Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок ценных бумаг в дореволюционной России.

Введение.

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.

Поэтому в своей работе я рассмотрю динамику развития фондового рынка и структуру регулирующих органов в дореволюционной России, практику деятельности на рынке ценных бумаг в период НЕПа, этапы становления современного рынка ценных бумаг России, а также деятельность Новосибирской региональной комиссии по рынку ценных бумаг как основного регулирующего государственного органа на рынке ценных бумаг региона.

В работе использованы аналитические материалы НРО ФКЦБ, официальная информация ФКЦБ России в сети Internet, а также другие источники.

История возникновения и развития рынка ценных бумаг в России.

Рынок ценных бумаг в дореволюционной России.

Рынок ценных бумаг появился и развивался в России в соответствии с тенденцией экономического развития страны. Но все же разные авторы по вопросу времени возникновения имеют различные точки зрения, размах этого момента – от 1769года до начала 90-х годов XIX века. Последняя цифра относится к началу возникновения в России первых фондовых бирж.

Авторы Колесников В.И., Торкановский В.С., Бахматов С.А. приводят следующую периодизацию возникновения ценных бумаг в России.

Первый период – с 1769 года до конца 50-х годов XIX века. Этап возникновения и становления рынка ценных бумаг как преимущественно государственных ценных бумаг.

Второй период продлился по 1897 год и совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»). Важнейший этап интенсивного развития полноценного рынка ценных бумаг.

Третий этап завершился с началом первой мировой войны в 1913году, когда появились черты зрелого этапа развития рынка ценных бумаг.

В 1769 году в России появились первые фондовые ценности - государственные ценные бумаги, они выпускались в форме облигационного внешнего займа России. Этот и несколько последующих выпусков были выпущены через преимущественно голландские банки и под их гарантией, так как тогда еще не было связи российского и зарубежного рынков и доверия иностранных инвесторов к России. Для ведения всех дел по внешним займам тогда же в России был образован "Комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциаций в иностранных землях", который просуществовал до 1810года. Он состоял из канцлера или вице-канцлера, генерал-прокурора и государственного казначея.

Обязанности этого Комитета состояли в следую­щем:

· ведение переговоров по открытию внешнего займа с банкирами с утверждением всех условий по займам;

· получение и распространение государственных облигаций;

· контроль за платежом, срокам по займам и процентами.

Государственный Казначей распоряжался загранич­ными фондами и должен был заблаговременно переводить суммы по платежам по внешним займам.

После смерти Екатерины II по докладу государственного казначея барона Васильева 18 января 1798 г. Павлом I была учреждена особая Контора придворных банкиров для внешних переводов казенных сумм, пла­тежей и комиссий, осуществлявшихся правительст­венными чиновниками и учреждениями. Ей были предоставлены функции о снабжении двора всеми необходимыми вещами из-за границы, то есть ведение иностранных торговых операций, а также осуществление всех платежей по внешнему государственному долгу. 25 июня 1811 г. Контора придворных банки­ров была упразднена.

В это время основным источником бюджетного дефицита являлся выпуск бумажных денег, что приводило к инфляции. И в манифесте от 2 февраля 1810года по предложению М.М Сперанского Правительство объявило о выпуске внутреннего госзайма для погашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный, семилетний заем на 100 млн. асс. рублей – первый внутренний заем России. Правда, в результате дефицита долгосрочных свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме госкредита заем был реализован лишь на 3,2 млн. руб.

После войны с Наполеоном на Комиссию погашения государственного долга (образована в 1810году) была возложена задача сокращения текущего долга. Ассигнации, обращавшиеся тогда в стране в огромном количестве, были признаны государственным долгом. С целью их погашения было принято решение о продаже части государственного имущества, управление за доходом, полученным от продажи, осуществляла данная Комиссия. С этой же целью был выпущен ряд облигационных займов.

Первона­чально комиссия являлась самостоятельной, но в 1817 г., в соответствии с Уставом Комиссии, она была присоединена к Министерству финансов. К обязан­ностям Комиссии относились:

q ведение счетов по всем операциям;

q  предоставление данных для сметы систе­мы государственного кредита;

q  составление отчетов Комиссии;

q  ведение каждым отделом, курировавшим займы, по своей части Государственной долговой кни­ги с занесением в нее вновь выпускаемых облигаций и исключением выкупленных производством транс­фертов;

q  прием и проверка оплаченных купонов;

q  веде­ние счетов купонам по каждому займу в отдельности;

q  распределение по кассам процентов по именным би­летам бескупонных бумаг соответствующих займов и проверка правильности выплаты процентов.

По своему статусу Государственная Комиссия погашения долгов находилась на уровне департамента ми­нистерства и в своих отношениях с другими государст­венными органами руководствовалась соответствую­щим порядком.

На основании Устава 1817 г. Государственная ко­миссия погашения долгов должна была вести Государ­ственную долговую книгу. Эта книга делилась на 3 главные части: долги по внешним займам, внутрен­ние срочные долги и бессрочные долги.

Государственная комиссия погашения долгов, кро­ме того, имела право выпускать собственные билеты, которые на основании Кредитного устава могли отдаваться в залог при получении ссуды. Прием билетов в залог по обязательствам с казною производился в соответствии с Положением о казен­ных подрядах и поставках.

В 1896 г. министром финансов были утверждены «Правила ревизии оборотов Государственной комис­сии погашения долгов чинами Государственного Кон­троля». В соответствии с этими правилами наряду с другими операциями, которые проводила Государственная комиссия погашения долгов, контролю под­вергались прием, хранение и употребление по назначению бланков для процентных бумаг, тиражи пога­шения государственных займов, а также прием, про­верка, хранение и уничтожение ценностей, изъятых из обращения путем их оплаты или замены другими цен­ностями.

В этот период все выпускаемые ценные бумаги носили характер бумажных денежных знаков, они принимались во все казенные платежи и поэтому не решали проблемы инфляции.

Проведенная в 1839-1841годах денежная реформа не решила данную задачу и только после отмены крепостного права Россия, поднявшись на новую ступень развития, смогла провести новую денежную реформу. В 1897году была введена «золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в размере 600млн. рублей, которая на 50% покрывалась золотом, на 50% - коммерческими векселями.

В этот период наблюдается значительное расширение государственного регулирования во всех областях в сторону увеличения контроля.

В апреле 1817 г. министр финансов граф Гурьев представил в Государственный совет записку, в кото­рой обосновал необходимость создания высшего на­блюдательного органа под названием «Совета государ­ственных кредитных установлении» для наблюдения за действиями Комиссии погашения государственных долгов и Ассигнационного, Заемного и Коммерческо­го государственных банков. Совет предполагалось со­ставить из трех государственных чиновников: председателя Государственного совета, министра фи­нансов и Государственного контролера, а также из представителей от дворянства и купечества, избирае­мых на три года, по шесть от каждого из этих сосло­вий. На Совет предлагалось возложить проверку отче­тов государственных кредитных учреждений с целью надзора за правильностью их действий в соответствии с их уставами и правилами.

В декабре 1866 г. на основании докладной записки министра финансов из отделения Государственного банка по заграничным операциям было образовано для осуществления тех же операций иностранное отде­ление при Особенной канцелярии по кредитной час­ти. Обязанности этого отделения состояли в проведении заграничных операций, таких, как:

· выдача перевод­ных векселей, аккредитивов;

· производство заграничных платежей по поручении разных казенных учреж­дений, а также управляющих делами императорской семьи;

· покупка заграничных тратт для покрытия та­ковых выдач и платежей;

· покупка за границей иностранной валюты для пополнения денежных запа­сов Государственного казначейства, а также продажа и покупка валюты с целью поддержания определенного курса рубля;

· покупка и продажа фондов по распоря­жению министра финансов и по поручению различ­ных ведомств.

Кроме того, иностранное отделение распоряжалось взносами денежных сумм государства в иностранные банки, наблюдало за получением денежных сумм по размещенным за границей займам, контролировало уплату процентов по займам и погашение займов, вело все операции по конверсиям займов.

В феврале 1867г. министр финансов утвердил «Правила о наложении Правительственного штемпе­ля, а также грифа уполномоченного от Правительства лица на процентные бумаги акционерных и других об­ществ». Штемпель с изображением государственного герба накладывался на ценные бумаги акционерных и иных обществ для обозначения, что оплата процентов и погашение данных бумаг обеспечивались правитель­ством в соответствии с уставами этих обществ.

Значительную роль в истории ценных бумаг России сыграли государственные ценные бумаги железнодорожного займа. На средства, полученные от пяти внешних облигационных займов, была построена линия «Москва – Петербург». А по инициативе Александра II началось применение «системы железнодорожных гарантий», которая заключалась в обеспечении правительством доходности капитала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Эта система дала сильный толчок в развитии железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг. Почти все железнодорожные ценные бумаги выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках, что демонстрировало высокий экономический потенциал и имело важное значение для формирования национального фондового рынка. В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось «железнодорожное чудо» – протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг шло развитие ценных бумаг, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов – векселя и акции.

В России первый вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского вексельного устава, он был многократно переработан, прежде чем в 1902 году вышел новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными исключительно по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета. Пик развития вексельного обращения относится к этапу зрелого капитализма.

Активизация вексельного обращения в начале ХХ века объяснялось утверждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на фондовом рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн. руб.; в т.ч. 35 млн. руб. в промышленности. По мере дальнейшего развития число акционерных обществ постоянно росло и во время экономического подъема 90-х гг. ХХ века их капиталы достигли 2,4 млрд. руб., в т.ч. капиталы акционерных обществ в промышленности составили 1,6 млрд. руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капитал в сумме 4,7 млрд.. руб. Из них на долю 1621 промышленных акционерных обществ приходилось 3,2 млрд. руб.

Акционерные общества в дореволюционной России занимали ведущее положение в Фабрично-заводской промышленности. На них производилось 60% промышленной продукции.

По мере развития рынка ценных бумаг развивалась и система государственного управления в данной области. Она представляла собой различные нормативно-правовые акты, систему государственных органов, выполнявших в различное время ту или иную роль в государственном регулировании.

С середины 90-х гг. XIX в. Кредитная канцелярия совместно с Государственным банком стала осуществ­лять целый ряд важных финансовых операций, свя­занных с регулированием денежного обращения, ва­лютной и дисконтной политикой. В 1904 г. при одном из отделений Кре­дитной канцелярии было образовано особое делопро­изводство для надзора за кредитными учреждениями.

К предметам ведения Особенной канцелярии по кредитной части относились также:

q дела по внешнему кредиту, куда относились дела по внешним займам, распо­ряжения о выплате по ним процентов и капитала, все внешние денежные операции, производство загранич­ных расходов по разным министерствам и управлени­ям;

q дела о долгах Государственному казначейству разных лиц и обществ.

Кроме того, Министерство финансов и Государствен­ный банк решали такие вопросы, как увеличение ак­ционерных капиталов банков, санкционировали заключе­ние соглашений и условия сделок, прежде всего курс, по которому новые акции передавались, с иностранными банками.

Министр финансов осуществлял контроль за деятельностью кредитных организаций. Таким образом, он имел право потребовать от учреждения представления необ­ходимых сведений и объяснений по подозрительным операциям, проводить проверку по ним и даже запретить деятельность в этой области.

 На протяжении XIX - начала XX века Министерство финансов являлось главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским фондовым рынком. Еще 29 января 1810 г. императорским указом было определено: "производство дел, относящихся до займов, вне государства учиненных, и до других внешних денежных операций, равно и всякое по сим предметам сношение с иностранными банкирами, принять в собственное ведение министров финансов, с тем, чтобы таковое производство и сношение происходило впредь чрез него непосредственно". Поэтому в 1811 г. вместо Экспедиции для производства дел "по системе кредитной" в канцелярии министра финансов было образовано особое III Отделение. В это Отделение, открывшее свои действия 1 января 1812 г, были переданы из Экспедиции государственных доходов и расходов все дела по кредитной части, производившиеся с 1769 по 1803 гг. По предложению министра финансов 17 января 1814 г. Экспедиция о государственных доходах передала в III Отделение для дальнейшего делопроизводства все неоконченные дела по долгам Государственного казначейства и часть дел по долгам разных мест и лиц Государственному казначейству.

Роль министерства финансов в области государственного регулирования постоянно менялась. В разгар финансово-промышленного кризиса в феврале 1900 г., занимаясь спасением фондового рынка, Витте заявил, что страна «нуждается в... объединенном и твердом руководстве в области торгово-промышленной политики», и предложил Николаю II сосредоточить в руках министра финансов всё управление экономикой страны, поставив его в правительственной иерархии в равное положение с министрами иностранных и внутренних дел. Но добиться доставленной цели в полном объеме Витте не удалось. Создание в октябре 1905 г. Министерства торговли и промышленности сократило полномочия Министерства финансов, так как последнему пришлось уступить новому государственному органу часть своих функций, в том числе контроль за деятельностью бирж (кроме фондового отдела Петербургской биржи) и регистрацию акционерных компаний. Однако значение Министерства финансов тем не менее возросло. После 1905 г. усилилась роль этого министерства в руководстве кредитными учреждениями (особенно Государственного банка) по операциям, связанным с заключением внешних займов и выдачей ссуд Крестьянским банком на покупку земли в период столыпинской аграрной реформы.

Министерством финансов впервые был создан синдикат банков под главенством и на средства Государственного банка для организации противодействия падению курсов акций промышленных предприятий в период кризиса начала XX в. 

21 авгу­ста 1818 г. были утверждены штаты и Положение об Экспедиции заготовления государственных бумаг и с июля 1819 г. начались работы по изготовлению ценных бумаг и ассигнаций нового образца. Главная задача вновь созданной Экспедиции состояла «в заготовлении государственных бумаг, как кредитных, так и всех прочих, с государственным гер­бом установленных», кроме того, на нее возлагалось «производство делания государственных и гербовых бумаг всякого рода по предписаниям правительства».

В 1820-х гг. в связи с тем, что Министерство фи­нансов почти не производило новых выпусков бумаж­ных денег, предпочитая справляться с хроническим дефицитом государственного бюджета с помощью зай­мов, Экспедиция стала усиленно выпускать гербовую и вексельную бумаги, различные свидетельства и ак­ции, процентные банковские билеты.

К началу ХХ века уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Минфина.

Экономическое развитие страны привело к про­буждению корпоративных интересов отдельных групп предпринимателей. Начали организовываться пред­ставительские структуры отраслевого характера. Пер­выми в России стали возникать общественные органи­зации представителей кредитных учреждений. В 1872 г. состоялся съезд представителей земельных банков, по­ложив начало первому подобному обществу, получив­шему название Съезд представителей русского земельного кредита или Съезд представителей русских земе­льных банков. Уже на первом же съезде обсуждался актуальный вопрос о закладных листах, которые в бо­льших количествах выбрасывались на рынок первыми ипотечными банками, в результате чего их курс стал быстро падать, опускаясь до 80 и даже 76% от номина­ла. Было решено ограничить выпуск закладных листов определенной суммой, распределив ее между всеми акционерными земельными банками. Постановление съезда и его исполнение быстро выправили ситуацию, курс закладных листов в течение нескольких месяцев поднялся до 90%.

В 1873 г. собрался первый Съезд представителей акционерных коммерческих банков, учредивший еще одну организацию — Съезды пред­ставителей русских акционерных банков (Съезды представителей акционерных банков коммерческого кредита). Постоянно действовавшими органами обеих ор­ганизаций были комитеты, избиравшиеся на съездах. На заседаниях комитетов, так же, как и на съездах, об­суждались вопросы экономической политики прави­тельства и банковского дела в России, вырабатывались единые условия и формы деятельности банков.

Особой активностью в отстаивании торгово-про­мышленных интересов в России выделялись биржевые комитеты, которые играли роль, не известную иностранным биржевым обществам, - роль предста­вительных учреждений. Начало этому было положено в 1870 г., когда утверждался устав Московской биржи, узаконивший существование «биржевого общества», возглавляемого избираемым им биржевым комитетом. За последним закреплялись не только руководство собственно биржевым собранием, но и защита интере­сов биржевого общества перед правительственными, государственными и общественными организациями. Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функ­ции выразителя интересов коммерсантов и промыш­ленников московского региона.

Уже в первые годы развития акционерного законо­дательства правительством были предприняты меры по защите владельцев ценных бумаг от недобросовест­ных и мошеннических действий руководителей акцио­нерных компаний. В 1845 г. были приняты достаточно жесткие нормы об ответственности руководителей и членов акционерных обществ за нарушения действо­вавшего законодательства. К примеру за подделку акции торгово­го общества, товарищества или компании виновные приговаривались «к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и к отдаче в исправительные арестантские отделения» на срок от 5 до 6 лет.

В июне 1902 г. были приняты «Правила об ответст­венности лиц, вводящих в обращение на Санкт-Петербургской бирже ценные бумаги», где предусматри­валось наказание «за убытки, обусловленные неверно­стью представленных при выпуске бумаги данных, не­обходимых для надлежащей оценки бумаги и финан­сового положения» предприятия, производившего эмиссию. Ответственность определялась в размере разницы между ценою, уплаченной приобретателем бумаги, и курсом, по которому бумага была продана.

С того момента, когда Россия выпустила первый внутренний государственный займ в 1810 году, началась история формирования фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.

В дореволюционной России первая товарная и вексельная биржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра 1. Большинство бирж было организовано во 2-й половине XIX века. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки. В начале 1-й мировой войны официальные биржи были закрыты.

К 1820 году облигации госзаймов стали обращаться вместе с товарами на официальных товарных биржах (Петербург, Москва, Одесса, Варшава, Киев, Рига, Харьков и др.), но все же большая часть этих ценных бумаг до конца 60-х годов XIXвека обращалась в основном на иностранных биржах. Что касается акций и облигаций корпораций торговля ими на биржах (с 1827 г.) была весьма незначительна. Фондовые операции в России не имели больших масштабов и строгой организации.

Фондовый рынок получил быстрое развитие после отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. На всех биржах две трети и более объемов купли-продажи составляли облигации госзаймов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали как рынок госкредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило с участием представительных органов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться Биржевые комитеты. Первый Биржевой комитет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский Биржевой комитет водник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о Биржевых комитетах и биржевых маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать Биржевые комитеты на несколько лет. Их компетенция ограничивалась в основном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. Биржевым комитетам было разрешено посылать представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.

В течение 1900-1914 гг., то есть в период наивысшего подъема биржевого дела в стране, наблюдалось значительное усиление государственного регулирования фондового рынка. Во время этого периода были приняты ряд мер по регулированию деятельности на фондовом рынке, в частности сначала на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи. 

В 1901 г. правительство приняло "Правила для фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже".

Был создан Совет фондового отдела Санкт-Петербургской биржи как орган управления, который избирался на три года из числа действительных членов фондового отдела и осуществлял надзор за деятельностью фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.

6 сентября 1902 г. Министерством Финансов были утверждены "Правила о допущении бумаг к котировке на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи". Российские законы предусматривали ответственность лиц, которые выпускали в обращение ценные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже публиковались в биржевом бюллетене, который назывался "Официальная вексельная и Фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже" и выходил на русском и французском языках.

 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил "Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...