сечением до 40 мм2 соединяют пайкой паяльником, большого сечения – специальными клещами. Припой фосфористая бронза диаметром 3-4 мм или серебряный припои ПСр-45, ПСр-70 При пайке проводов применяют флюс-канифоль или флюспорошкообразную буру
Пропитка и сушка обмоток Обмотки опускают в глифталевый лак и выдерживают до полного выхода пузырьков воздуха, затем поднимают, дают стечь излишкам лака (15-20 мин) и помещают в печь для запекания Сушка считается законченной, когда лак образует твердую блестящую и эластичную пленку

[5]

 

3.4 Ремонт магнитопровода

Таблица 3. Ремонт магнитопровода силового трансформатора.

Операция Ремонтные работы Пояснение
Разборка магнитопровода Отвертывают верхние гайки вертикальных шпилек и гайки горизонтальных прессующих шпилек. Снимают ярмовые балки. Расшихтовывают верхнее ярмо со стороны ВН и НН одновременно. Эскизируют взаимное расположение пластин двух последних слоев активной стали магнитопровода. Связывают верхние концы пластин, продевая кусок проволоки в отверстие для стержня. Демонтируют обмотки. Извлекают шпильки из ярма. Маркируют балку надписью «сторона ВН» или «сторона НН». Расшихтовывают, вынимая по 2-3 пластины, не перемешивая, связывают в пакет. Укладка пластин после ремонта должна соответствовать заводской.
Замена изоляции стяжных шпилек Бумажно-бакелитовую трубку изготавливают из кабельной бумаги толщиной 0,12 мм и при намотке на шпильку пропитывают бакелитовым лаком, затем запекают.   Изолирующие шайбы и прокладки изготавливают из электрокартона ЭМ толщиной не менее 2 мм. Проверяют изоляцию стяжных шпилек, накладок и ярмовых балок, мегаомметром 1000 и 2500 В. Толщина стенок изоляционных трубок, мм для диаметров шпилек, мм: 12-25. . . . .2-3 25-50. . . . .3-4 Более 50. . . . .5-6     Диаметр изолирующей шайбы должен быть на 3-5 мм больше диаметра нажимной. Сопротивление изоляции стяжных шпилек должно быть не ниже 10 МОм.
Удаление старой изоляции листов стали Удаляют старую изоляцию стальными щетками или кипячением листов в воде, если они покрыты бумажной изоляцией Можно применять обжиг листов с равномерным нагревом при температуре 250-300 ۫С в течение 3 минут
Изолирование листов Допускают изолирование пластин через одну. Новый слой лака наносят пульвелизатором. Сушат 6-8 часов при температуре 20-30 ۫С. Используют смесь из 90 % лака 202 и 10 % чистого керосина или глифталевого лака 1154 и растворителей (бензина и бензола). Можно применять зеленую эмаль МТЗ.
При ремонтах после «пожара стали» изготавливают новые листы стали Листы раскраивают так, чтобы длинная сторона была обязательно вдоль проката. Отверстие для стяжных шпилек делают только штампом. Сверление не допускается
Измерение сопротивления изоляции Сопротивление межлистовой изоляции измеряют методом амперметра-вольтметра Сопротивление не должно отличаться от заводских данных более, чем в 2 раза.

 

[3]

 

3.5 Ремонт переключателя ТПСУ

Таблица 6

Ремонт переключателя ТПСУ.

Операция Ремонтные работы Пояснение
Проверка и ремонт переключателя для регулирования напряжения Поворачивают несколько раз переключатель по часовой стрелке в положения I, II и III, что с ответствует фазам A, B, C. Проверяют плотность прилегания контактных колец к контактным стержням. Убеждаются в надежности паек отводов и переключателей и плотности затяжек контрогайки наконечника стойки. Наличие четкого щелчка при переключении свидетельствует об исправности механизма переключения. В переключенном положении фиксирующие шпильки должны входишь в свои гнезда. Перепайку отводов при необходимоти производят припоем ПОС-40.
Установка переключателя после ремонта Протирают место установки ветошью, смоченной в бензине. Старые уплотнение заменяют новыми. Поверхности контактирующих деталей зачищают
Ремонт сальникового уплотнения Шпильки вывинчивают, колпак снимают, сальниковую пробку тоже вывинчивают, сальниковые уплотнения заменяют; сальниковую пробку затягивают, ручку устанавливают на место и забивают шпильку. Все операции производят после установки переключателя.
Очистка от грязи и ржавчины наружной поверхности Очищают расширитель металлической щеткой и протирают насухо чистой ветошью. Окончательную чистку производят тряпкой, смоченной в бензине.
Очистка внутренней поверхности Вырезают заднюю стенку расширителя, очищают поверхности от грязи и ржавчины. Окрашивают маслостойкой эмалью или нитроэмалью. Вырезают из листовой стали новую стенку и приваривают к корпусу расширителя. Стенку вырезают, оставляя выступ-кольцо, к которому после очистки приваривают ново дно.     Приваривают стенку, не допуская пережога металла, ровным, плотным швом без трещин.
Ремонт скобы маслоуказателя или патрубка Очищают поверхность, подлежащую приварке, скобу, штуцер маслоуказателя; патрубок приваривают к корпусу расширителя. Сварку производят ацетилено-кислородным пламенем. Патрубок, соединяющий расширитель с кожухом трансформатора, выступает над низшей линией поверхности расширителя на 25-30 мм.
Ремонт масломерного стекла Вывертывают внутреннюю пробку маслоуказателя, вынимают масломерное стекло, чистят его или заменяют новым. Протирают тряпкой. Смоченной сухим трансформаторным маслом
Восстановление контрольных отметок маслоуказателя Наносят новые отметки на расширители маслоуказательного стекла. Отметки уровня масла при температуре +35; +15 ۫С наносят цинковыми белилами на высоте 0,55; 0,45 и 0,1Н диаметра расширителя.

[5]

 

3.6 Ремонт расширителя

Ремонт расширителя чаще всего сводится к промывке его маслом. Но иногда необходимо очищать внутреннюю поверхность расширителя от ржавчины, которая может быть обнаружена при разборке трансформатора в виде большого скопления крупинок на плоскости верхнего ярма, под отверстием выхлопной трубы при постукивании деревянным молотком по его поверхности (после полного слива из него масла).

В трансформаторах старой конструкции расширитель не имеет съемного дна. При ремонте трансформатора рекомендуется сплошное дно заменить на съемное. Работа выполняется следующим образом: старое вварное дно вырезают газовой горелкой. Далее к цилиндру расширителя автогеном приваривают фланец, в который ввинчивают и приваривают шпильки для крепления съемного дна гайками. Дно уплотняют резиновой прокладкой удерживаемой стальным кольцом.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.