Белорусские подвижные игры. Игры без предметов. Кузнечики (Коника). Просо (Проса)
Стр 1 из 6Следующая ⇒
Белорусские подвижные игры Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др. ), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др. ). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др. ). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др. ). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др. ). В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба. Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.
Игры без предметов Кузнечики (Коника) Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек. Описание. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он. Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он. Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге. Правила: 1. Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге. 2. «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойманными и становятся в круг.
(Игра имеет еще одно название - «Овечка» («Авечачка») ) Эта старинная игра распространена до сих пор (в многочисленных разновидностях) во всех областях Белоруссии. Площадку для игры выбирают в лесу, саду или дворе, имеющем какие-либо укрытия. Играют обычно 5-15 детей в возрасте 6-10 лет. Описание. Дети выбирают «волка» и «пастуха». «Волк» прячется, а «пастух» остается на площадке, и вокруг него рассаживаются остальные играющие - «овечки». «Пастух» изображает взрослого пастуха, сгоняющего овец в стадо, затем останавливается и говорит примерно так: - Пасу, пасу овечек от утра до вечера. Волк за горой, а я за другой. Я волка не боюсь, палкой оборонюсь. Отойду пока в тенёк да прилягу на бочок. (Отходит в сторону, присаживается, отворачивается и делает вид, что заснул. )
После этого крадучись приходит «волк» и одну за другой уводит и прячет где-либо всех «овец», а сам остается на площадке. «Пастух», проснувшись, спрашивает у «волка»: - Волк, волк, ты не видел моих овечек? - Нет, не видел, - отвечает «волк». - Иди поищи! «Пастух» ищет «овец». Когда он приближается к тому месту, где они спрятаны, «овечки» начинают производить какой-нибудь шум, например начинают шипеть. Тогда «пастух» спрашивает: - Что это шипит? - Это моя волчиха сало жарит, - отвечает «волк». «Овечки» начинают стучать. - Волк, что это стучит? - Это лесорубы лес валят. «Овечки» начинают пищать. - Волк, кто это пищит? - Это цыплята зерно ищут. Так продолжается до тех пор, пока «волк» не замешкается с ответом. Тогда «овечки» начинают блеять. «Пастух» обращается к «волку»: - Волк, а чьи это овечки блеют? - Мои. - Ну-ка покажи! «Волк» после этих слов убегает, «овечки» бегут за ним и, если догонят, приводят к «пастуху». В противном случае «волк» становится победителем. На этом игра заканчивается. Правила: 1. Спасаясь от погони, «волк» не должен выбегать за оговоренные перед началом игры границы. Иначе он считается пойманным. 2. «Волк» считается пойманным и в том случае, если его коснулась (осалила) рукой любая из догоняющих его «овечек».
Просо (Проса) Эта игра распространена среди мальчиков и девочек 8-14 лет. Количество участников - 10-30 человек. Описание. По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит: - Приходи ко мне просо полоть. - Не хочу! - А кашу есть? - Хоть сейчас! - Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги. «Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином». Правила: 1. После слов «ах ты, лодырь» «хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу. 2. Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно, то водить продолжает прежний «хозяин».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|