Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчет Бхакти Вигьяны Госвами

Недавно Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж опубликовал свой отчет за прошедший год. Там он затронул множество интересных тем. Думаю, всем будет полезно ознакомиться.

 

------------------------------------------------------------------------------------------

Бхакти Вигьяна Госвами

Отчет за последние месяцы, размышления, некоторые итоги года и планы на будущий год

 

 

Дорогие вайшнавы, ученики, последователи, доброжелатели,

примите, пожалуйста, мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.

 

Кончился месяц Картика, наступил декабрьский марафон по распространению книг Шрилы Прабхупады. Я надеялся к середине марафона вернуться в Москву, но проблемы со здоровьем помешали моим планам.

 

Сегодня, в Мокша-да Экадаши, день, когда Кришна рассказал Бхагавад-гиту, я чувствую потребность отчитаться за то, что сделано за год и делается, поделиться какими-то размышлениями, планами и намечающимися переменами в моей жизни и попросить ваших благословений на продолжение служения.

 

 

Жизнь человека, принявшего на себя даже небольшую толику миссии Шрилы Прабхупады, как правило, публична. Вайшнавы и ученики ожидают от лидеров максимальной прозрачности, особенно сейчас, в наше время блогов и социальных сетей.

 

Должен признаться, что мне это дается нелегко. По природе своей я человек, ценящий уединение и не любящий света рампы. Мне гораздо легче находиться в тени, где-то в задних рядах, чем гарцевать впереди или сидеть на сцене под прицелом сотен, если не тысяч глаз.

 

Помню, с каким благоговейным ужасом и преклонением перед этой жертвой, я наблюдал за тем, как Бхакти Тиртха Махараджа, десятилетие ухода которого мы отмечали в этом году, позволил всем преданным ИСККОН стать свидетелями своих последних дней, подпустив буквально тысячи людей к своему смертному одру. В моих глазах это было чуть ли самым большим подвигом его богатой событиями жизни. Обычно мы стыдимся собственной слабости и не любим показываться людям на глаза в такие моменты. Гордыня заставляет нас на людях делать вид, что у нас все хорошо, и прятать от чужих глаз свою слабость. Но Бхакти Тиртха Махарадж был на виду не только в зените своей славы и великолепия, но даже тогда, когда тело его разъедала страшная, смертельная болезнь. До самого последнего мгновения своей жизни он продолжал учить, как находить силы в Кришны, даже тогда, когда своих сил не осталось ни капли.

 

Кришна, чтобы научить нас, выбирает своих самых близких преданных и побуждает их из сердца открыть другим то, что люди обычно пытаются скрыть. Примерно то же самое случилось с Арджуной перед битвой на Курукшетре – Шри Кришна, чтобы научить бесчисленное множество людей, изнутри побудил его проявить слабость и сделал ее всеобщим достоянием. И эта слабость, преодоленная искренним вручением себя на волю Кришны, стала его самой большой и главной победой.

 

Мой отчет перед вами, местами не самый оптимистичный, – робкая попытка идти по стопам этих преданных.

 

Шрила Прабхупада говорил, что любой преданный должен уделять внимание, прежде всего, здоровью, потом – садхане, и потом – служению – именно в такой очередности, по степени важности. По этой же схеме я и построю свой отчет.

 

***

Здоровье: Дважды за этот год у меня произошли достаточно серьезные срывы со здоровьем, прежде всего, связанные с перенапряжением и накопившимся стрессом. В первый раз это случилось в мае во время поездки в Израиль, когда практически все время, отведенное для общения с преданными, я пролежал больной. Чтобы как-то выправить положение, мне пришлось отменить несколько важных поездок и высвободить июнь. Грузинские вайшнавы полностью изолировали меня, спрятав в деревне недалеко от Боржоми. В то время это очень помогло. Но сейчас, буквально, через несколько месяцев ситуация почти повторилась.

 

Пока ничего слишком серьезного не нет, хотя есть вещи, которые нужно корректировать прямо сейчас, в том числе касающиеся сердца. Кардиограмма показывает изменения, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам. По многим внешним и внутренним признакам можно судить, что это второе предостережение нужно принять очень серьезно. Хороший врач, которому я доверяю, сказал, что, если я буду продолжать в том же темпе, резервов организма хватит на три-четыре года, не больше, после чего можно ожидать всего, чего угодно. До этого другой врач-диагност говорил мне, что у меня накопилась хроническая усталость, которая проникла глубоко в ткани тела и практически уничтожила внутренний огонь, благодаря которому тело функционирует.

 

Сейчас я уделяю достаточное время здоровью, в частности, резко сократив общение с внешним миром и почти не заглядывая в почтовый ящик. Я продлил свое пребывание в Индии до начала января и перестроил планы на следующий год, сведя к минимуму путешествия.

 

На протяжении этого года несколько преданных помогали мне и заботились обо мне. Среди них не могу не упомянуть с глубокой благодарностью Дина-чайтанью, Нитая, Мадху-врату, Деварату, Бхакти-бхушану, Говинда-прию, Алаку, Павану, Ачарью и Говинда-прему, Вамши-бихари и Ананта-Нитая и других. Если бы не они, не их защита и служение, мое здоровье было бы гораздо хуже.

 

Самым большим источником стресса для меня являются конфликты между преданными, которые в Кали-югу возникают на пустом месте. Чужая боль входит в меня, и далеко не всегда мне удается успешно ее переваривать. Особенно сильно ранит меня та жестокость, с которой люди, в том числе и преданные, по привычке обращаются друг с другом. Самое поразительное, что иногда преданные, особенно как социум, более жестоки по отношению к друг другу, чем обычные люди. Конфликты, ссоры, оскорбления, особенно среди учеников – вот что причиняет самую большую боль сердцу учителя. Пожалуйста, вспомните об этом, когда в следующий раз захотите обрушить пламя своего гнева на другого вайшнава: можете не сомневаться в том, что пламя это обожжет и вашего духовного учителя.

 

Кроме того, занятия менеджментом, не соответствующие моей природе, необходимость общаться с большим количеством людей, часто принимая на себя их проблемы, очень тяжелое бремя ожиданий, подчас неоправданных, бесконечные письма – все это источник стресса, иногда незаметного, но чаще очевидного. Постепенно стресс аккумулируется и приводит в преждевременному разрушению тела. Непростые решения, которыми я поделюсь ниже, – моя попытка как-то решить эту проблему и уменьшить уровень стресса. У меня давно уже копится недовольство собой, ощущение, что я не делаю чего-то очень важного, того, что Кришна хочет от меня, и трачу все свое время на вещи, которые вполне могут делать другие. Поделиться этим ощущением с теми, кто сможет помочь мне в моем служении, и высвободить мое время для главного – одна из самых важных целей этого отчета.

 

 

Садхана: В соответствии с этикетом вайшнавов, свой бхаджан нужно держать в секрете. Поэтому я обойду молчанием мои попытки заниматься бхаджаном, ограничусь тем, что попрошу ваших благословений на то, чтобы моя садхана и медитация на святое имя становилась глубже и сосредоточеннее.

 

Упомяну только редактирование книг Шрилы Прабхупады, которое давно считаю частью своей садханы. Каждый день утром, после джапы, я уделяю какое-то время редактированию переводов книг ББТ и почти не представляю свою жизнь без этого служения. В прошлом году мы закончили редактировать перевод Чайтанья-чаритамриты, а в этом году – завершили работу над Десятой и Двенадцатой песнью Шримад-Бхагаватам и начали работу на вторым томом Одиннадцатой песни. Следующей книгой будет Шри Таттва-сандарбха в переводе и с комментариями Гопипаранадханы Прабху.

 

Я очень благодарен Гаура-Кришне, Виджитатме, Налини-канте и Туласи, которые так или иначе помогают мне в этом служении Шриле Прабхупаде.

 

Также к категории садханы я отношу общение со старшими вайшнавами, особенно с теми, которых почитаю своими духовными учителями. Несколько дней, проведенных с Гуру Махараджем в Петербурге и Москве, когда я не принадлежал самому себе и делал только то, что нужно ему (почти, если положить руку на сердце), пробудили в моем сердце теплые воспоминания о тех днях, когда я только начинал свое служение, и моя жизнь и время были полностью в распоряжении других, когда над Альмвиком, где я тогда жил, чуть ли не поминутно разносился зычный голос Киртираджа Прабху, выкликавшего мое имя. Это состояние, когда не принадлежишь самому себе, а просто служишь чужим желаниям, как никакое другое, дает ощущение внутренней защищенности и удовлетворения.

 

Около месяца в этом году я провел в эко-поселении Говардхан под Бомбеем. В течение этого времени я преподавал и проходил курс обучения в Колледже Джи-би-си, где также каждый день общался со старшими вайшнавами со всего мира и учился у них.

 

Туда же, в копилку своей садханы я кладу и несколько дней, проведенных в Москве под пристальным взглядом Шрилы Ниранджаны Махараджа и несколько часов, проведенных в обществе одного из самых удивительных вайшнавов современности – Гирираджа Свами.

 

***

Служение: В этом году мне удалось окончательно выделить четыре самых важных сферы своей деятельности, в которых мне хотелось бы сделать особый вклад в миссию Шрилы Прабхупады.

 

1. Работа над повышением престижа Движения Шрилы Прабхупады и в целом ведической культуры в обществе, связанная с внешней проповедью.

2. Утверждение в ИСККОН культуры глубокого изучения священных писаний и формирование единой системы вайшнавского образования.

3. Помощь людям в их попытках изменить себя, разъяснение механизмов духовного роста и устранение препятствий на этом пути, наставничество как механизм настоящей трансформации, и, конечно же, работа с учениками - помощь им на этом пути.

4. Четвертая отдельная сфера – самый важный и универсальный инструмент для достижения целей в первых трех – подготовка семинаров и написание книг.

 

Очевидно, что мой личный вклад в три первых сферы заведомо ограничен. Я очень рад, что ученики и последователи берут на себя все больше и больше ответственности за их реализацию. Мне очень важно, чтобы эти сферы развивались. Вместе с тем, мне очень важно, чтобы сам я тратил время главным образом на то, что за меня никто не сделает, – на изучение священных писаний, Кришна-катху и написание книг.

 

Поэтому ниже я поделюсь соображениями о том, что нужно сделать в трех первых сферах, и выражу благодарность тем преданным, которые уже разделяют со мной ответственность в этом служении, в надежде на то, остальные ученики и последователи тоже попытаются найти в них свое место и по мере возможности внести какой-то свой вклад. Размышления, которыми я предваряю свой отчет в каждой из этих сфер, - что-то вроде программы, которой я сам руководствуюсь, намечая то, что нужно сделать. Я буду рад, если вы не просто пробежите их глазами, но обсудите с другими вайшнавами и тоже будете строить свое служение и садхану, руководствуясь ими.

 

1. Внешняя проповедь и формирование репутации ИСККОН.

 

Размышления. Ведическая культура сейчас повсюду в мире находится на пике популярности. Быть вегетарианцем – модно. Миллионы людей по всему миру занимаются йогой, медитацией и даже участвуют в киртанах. Кармой и реинкарнацией никого уже не удивишь. И даже слово «бхакти» все больше и больше входит в обиходную речь.

 

Россия – не исключение. Буквально сотни тысяч людей слушают популярных проповедников ведической культуры, в том числе и наших. Парадокс заключается в том, что эта проповедь при всей ее широте практически не меняет достаточно сомнительной репутации самого ИСККОН. Чаще всего сотни тысяч людей, восхищающихся ведической культурой, никак не ассоциируют удивительные знания, открывающие им глаза на многие важнейшие вопросы жизни, с ИСККОН, Шрилой Прабхупадой и мантрой Харе Кришна. Самым искренним из таких людей подчас приходится проводить чуть ли не археологические раскопки, чтобы докопаться до истоков ведических знаний или соприкоснуться с книгами Шрилы Прабхупады.

 

Очень любопытная статья была недавно опубликована в газете Independent.

http://www.independent.ie/opinion/co...-30618281.html

 

Автор пишет: «Мы все сейчас стали немного Харе Кришна: от

пищи, которую едим, до идей самодостаточной общинной жизни на лоне природы и принципа осознанности во всем. Вы занимаетесь йогой? Вегетарианец? Верите в карму?... Тогда, дружище, вы уже немного в сознании Кришны».

 

Основная идея статьи выражена автором приблизительно так: «… мы можем думать, что Харе Кришна – это маргинальный культ, но на самом деле влияние кришнаитов на мир, в котором мы живем сейчас, огромно. Хотя самой этой религии не удалось занять свое место в числе признанных в обществе, идеи этой религии стали-таки общепризнанными».

 

Правда, он добавляет: «А вдруг эти "Харе Кришна" знают что-то, о чем мы с вами не догадываемся? Вдруг они знают, что чем больше людей поют мантры или медитируют, отказываются от мяса или делают йогу, даже если они делают это просто ради своего благополучия, тем больше людей благодаря им становится ближе к Кришне? Не закончится ли это тем, что мы все когда-нибудь переоденемся в шафрановые одежды?»

 

Не знаю, исполнится ли это оптимистическое предсказание автора. Сомневаюсь. В любом случае, не думаю, что это повод для самоуспокоения. Но его слова о том, что ИСККОН так и остается в сознании большинства людей маргинальным культом, отзываются в сердце огромной болью. Невольно начинаешь задумываться над тем, почему иногда наши популяризаторы ведической культуры так тщательно маскируют свою принадлежность к ИСККОН? Где та грань, которая отделяет проповедь истинного знания от эксплуатации этого знания в своих интересах? Получает ли истинное благо человек, который занимается йогой и избегает мяса, но при этом так и не понял и едва ли поймет, что смыслом человеческой жизни является обретение любви к Кришне?

 

Разумеется, в этом есть и вина ИСККОН как организации с нашей внутренней культурой превосходства над всеми остальными и претензиями на монопольное обладание истиной, которая отталкивает очень многих хороших людей. Наверняка, есть много других причин, но боль остается болью – что мы не доделываем, чтобы люди в обществе по достоинству оценили величайший подвиг Шрилы Прабхупады, открывшего людям Запада доступ к самым сокровенным глубинам ведической культуры?

 

Для меня идеалом широкой проповеди является пример Гуру Махараджа. Никогда и нигде – будь то Парламент Британии или штаб-квартира Гугл – он не скрывает своей принадлежности к Обществу сознания Кришны. При этом он говорит на языке, понятном людям, никого никогда не оскорбляет и умудряется достучаться до сердец даже самых скептически настроенных слушателей. Его смирение, искренность и чистота никого не оставляют равнодушными, а его одежды санньяси никому не мешают услышать то, что он несет с собой и в себе.

 

Понятно, что широкая проповедь имеет свои законы, которые любой ответственный проповедник обязан соблюдать. Проповедник, чувствующий свою аудиторию, не обязан говорить все сразу. Но значит ли это, что, как считают некоторые, достаточно, чтобы проповедник внутри имел благие намерения дать людям Кришну, а все остальное – что бы он ни говорил – не так важно? Что проповедник не имеет права утаивать, даже если понимает, что далеко не всем из пришедших послушать его понравится то, что он скажет? Действительно ли проповедь принципов гуны благости поможет людям, и, если да, то тогда чем проповедь членов ИСККОН отличается от того, что рассказывают людям йоги, эзотерики, майявади или просто борцы за трезвый образ жизни? И, с другой стороны, правы ли те преданные, которые считают, что настоящим плодом проповеди может считаться только обращение «неверных в истинную веру»? В своих размышлениях над этими вопросами я решил вернуться к истокам.

 

Помимо знаменитых «Семи целей ИСККОН» Шрила Прабхупада, готовясь к официальной регистрации ИСККОН в Нью-Йорке летом 1966, составил другой, более подробный документ, названный им Constitution of Association (далее просто «Конституция»). Документ этот дает очень ясное представление о том, что Шрила Прабхупада имел в виду под проповедью.

 

1. Любая проповедь, чтобы иметь право называться так, должна в конечном счете формировать у слушателей представление о человеке как вечном духовном существе, не умирающем со смертью материального тела.

 

Эта парадигма – «я не есть это тело» - имеет очень глубокие практические следствия, начиная с диеты и кончая системой незыблемых принципов и ценностей. Шрила Прабхупада называет практические выводы, основанные на духовной парадигме и одновременно подкрепляющие ее, spitirutal techniques, – «духовными техниками». Иначе говоря, мы можем объяснять людям очень многие практические темы, которые их интересуют (диета, образ жизни, упражнения, режим дня и проч.), но по-настоящему эти разговоры можно относить к категории проповеди только тогда, когда мы объясняем все эти правила не соображениями укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни, но выводим их из базовой парадигмы Вед: сознание духовно по своей природе, и человек должен жить так, чтобы все больше и больше пробуждать в себе духовное сознание.

 

2. Миссионерская деятельность должна порождать в людях, с которыми мы соприкасаемся, веру в Ведические писания, и прежде всего в «Бхагавад-гиту», а еще точнее, в «Бхагавад-гиту как она есть», потому что «Бхагавад-гита» содержит в себе рациональные, логически безупречные представления о Высшей Абсолютной Истине, породившей этот мир, как о личности.

 

Личностная природа Абсолютной Истины раскрывается в Гите постепенно, так что каждый человек может понять ее на своем уровне: 1) либо через многочисленные энергии Бога, доступные нашему восприятию (7 глава); 2) либо через имманентное присутствие Бога в этом мире как вышей управляющей силы (9 глава); 3) либо посредством понимания милости и красоты Бога (9-10 главы). Все эти три динамически личностных проявления Бога графически изображены в 11 главе Гиты, когда Арджуна видит в Кришне сначала всю Вселенную, потом – неумолимое время, и в конце концов просит Его снова предстать перед ним в Своем прекрасном и милостивом облике. Гита содержит не сектантскую, но универсальную и рациональную концепцию Бога-личности, и потому вера в Гиту равнозначна вере в Личность Бога.

 

3. В конечном счете, проповедь должна помочь человеку увидеть, что высшая цель жизни – вернуться в свое естественное состояние слуги Бога.

 

Служение Богу – это универсальная религия души, платформа для объединения всех людей. Только любовь объединяет, все остальное разъединяет и сеет раздоры. Раскрытие служения Богу как вышей цели человеческой жизни – главная задача проповедника. Мы можем постепенно подводить человека к пониманию этой истины, но, если мы не ставим перед собой такой цели, мы просто обманываем человека и эксплуатируем его интерес к тонким законам бытия.

 

4. Совершенством проповеди является наша способность объяснить человеку, что реализовать все эти три истины (о природе души, Бога и отношений, связывающих их) в наше время он сможет единственным способом – с помощью совместного пения имен Бога.

 

Из первых же положений «Конституции» становится ясно, что Шрила Прабхупада не ставил целью своей проповеднической деятельности всех сделать вайшнавами и не измерял этим мерилом успех своей проповеди, но при этом очевидно, он не собирался ограничиваться пропагандой некой разбавленной, удобоваримой версии философии вайшнавов – он хотел дать всем людям понимание универсальных принципов духовной науки: 1)духовной природы живого существа, 2) личностной природы Бога, открытой в Бхагавад-гите, и 3) вечных отношений служения, связывающих душу с Богом и 4) метода с помощью которого можно реализовать эти истины. Если мы под предлогом постепенности и широты проповеди вуалируем эти истины, мы сеем невежество.

 

Это четыре первые пункта Конституции ИСККОН. И я бы добавил к ним еще один, пятый:

 

5. Настоящая проповедь должна укреплять репутацию ИСККОН – главного детища Шрилы Прабхупады, задуманного им как инструмент милости Кришны.

 

Например, проповедь астрологии, пусть даже ведической, может запутывать человека и усиливать его невежество, а может делать его ближе к Богу, если проповедник показывает, как ведическая астрология (аюрведа, йога, психология и проч.) основана на этих четырех истинах и помогает людям, слушающим его, оценить ИСККОН как живое и бескомпромиссное воплощение духа этих четырех истин.

 

Что же происходит в реальности? Увы, иногда проповедники ведической культуры, которых с каждым днем становится все больше и больше, пичкают свою аудиторию всевозможными рецептами счастливой жизни «по Ведам», забывая упомянуть, что материальное счастье, здоровье, деньги, успех и даже счастливая семейная жизнь никакой конечной ценности не имеют и нужны только для того, чтобы человек мог без лишних помех сосредоточиться на духовной практике. При этом они к месту и не к месту упоминают некие абстрактные Веды, в которых, если верить им, в основном содержится всякая эзотерическая лабуда, сомнительные истины, почерпнутые из Нью-эйджевских источников, и прочие благоглупости. Когда речь заходит о религии, то некоторые из них стыдливо опускают глаза и повторяют какую-нибудь версию знаменитого Вивеканандовского утверждения йата мат тата патх – мол, все пути одинаково хороши и все ведут к Богу. «Бхагавад-гита» из универсальной науки о Боге превращается в индуистское писание, которое читали Лев Толстой и Альберт Эйнштейн. Бхакти перечисляется через запятую в ряду других «духовных практик», причем обязательно с добавлением слова йога («йога божественной любви»). Давайте спросим себя, как часто мы говорим на публичных лекциях, что настоящая любовь – это бесконечное служение, основанное на смирении и терпении? Для повторения мы предлагаем своим слушателям широкий ассортимент всевозможных молитв и мантр на все случаи жизни, начиная с молитвы Оптинских старцев и кончая ом намах шивайа, и в конце никогда не забываем дать адрес своего сайта и пригласить людей подписываться на наши рассылки.

 

Конечно же, я утрирую. Но только до какой-то степени. Спору нет, очень многие популяризаторы ведической культуры дают людям много важных и хороших знаний. Честь им за это и хвала. Некоторые из них реально очень хотят привести людей к Шриле Прабхупаде. И все же, если бы картина в целом сильно отличалась от нарисованной мною, то ИСККОН давно стал бы пользоваться в обществе репутацией авторитетной духовной организации, несущей миру высшие истины, а «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гита как она есть» занимали бы гораздо более почетное место и не выглядели бы такими девственно новыми на книжных полках новых преданных (знаю не понаслышке – в их квартирах мне часто приходится бывать).

 

Думаю, что именно в том, насколько честно и последовательно мы реализуем четыре первых пункта программы Шрилы Прабхупады в своей презентации ведического знания и насколько озабочены укреплением репутации его главного детища – ИСККОН – и пролегает тонкая грань, отделяющая проповедь истинного знания от эксплуатации этого знания в своих интересах.

 

Очевидно, что реализуем мы эту программу Шрилы Прабхупады кое-как, но, вместе с этим, каждый день в среде преданных появляются все новые и новые «ведические астрологи», даже не слышавшие о «Брихадж-джатаке», «аюрведические врачи», никогда не державшие в руках «Чарака-самхиты», «ведические жрецы», произносящие санскритские мантры с привычным подмосковным акцентом, «ведические психологи-консультанты» (один Бог знает, что это такое) и прочие «дети лейтенанта Шмидта» от ведической культуры.

 

Слишком часто вайшнавам, проповедникам ведической культуры, с одной стороны, не хватает чистоты и силы веры, чтобы просто говорить людям о самых важных духовных истинах, сохраняя при этом свою популярность, а с другой стороны, им не хватает реальных познаний в прикладных областях ведической культуры, пользующихся спросом. Вот и приходится им изобретать что-то свое, затыкать дырки в проповеди дешевыми эзотерическими суррогатами ведической культуры или пользоваться психологическими техниками, изобретенными психологами-материалистами. Бывает и другая крайность – вайшнавы становятся настоящими профессионалами в какой-то области, но при этом начинают пренебрегать духовными принципами и постепенно отходят своих от духовных корней. В результате такой проповеди незаметно чуждая философия, замаскированная под ведическую, пускает свои корни в умах людей, приходящих через их проповедь в ИСККОН.

 

Интересно, что пятый пункт программы Шрилы Прабхупады, изложенной им в «Конституции», – доказать словами и делом, что Шри Кришны является единственным наслаждающимся «всеми плодами как индивидуальных, так и коллективных жертвоприношений, аскез, медитаций, искусств, культуры, науки». В моем понимании Шрила Прабхупада хотел, чтобы в результате проповеди сознания Кришны появилось сообщество людей – настоящих профессионалов в самых разных сферах деятельности, – которые на своем примере доказывали бы, как все можно делать для Кришны. Пятый пункт программы – привести человека, убежденного интеллектуально и начавшего практиковать какие-то элементы духовной практики, в другой социальный контекст, в общество, построенное на Бого-центрических принципах. Человек должен увидеть не просто проповедников, оказывающих дилетантские услуги в разных пользующихся спросом сферах жизни, он должен увидеть по-настоящему духовных людей и при этом настоящих врачей, настоящих знатоков йоги, настоящих профессионалов астрологов, музыкантов, поэтов, архитекторов и проч.

 

***

Отчет. В результате этих наблюдений возникла идея обучающего курса для широкой аудитории людей, интересующихся ведической культурой и философией, строго основанного на духовных принципах. Очень хотелось, чтобы наша подача ведической культуры стала гораздо более профессиональной, основанной на настоящих шастрах, и в то же время формирующей у людей подлинное духовное мировоззрение. Вокруг этой идеи сформировалась целая команда людей, готовых запустить эту долгосрочную программу уже в начале следующего года. Главную роль в этом служении играют Ватсала, Шьям, Нимай-сундара, Ачинтья Кришна, Мукунда-мурари.

 

Очень хотелось, чтобы преданные, занимающиеся широкой проповедью, подключались к этой программе, пользовались этими наработками в своей деятельности или, как минимум, строили свою проповедь с учетом пяти озвученных выше положений – повторю их здесь.

1. Человек, по сути, духовное существо. Никакие наши попытки стать счастливыми в этом мире не увенчаются успехом до тех пор, пока мы не поймем свою духовную природу.

2. Бог – личность. По-настоящему понять, что это значит, можно только из «Бхагавад-гиты как она есть».

3. Человека связывают с Богом отношения вечного служения.

4. Чтобы реализовать эти истины в наш век, нужно петь святые имена.

5. Эти истины составляют фундамент ведической культуры. Западному миру их открыл Шрила Прабхупада, и самое полное выражение они нашли в его книгах и основанном им движении сознания Кришны.

 

Мне видится, что я тоже мог бы сыграть какую-то свою роль в этих планах. Я сам буду принимать активное участие в этом курсе. Кроме того, у меня зреют несколько идей проповеднических семинаров, например, семинар по ведической психологии на основе «Вишну-сахасра-намы», «Тысячи имен Вишну» из Махабхараты. Сам я в этом году дал несколько лекций для широкой аудитории, в частности, на тренингах Рами Блекта и в центре «Радуга» в Риге. Какие-то планы, о которых я писал в прошлом году, остались нереализованными, в частности, мне не представилось случая дать почти готовый семинар по культуре брахмачарьи.

 

Из книг серии книг, рассчитанных на широкую аудиторию, которую я анонсировал в прошлом отчете год назад, удалось запустить в работу две – по аюрведе и астрологии. Надеюсь, что в будущем году обе они увидят свет.

 

***

Огромную и очень реальную работу по укреплению репутации ИСККОН делает команда программы «Пища жизни». Нирмалу Канти удалось собрать вокруг себя большую и очень профессиональную команду волонтеров. Моя благодарность им не знает границ.

***

Другая важная новость в этой сфере – предстоящий в ближайшее время запуск новой версии сайта Krishna.ru, который должен перевести наше присутствие в интернетовском пространстве на принципиально другой уровень. Сейчас сотни разрозненных вайшнавских сайтов презентуют сознание Кришны кто во что горазд, а на единственном большом вайшнавском сайте в основном обсуждаются мало кому интересные внутренние новости и проблемы, так что новым людям приходится черпать информацию о сознании Кришны с хорошо раскрученных сайтов анти-культистов. Конечно же, это еще одна сфера, которая нуждается в кардинальном пересмотре, поэтому я возлагаю большие надежды на новый сайт и несколько новых интернет-проектов и очень прошу всех учеников по мере сил и возможностей подключаться к этому огромному и важному служению. Новый сайт запускается силами Ачинтья Кришны, Сварупананды, Ядунанданы и еще нескольких преданных.

 

В целом, это, пожалуй, самая важная сфера проповеди – поменять нашу репутацию в интернете, так как интернет становится главной силой в современном обществе. Тут непочатый край для служения, и практически каждый вайшнав может внести свою лепту в эту сферу. Она просто нуждается в гораздо более четкой координации наших усилий. В ближайшее время будет создан координационный совет. Пока же, если у кого-то из вас, читающих эти строки, есть некоторый ресурс – времени, организационных или писательских способностей или финансов – направляйте свои предложения Анируддхе (ГКГ) по адресу aniruddha.GKG@pamho.net или aniruddha@yandex.ru или Тимуру Валерьянову timur.valeryanov@gmail.com

 

2. Систематическое образование для вайшнавов и утверждение в ИСККОН культуры глубокого изучения священных писаний.

 

Размышления. На протяжении последних лет я несколько раз говорил о том, что, на мой взгляд, самым большим курьезом в сфере вайшнавского образования является тот факт, что оно никак даже на концептуальном уровне не связывается со ступенями духовного роста, обозначенными Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Иначе говоря, мы как-то незаметно отделили духовное развитие от изучения писаний. Вместо того, чтобы видеть в изучении шастр важный практический инструмент духовного роста человека, как оно всегда мыслилось в нашей сампрадае, мы, по умолчанию, превратили его в академическое упражнение для праздного ума.

 

В Йога-сутрах Патанджали Муни очень интересно объясняет настоящий результат, к которому должно приводить изучение шастр (на санскрите сва-дхйайа, буквально «самоанализ»): Sva-dhyayad ista-devata-samprayogah

«Изучение священных писаний закрепляет связь с Божеством, которому поклоняется человек». (Й.-с., 2.44) Комментаторы этой сутры объясняют, что изучение священных писаний помогает закрепить в вечно блуждающем уме человека связь между мантрой и образом Бога. Иначе говоря, без изучения священных писаний мы никогда не сможем правильно повторять святое имя и даже просто обращаться к Богу. Поэтому в Гите, после того, как Арджуна признается Кришне в своей неспособности медитировать и постичь свою природу как души, отдельной от тела и ума, Кришна без его вопроса начинает новую тему – бхакти-йогу – и вводит ее словами тач чхрину, «слушай об этом». Настоящая бхакти - это единственный действенный способ постичь себя и Бога. Она всегда начинается с того, что мы слушаем шастры в изложении того, кто привязан к Богу, и это слушание становится главной движущей силой развития нашей собственной любви и медитации.

 

Чтобы слушание, то есть изучение священных писаний под руководством опытного наставника, и повторение святого имени приносили свой плод, нужно учиться слушать правильно. Иначе говоря, весь духовный путь в бхакти можно представить как развитие одного-единственного навыка – навыка слушания священных писаний в обществе преданных.

 

На предварительном этапе духовной жизни удача улыбается тому, кто способен слушать духовных людей без вызова и с почтением (шраддха).

 

Смысл первого этапа духовного развития (садху-санга) в том, чтобы научиться слушать духовного учителя с непоколебимой верой и глубочайшим уважением. Успешное завершение этого этапа означает получение степени Бхакти-правеша, которая означает, что человек по-настоящему вступил на путь бхакти, поняв природу отношений с духовным учителем и научившись слушать его. Завершив этот этап, человек может получить пранама-мантру.

 

Второй этап (бхаджана-крия) начинается тогда, когда мы осознаем важность слушания и служения в обществе преданных. На нем мы постепенно учимся уважительно слушать не только своего духовного учителя, но других старших вайшнавов, видеть и ценить их качества, отделяя их от неизбежных недостатков и не позволяя в своем уме этим недостаткам заслонить их преданность. Правильная социализация человека в обществе вайшнавов знаменуется присвоением ему степени Бхакти-ашрая и получением первого посвящения.

 

На третий этап духовного развития (ступень анартха-нивритти), то есть на этап, когда постепенно начинают рушиться ложные концепции «я» и «мое», человек переходит тогда, когда услышанное проникает глубоко внутрь и помогает ему увидеть свои собственные проблемы и перестать держаться за них. На этом этапе наше уважение к другим вайшнавам становится еще больше, мы еще глубже осознаем свою зависимость от общения с ними и начинаем особенно ценить общение с равными. Многоликое вожделение ослабляет свою власть над нами, и мы окончательно подчиняем свою жизнь шастре. Успешное прохождение этого этапа знаменуется присвоением человеку степени «Бхакти-шастри» и второго посвящения.

 

В конце концов, впервые за всю невероятно долгую историю нашего существования в материальном мире вкус к духовной практике постепенно перевешивает вкус к материальным наслаждениям, а наша потребность гордиться собой и судить других перестает мешать нам и заслонять от нас достоинства людей, окружающих нас. Достигнув этого этапа, мы обретаем способность учиться у каждого, видя его превосходство над собой. Так человек достигает ступени ништхи, и на этой ступени он по праву может носить титул «Бхакти-вайбхава», что значит «Обладатель богатства бхакти». Можно смело утверждать, что человек, достигший ступени ништхи, на своем опыте реализовал смысл первых шести песен Шримад-Бхагаватам, то есть осознал независимость, самодостаточность бхакти и святого имени. Шрила Прабхупада говорил, что это уровень санньяси, человека, имеющего право учить и проповедовать повсюду в мире.

 

Есть еще одна огромная сфера, в которой должен получать духовное образование преданный – как избегать асат-санги, неблагоприятного общения. Бхактивинода Тхакур пишет в «Бхаджана-рахасье»:

 

iti madhye asat-sa?ge prati??h? janmiy?

ku??-n??? dv?re deya nimne phel?iy?

 

«Если на любой стадии духовного развития человек начинает близко общаться с материалистичными людьми (или своим материалистичным умом), желание почестей и славы может вернуться в его сердце, побуждая его к оскорблениям и лицемерию. А это неминуемо приведет к тому, что человек лишится достигнутого уровня сознания и утратит духовный вкус».

 

Иначе говоря, систематическое изучение шастр с самого начала и до самого конца основано на развитии в человеке способност<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...