Зольгер, Карл Вильгельм Фридрих
Зольгер, Карл Вильгельм Фридрих (1780-11-28-1819-10-25, Берлин) - немецкий философ-эстетик, эволюционировавший от шеллинговского романтизма к объективному идеализму. Развивал учение о взаимопроникновении идеи и материи в художественном творчестве. Амадей
Н БЕРЛИН (Berlin) БЕРЛИН (Berlin), столица Германии. Расположена при впадении р. Шпре в р. Хафель, на судоходных каналах, связывающих Берлин с рр. Эльба и Одер. Площадь ок. 890 км2. Население 4,3 млн. человек в 1939, ок. 2,8 млн. человек в 1945, 3,3 млн. человек в 1949, 3,5 млн. человек в 1992. С 1990 самостоятельная административная единица. Международные аэропорты Шенефельд, Темпельхоф и Тегель. Метрополитен. Главные отрасли промышленности - машиностроение (электротехническое, электронное, приборостроение, общее и транспортное), химико-фармакологическая (производство медикаментов и продуктов, тонкого органического синтеза), полиграфическая, текстильная, швейная, пищевкусовая. Как город Берлин возник в 1-й пол. 13 в. С 1486 столица Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 - Германии. Берлин - крупнейший промышленный, культурный и научный центр Германии, один из главных центров германского революционного и рабочего движения (Революции 1848-49, Ноябрьские революции 1918 и др.). На заключительном этапе Великой Отечественной войны в Европе советские войска 2.5.1945 полностью овладели городом (см. Берлинская операция). После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации СССР, США, Великобритании и Франции. Западные державы провели выборы в городской парламент (в 1948). В восточной части 7.10.1949 была провозглашена Германская Демократическая Республика и Берлин объявлен столицей Германской Демократической Республики. В 1961 по рекомендации совещания руководителей стран - участниц Варшавского договора была сооружена "Берлинская стена" (система заградительных сооружений между Германской Демократической Республикой и Зап. Берлином общей протяженностью 162 км, в т. ч. 45 км в черте города) фактически для прекращения массового оттока населения Германской Демократической Республики на Запад. В результате политических перемен в Германской Демократической Республике (ноябрь - декабрь 1989) в 1990 стена была демонтирована. После присоединения Германской Демократической Республики к Федеративной Республике Германии 3.10.1990 статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. Университеты. Театры: оперный, "Комише опер", "Берлинер ансамбль" и др. Берлинские государственные музеи, Музей немецкой истории, краеведческий и др. Зоопарки. Готические церкви 13-14 вв., барочные и классицистические ансамбли 17-19 вв. Игры XI Олимпиады (1936).
Брюкке (Brücke) Эрнст (6.6.1819, Берлин, — 7.1.1892, Вена), немецкий физиолог, профессор Кёнигсбергского (с 1848) и Венского (с 1849) университетов. Образование получил в Берлинском и Гейдельбергском университетах. Основные труды по анатомии и физиологии органов зрения, пищеварения, физиологии кровообращения и нервно-мышечной физиологии. Особое значение имеют труды Б. по физиологии речи.
Германия (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально — страна немцев, от Deutsche — немец и Land — страна), государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939—45.
Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло” (т. 1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) – сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. К началу октября 1918 в Г. возникла непосредственная революционная ситуация. Идейным вождём передовых немецких рабочих был «Союз Спартака». На конференции, собравшейся 7 октября 1918, спартаковцы приняли программу, предусматривавшую немедленное окончание войны, революционное завоевание демократических прав и свержение господства гермнского империализма и милитаризма как предпосылку перехода к социалистической революции. Объективные условия для такого перехода в Г. имелись. Началом революции послужило восстание германских военных моряков в Киле в ноябре 1918 (см. Кильское восстание 1918). В Киле, а затем во многих др. городах возникли Советы. 9 ноябре произошло победоносное восстание в Берлине; прогнивший монархический строй был сметён. Движущей силой Ноябрьской революции 1918 были рабочие и солдаты. Но значительная часть пролетариата ещё находилась под влиянием социал-шовинистов и правых «независимцев», удерживавших рабочих от борьбы за власть. В руках монополий сохранились все командные высоты экономики. 10 ноября берлинский Совет фактически передал власть в стране правительству — «Совету народных уполномоченных», состоявшему из правых социал-демократов и «независимцев». В тот же день один из двух его председателей Ф. Эберт (другим был «независимец» Г. Гаазе) установил связь с верховным командованием армии и заключил с ним тайное соглашение об удушении революции. 11 ноября 1918 в Компьене было подписано перемирие Г. с Антантой, устранившее одну из главных причин возмущения масс — затягивание кровопролитной войны.
Шопенгауэр, Артур [Schopenhauer] (1788-02-22-1860-09-21, Франкфурт-на-Майне) - немецкий философ-иррационалист. В его основном произведении "Мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни". В 1814 г., после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат "О зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 г.г. в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 г. завершает работу над первым томом своего основного произведения "Мир как воля и представление". Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля. С 1831 г. философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы ("Парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.
Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине
ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790-1866), немецкий педагог, д-р философии (1820). В 1811-20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах Германии; директор учительских семинарий в Мёрсе (1820-32), Берлине (1832-47); преподавал в них педагогику, математику, немецкий язык. В 1827- 1866 издавал педагогический журнал "Рейнские листки...", в котором поместил св. 400 статей, особое внимание уделял народной школе. В 1831-41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прусского национального собрания подписал "Записку 23", авторы которой требовали единой народной школы для "всех детей нации без различия состояний и будущего призвания". В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал "Педагогический ежегодник".
МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (настоящие ими и фамилия Якоб Либман Бер, Beer) (1791—1864) — французский композитор, пианист, дирижер. Происходил из еврейской семьи, жившей в Германии. Занимлся у М. Клементи (фортепьяно), К. Ф. Цельтера. и Б. А. Вебера и Г. И. Фоглера (теория музыки и композиция). С 1811 придворный музыкант Дармштадте. В 1816— 24 жил в Италии. Из написанных им итальянских опер выделяется «Крестоносец в Египте» (1824). В 1827—42 и с 1846 работал в Париже, где его постоянным либреттистом был Э. Скриб. В 1842-46 — в Берлине (генерал-музик-директор театра «Королевские зрелища») Опираясь на французские оперные традиции (Ж.П. Люлли, Г. Спонтини. Ф.Обера) и на совеменную ему практику театра романтической драмы (В. Гюго), Мейербер создал жанр большой оперы: «Роберт-Дьявол» (1830), определивший появление романтического музыкального театра во Франции, «Гугеноты» (1835; в России под названием «Гвельфы и гибеллины»), «Пророк» (1849; в России под назв. «Осада Гента», затем «Иоанн Лейденский»). В операх «Динора» (1859) «Африканка» проявляются некоторые черты лирической оперы. Творчество Мейербера оказало значительное влияние на эволюцию европейского оперного искусства.
24 января исполняется 150 лет со дня смерти Гаспаре Спонтини (1774-1851) - выдающегося итальянского оперного композитора. Он родился в городе Майлати (провинция Анкона). Учился в консерватории "Пиета деи Туркини" в Неаполе. Среди его учителей был Н.Пиччинни. В 1796 в Риме состоялась премьера первой оперы композитора "Капризы женщины". В дальнейшем Спонтини создал около 20 опер. Большую часть своей жизни он прожил во Франции (1803-1820 и после 1842) и Германии (1820-1842). Во французский (основной) период жизни и творчества он пишет свои главные сочинения: оперы "Весталка" (1807), "Фердинанд Кортес" (1809) и "Олимпия" (1819). Стиль композитора отличает помпезность, патетика и масштабность, вполне соответствующие духу наполеоновской Франции, где он пользовался огромным успехом (был даже некоторое время придворным композитором императрицы). Творчеству Спонтини присущи черты переходности от глюковских традиций 18 века к "большой" французской опере 19 века (в лице ее лучших представителей Обера, Мейербера). Искусство Спонтини ценили Вагнер, Берлиоз и другие крупные художники 19 столетия.
В 1820-1842 годах Спонтини жил в Берлине, где был придворным композитором и главным дирижером Королевской оперы. В этот период в творчестве композитора наступил спад. Ему уже не удалось создать ничего равного своим лучшим произведениям французского периода.
Клейст (Kleist) Фридрих Генрих Фердинанд Эмиль (9.4.1762, Берлин — 17.2.1823), граф фон Ноллендорф (1813), генерал-фельдмаршал (1820). Немецкая государственная опера (Deutsche Staatsoper Unter der Linden) - самое старое театральное здание в Берлине. До 1918 года Королевская опера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|