Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избранные цитаты из книг Эриха Фромма

“Бегство от свободы” и «Человек для себя»

"... влияние нынешних тенденций современного политического развития ставит под угрозу одноиз важнейших достижений нашей культуры — уникальность и индивидуальность личности."

"Самым поразительным феноменом современного мира является вера в диктаторскихвождей."

"Мы идем этой дорогой только потому, что и другие идут той же дорогой. Мы ободряем себя тем,что в кромешной тьме слышим чей-то свист в ответ на наш собственный."

"Исторически сложилось так, что иррациональное сомнение является одной из основных движущихсил современного мышления, и оно дало как современной философии, так и науке самые плодотворные импульсы."

"... не придумано еще средства, чтобы избавить человека от иррациональных сомнений, ониникогда не исчезнут, да и не могут исчезнуть, пока человек не перейдет от негативной свободы к свободе позитивной."

"Возможна ли жизнь без веры? Может ли грудной младенец не «верить материнскойгруди»?Можем ли мы не верить в своих близких, в тех, кто нам дорог, кого мы любим, как любим себя? Можем ли мы жить без веры в правильность норм нашей жизни? Нет, безверы человек делается бесплодным, беспомощным. Без веры человека охватывает ужас и панический страх."

"Без веры невозможна жизнь человека. Вопрос в том, какой будет вера будущих поколений:рациональной или иррациональной. Будет ли это вера в вождей, машины, успех; или это будет непоколебимая вера в человека и его силы, основанная на опытесобственной плодотворной деятельности."

"Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что толькотогда он может быть уверен, что будет и в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет, чувствовать и действовать так, как и сейчас."

"Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным....Интерес является одним из основных стимулов всякого плодотворного мышления."

"... внутренняя потребность гораздо более действенна для мобилизации всех сил человека, нежеликакое-либо внешнее давление."

"... отношение к другим и отношение к самому себе не могут быть разными, они по сути своейпараллельны."

"Любовь не может быть созданной каким-то особенным объектом, она есть фактор, постоянноприсутствующий внутри самой личности, который лишь высвобождается из заточения наличием этого определенного объекта."

"Эгоизм — это не любовь, а прямая ее противоположность.... именно недостаток любви к себе ипорождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняяуверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения."

"Любить человека плодотворно — это значит заботиться о нем и чувствоватьответственность за его жизнь не только в смысле физического существования, но и за развитие всех его человеческих качеств. Плодотворная любовь исключаетпассивность, стороннее наблюдение за жизнью любимого человека, она подразумевает труд, заботу, ответственность за его духовное развитие."

"... невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе засобственную личность."

"Сила и разум — это два понятия, которые вращаются в разных плоскостях, и силе никогда неудастся опровергнуть истину."

"В этом-то и лежит основная суть садизма — наслаждение своим полным господством и властьюнад другим человеком или же другим живым существом."

"... именно стремление к власти является наиболее характерной формой проявлениясадизма."

"Что такое демократия? Это определенные политические условия, которые благоприятно влияютна развитие экономики, культуры и политики и создают основу для развития индивидуума. Фашизм — под какой бы вывеской он не прятался — это машина,которая принуждает индивидуума к подчинению внешним целям и в то же время мешает полноценному развитию подлинной индивидуальности."

"Определив себя, как крупицу этой могущественной силы (другого человека, Бога, нации, вождя и т.п. — Е.М.), которую индивидуумсклонен считать единственно прекрасной, неповторимой и неколебимой, он получает право на какую-то часть ее славы и могущества, становится причастен к еежизни."

"Основное противоречие, присущее свободе, — зарождение индивидуальности и страх одиночества— может быть разрешено спонтанностью всей жизни человека."

"Если человек сможет реализовать свой внутренний потенциал в спонтанной активности и такимобразом соединит себя с миром, то он избавится от одиночества: индивидуум и окружающий его мир сольются воедино; человек займет свое место под солнцем ипоэтому больше не будет испытывать сомнений относительно смысла жизни и себя самого."

"Единственный смысл жизни — это сама жизнь."

"Позитивная свобода также предполагает идею о том, что человек есть центр и цель своейжизни; что развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от другихякобы высших целей."

"Самое важное и, следовательно, первое условие состоит в том, чтобы развитие и становлениекаждого человека было целью всякой социальной и политической деятельности, чтобы человек был не средством для чего-либо или кого-либо, а только ближайшейи конечной целью."

"Успех зависит от способности человека серьезно отнестись к себе, своей жизни и счастью, отего готовности открыто и решительно посмотреть в лицо моральной проблеме, которая одновременно является проблемой отдельного человека и всего общества вцелом. Решение зависит от смелости и решимости человека быть самим собой и существовать для себя."

"Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем онпотенциально является. Самый значимый плод его деятельности — это собственная личность."

Список литературы

1. Якоб Буркхардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, Т.1, Спб, Т. I., Спб, 1905.

2. Martin Luther, The Bondage of the Will, translated by Henry Cole, M. A., B. Erdmans PublishingCo., Grand Rapids, Michigan, 1931, p. 74.

3. Эрих Фромм, Бегство от свободы, ООО "Попурри", г. Минск, 1997.

4. Martin Luther, Rцmerbrief, 13, 1.

5. John Calvin's Institutes of the Christian Relegion, translated by John Allen, PresbyterianBoard of Christian Education, Philadelphia, 1928, Book III.

6. Adolph Hitler, Mein Kampf, Reynal & Hitchcock, New York, 1940.

7. Joseph Goebbels, Vom Kaiserhof zur Reichskanzlei, F. Eher, Mьnchen, 1934.

8. Ley, Der Weg zur Ordensburg, Sonderdruck des Reichsorganisation-leiters der NSDAP fьrdas Fьhrercorps der Partei, Цит. по: Konrad Heiden, Ein Mann gegen Europa, Zьrich, 1937.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...