Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность экстремизма в России

Введение

 

Революция накладывает глубокий отпечаток не только на человека, но и на функционирование социальных институтов, демографическую ситуацию, действие норм и обычаев, отношения между классами. Изменения столь значительны, что они непосредственно влияют на будущее, в чём мы, проанализировав историю, можем убедиться.

Она является одним из сложнейших этапов в истории развития общества и требует особого изучения. Во время неё все правила и нормы существования общества отменяются, социальное переходит в совершенно особое состояние, трансформация затрагивает каждую составляющую системы.

Революция рождает новое социальное через разрушение старого, но как ни парадоксально, во многом копируя его. Время революции характеризуется социальной нестабильностью, дисбалансом стратификации и мобильности, появлением идеологических принципов разделения индивидов на группы, господством иллюзий о «золотом веке», к которому якобы может прийти общество после завершения революции.


О социологии революции

 

Начало социологии революции как самостоятельному направлению дал П. Сорокин в одноимённой работе в 1925 году. После него было создано множество моделей и теорий революционных изменений, но в виду их противоречивости и непримиримости представление о революции оказалось искажённым. Целью этой работы является обоснование нового, комплексного подхода к изучению революции с учётом предшествующих разработок социологов. Кроме того, представляется целесообразным создать классификацию и периодизацию революций.

Полное обследование общества в период его кризиса невозможно, ибо нельзя быть готовым к такому социальному потрясению. Социологи довольствуются статистическими и теоретическими выкладками, иногда биографическими документами, создающими достаточно ясную, но всё же не вполне детальную картину. Однако качественный социологический анализ самого мощного общественного кризиса позволяет составить представление о жизнедеятельности революционного общества, проанализировать состояние социума как системы, получить информацию об изменениях идеалов, норм и ценностей, объяснить современную структуру общества, процессы мобильности и стратификации.

В современной России и некоторых регионах мира наблюдаются зачатки серьёзного конфликта, оставляемые без внимания. Анализ социокультурного состояния общества позволит диагностировать проблемы и искать пути их решения. Представляется реальным, что при тщательной разработке направления будет возможно прогнозировать социальные изменения и предотвращать их негативное влияние.

Исходя из специфики работы, целесообразно использовать несколько методов: системный, поскольку общество будет рассматриваться как система, а также в единое будут сведены некоторые подходы к изучению революций; исторический – эта работа нуждается в большом числе фактов и сама тема подразумевает под собой их использование; сравнительный, позволяющий сопоставить различные события и выявить определённые закономерности, или наоборот, опровергнуть какое-либо положение; описательный, при помощи которого возможно подробно рассмотреть различные события.

В ходе проведённой работы была с относительной точностью воссоздана картина революционного процесса. Исторический анализ показывает, что «не в истощённой стране, а напротив, в цветущей, полной жизненных сил предстоит разразиться революции» (А. Матье). Но эта цветущая страна отравлена трупным ядом, накопилось очень много нерешённых проблем, подспудно вызревающих в глубине и выплёскивающихся наружу при социальном катаклизме вроде войны, голода и т.д. Революция развивается подобно цепной реакции и ядерному взрыву. Одной из причин её возникновения является перерастание системой классов и групп существующих рамок общества.

Социальная структура не соответствует существующим стагнационным принципам функционирования общества, налицо несхожесть её с существующими стратификацией и мобильностью. Общество делится на две части: одна представляет реформационное направление, а другая – консервативное, стагнационное. Отжившие, рудиментарные группы и классы уничтожаются насильственным путём. Вместо них возникают новые после процесса специфической социальной мобильности, обрисованной подробно у Сорокина.

В этом заключается позитивная сторона революции, позволяющая обществу ценой потерь перейти на новую ступень развития. Новые лидеры – и «душитель революции» – закрепляются на вершине пирамиды. Общество переживает длительный период выздоровления, прежде чем вновь обрести стабильность. Образцы нового общества отливаются по старым лекалам с определёнными структурными изменениями.

Взяв за основу классификации революций критерий вовлечённости классов, мы сделали вывод о том, что они бывают четырёх видов: масштабные сельские восстания, социалистические («городские») революции, либеральные (буржуазные) революции и социальные революции. К первому виду относятся, например, восстания Спартака и Жакерия, ко второму – все революции 19 века, русская 1905–1907 гг. и Ноябрьская, к третьему – английские и американская, к четвёртому – Великая французская и русская 1917–1923 гг.

Каждый вид детерминирован своими причинами, целями классов и групп, экономическим развитием, состоянием общества и прочими причинами. Параллельно опровергнут миф о двух революциях 1917 года – Февральской и Октябрьской. Революции свойственен ряд фаз протекания: фаза 1-я – предреволюционная или фаза кризиса; фаза 2-я – начала революции или фаза энтузиазма; фаза 3-я – деструктивная или фаза тирании революции; фаза 4-я – конструктивная или фаза контрреволюции; фаза 5-я – послереволюционная или фаза душителя революции. Каждая фаза имеет свою специфику, периодизацию, подробную характеристику.

Комплексная теория революции представляет собой переосмысление идей теоретиков революции. Одна концепция не противоречит другой, а дополняет её недостатки, таким образом, путём соединения сильных сторон и частичного включения собственной позиции удалось разработать новую теорию.

Её суть заключается в признании социальных, политических, экономических и психологических процессов исключительно важными и взаимозависимыми. В конце работы собраны основные теоремы и аксиомы революции, высказанные разными исследователями. Только при признании единства всех теорий возможно добиться конструктивной концепции и ясной картины происходящих в революции процессов.


Сущность экстремизма в России

 

Политический экстремизм это достаточно многоликое явление. В самом общем виде под ним понимается совокупность противоправных, насильственных или призывающих к насилию действий, совершаемых с политическими целями.

Попадающие сюда хулиганские акции, акты вандализма, различного рода насилия, связанного не редко с убийствами, объединяет некая идеологическая схема, которую нельзя, вероятно, сводить лишь к ксенофобии и религиозной нетерпимости. Как представляется, за многоликостью скрывается такая форма правосознания, которую можно охарактеризовать как «свободу права» (В. Бивихин), близкую к вульгарному «кулачному праву».

И у нее есть свои социальные корни, в силу чего экстремизм чаще всего является современниками в лице молодежи.

Нет оснований исключать студенчество из группы риска заражения экстремизмом. Ссылки как правило, на скинхедов, далеких от какой-либо образовательной практики, малоубедительны. Так по некоторым социологическим данным, в ряд сторонников национал-большевистской партии Э. Лимонова весьма заметна доля студентов. Именно идейность для них выступает на первый план. Для экстремистов вообще процесс идеологического обоснования политической борьбы не менее важен, чем не посредственные политические провокации.

Затянувшийся системный кризис неблагоприятным образом сказывается на повседневной жизни молодых людей, внося в нее элементы непредсказуемости и не стабильности, ощущения риска, фрустрации, депривации в процессе социальной адаптации.

Молодежь живет в обществе, в котором сохраняется атмосфера враждебности и социальной напряженности, усиливаются социальные конфликты на этнической и религиозной почве. В этих условиях обретение идентичности нередко сопровождается искаженными образами «свой-чужой», и субъективность молодежи реализуется в альтернативных социально одобряемому поведению социальных практик.

Молодежный политический экстремизм как вид идеологии и комплекс политических установок проник в часть социальных страт молодежного общества, в частности в сферу учащейся, студенческой молодежи, в определенной мере продолжая традиции революционного российского студенчества XIX–XX вв. и леворадикального движения западного студенчества середины XX в.

Подавляющее большинство преступлений террористической направленности совершается организованными группами, в основном молодыми людьми в возрасте до 30 лет. Число преступлений террористической направленности по расследованным уголовным делам увеличилось на 260%.

Как свидетельствуют исследования ВЦИОМ, проведенные в 2000-е гг., на фоне снижения в России общественного иммунитета к национализму в целом расширяются уровень поддержки среди молодежи откровенно шовинистических партий и движений, латентное присутствие в молодежной среде откровенно ксенофобских, националистических представлений.

Этнический негативизм в отношении других народов, агрессивность и нетерпимость к представителям национальных диаспор, враждебность испытывают в большей степени молодые люди и представители старших поколений. Социологи многократно фиксировали рост численности молодежных группировок ультранационалистического, профашистского экстремистского политического толка, возврат к «исторической норме» радикализма в России.

Даже несложный анализ генезиса политического экстремизма приводит нас к достаточно простому выводу: в основе возникновения политически мотивированного насилия вообще и экстремизма в частности всегда лежит противоречие, столкновение интересов социальной и политической сфере. Масштабы такого противостояния интересов могут быть самыми различными: начиная с патологического противопоставления собственному «я» всему обществу или даже человечеству со стороны отдельных индивидуумов и заканчивая жестким противоборством целых государственных систем.

 

Молодежный экстремизм

 

Тема молодежного экстремизма является одной из наиболее актуальных в современной социологии. Эта проблема находится в центре внимания исследователей и средств массовой информации, в связи с тем, что экстремизм в молодежной среде стал массовым явлением. Глобальные и локальные экстремистские объединения и террористические группы рекрутируют молодежь. Мы видим ее среди боевиков «Алькаиды» и «Талибана», в рядах скинхедов и левых радикалов.

Почему это происходит? Молодежь наиболее восприимчива к пропаганде радикальных идей, готова к акциям прямого действия, на которые не согласятся зрелые люди. «При определении причин роста молодежного экстремизма авторы концентрируют внимание на вопросах международной политики; нерешенности современных социально-экономических проблем; на возрастных, в первую очередь психологических, особенностях молодежи».

К сожалению, молодежный экстремизм не обошел стороной и Россию. Многочисленные радикальные группы рекрутируют молодежь в свои ряды. На правом фланге это скинхеды, ДПНИ (Движение Против Нелегальной Иммиграции), РНЕ (Русское Национальное Единство) и другие неофашисткие группы. На левом фланге этим же занимаются НБП (Национал-Большевистская Партия), АКМ (Авангард Красной Молодежи) и другие левацкие группировки. Молодежный экстремизм проникает и в стены университетов.

Зарубежные подрывные центры так же не остаются в стороне от попыток втянуть в сферу своего влияния молодежь России. За этим стоит замысел по формированию в молодежной среде антироссийских настроений. «По данным разных источников, на территории Российской Федерации действует 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численностью около полумиллиона человек».

Все это происходит тогда, когда в государстве практически отсутствует молодежная и семейная политика, есть глубокие провалы в социальной политике, воспитательной работе с младшими поколениями, сфере образования и досуга молодежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...