Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс разработки инвестиционной стратегии.




Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

Исходя из этого важное значение в разработке инвестиционной стратегии имеет инвестиционный анализ - процесс исследования инвестиционной позиции и основных результатов инвестиционной деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

Целями инвестиционного анализа являются:

­ оценка потребности, возможности, целесообразности, доходности и безопасности инвестиций;

­ определение направлений инвестиционного развития компании;

­ разработка условий и базовых ориентиров инвестиционной политики;

­ оперативное выявление факторов, отклонения результатов инвестирования от плановых показателей;

­ обоснование оптимальных инвестиционных решений, укрепляющих конкурентные преимущества и согласующихся с ее тактическими и стратегическими целями.

Актуальность разработки инвестиционной стратегии организации определяется рядом условий.

Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии организации, является ее предстоящий этап жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла организации присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

Еще одним существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия, как часть общей политики фирмы, включает:

­ повышение финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы;

­ эффективное использование средств;

­ увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса;

­ развитие человеческого капитала фирмы;

­ адаптацию к изменяющимся потребностям рынка;

­ создание новых эффективных и конкурентоспособных производств;

­ повышение эффективности традиционных производств;

­ повышение инновационного потенциала - использование инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров;

­ повышение организационного потенциала – осуществление инвестиций в организационное развитие фирмы;

­ расширение рынков сбыта;

­ снижение рисков.

Инвестиционные стратегии чаще всего классифицируются в зависимости от того, для каких предприятий они разрабатываются (венчурные предприятия, малый бизнес, корпорации и т.п.).

Другим критерием выступает мотив инвестиционной активности. Классификация по данному критерию предполагает выделение так называемых "чистых" (если мотив единственный) и "смешанных" инвестиционных стратегий (если указано более одного мотива). Общее количество возможных типов стратегий весьма велико.

Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые предприятиями чаще других.

Рис.1. Классификация основных инвестиционных стратегий предприятий (интенсивность заливки ячейки пропорциональна уровню использования стратегии).

Типичными оказались все "чистые" стратегии, а из смешанных - мотивированные как "поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства", "расширение производства с обновлением продукции", "интенсификация и модернизация производства с его расширением" и "поддержание мощностей с обновлением продукции". Остальные типы в поле инвестиционных стратегий практически не встречаются.

Если упорядочить мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как:

­ консервативная (соответствующий мотив инвестиционной активности - «поддержание мощностей»);

­ экстенсивная («расширение существующего производства»);

­ интенсивная («интенсификация и модернизация производства»);

­ прогрессивная («выпуск новой продукции»).

К «смешанным» типам стратегий относятся:

­ консервативно-интенсивная («поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства»);

­ экстенсивно-прогрессивная («расширение производства с обновлением продукции»);

­ экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенсификацией и модернизацией»);

­ консервативно-прогрессивная («поддержание мощностей с обновлением продукции»).

Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей экономического и социального развития предприятия в целом и его структурных единиц.

Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами.

Так же инвестиционная стратегия обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе изменения факторов внешней инвестиционной среды.

Разработка инвестиционной стратегии учитывает возможные вариации развития неконтролируемых предприятием факторов внешней инвестиционной среды, и свести к минимуму их негативные последствия для предприятия.

Она отражает сравнительные (конкурентные) преимущества предприятия в инвестиционной деятельности.

Наличие инвестиционной стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия.

Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета инвестиционного поведения в наиболее важных стратегических решениях инвестора (предприятия, частного лица).

В системе инвестиционной стратегии формируется значение основных критериев выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования как для предприятия, так и для инвестиционных фондов, частных лиц.

Инвестиционная стратегия является одной из предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.

В основе разработки ИС принципы стратегического управления:

1) Объект (предприятие, регион) как открытая самоорганизующаяся система.

2) Предприятие, регион рассматриваются как система, открытая для взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды.

3) Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия. Базовые стратегии:

a. ограниченный рост. Ограниченный рост объемов производства и реализации продукции, минимальные стратегические изменения в инвестиционной деятельности;

b. ускоренный рост. ИС такого типа выбирается в случае, когда предприятие на ранних стадиях жизненного цикла, а также в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологического прогресса;

c. сокращение (сжатие). Предприятие на последних стадиях жизненного цикла или в стадии финансового кризиса. Принцип "отсечения лишнего";

d. сочетание (комбинирование). В случае отраслевой и региональной диверсификации.

4) Согласованность целей, адаптивность к изменениям внешней среды. ИС является частью общей стратегии развития предприятия и должна быть согласована с целями и направлениями операционной деятельности предприятия.

5) Альтернативность инвестиционного выбора.

6) Учет инвестиционного риска.

7) Оптимальность решений с учетом обеспеченности ресурсами.

Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам:

1) Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия, так как инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования инвестиционной стратегии допустим).

Важным условием определения периода формирования инвестиционной стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов инвестиционного рынка, с которыми связана предстоящая инвестиционная деятельность предприятия — в современных условиях этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3-5 лет.

Условиями определения периода формирования инвестиционной стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и др.

2) Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий инвестиционной деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки инвестиционной стратегии анализируется конъюнктура инвестиционного рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей инвестиционной деятельностью предприятия.

3) Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвестиционной деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывшимися инвестиционными возможностями, а также какие внутренние его характеристики ослабляют результативность инвестиционной деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие инвестиционного процесса.

Для разработки инвестиционной стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны:

a) маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно и инвестиционной деятельности);

b) финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов;

c) численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего его разработку и реализацию инвестиционной стратегии;

d) имеющаяся на предприятии информационная база, обеспечивающая подготовку альтернативных стратегических инвестиционных решений;

e) состояние организационной структуры управления и инвестиционной культуры.

4) Комплексная оценка стратегической инвестиционной позиции предприятия. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития инвестиционной деятельности предприятия:

a) каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и инвестиционных менеджеров предприятия;

b) каков уровень знаний инвестиционных менеджеров (их информационной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды;

c) какова эффективность действующих на предприятии систем инвестиционного анализа, планирования и контроля;

d) в какой мере они ориентированы решение стратегических задач и т.п.

5) Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего инвестиционного развития предприятия.

Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений реального и финансового инвестирования; формирование достаточного объема инвестиционных ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня инвестиционных рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

6) Разработка целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических инвестиционных целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения инвестиционной стратегии.

7) Принятие основных стратегических инвестиционных решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности, определяются главные стратегии инвестиционного развития предприятия в разрезе отдельных доминантных сфер, инвестиционная политика по отдельным аспектам его инвестиционной деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей, и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического инвестиционного развития предприятия.

8) Оценка разработанной инвестиционной стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную инвестиционную стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

9) Обеспечение реализации инвестиционной стратегии. В процессе реализации инвестиционной стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней инвестиционной среды.

10) Организация контроля реализации инвестиционной стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического инвестиционного контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов инвестиционной деятельности предприятия.

К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся SWOT-анализ и Gap-анализ. В действительности они являются не чем иным, как методами выбора стратегии организации, позволяющими остановить свой взгляд на том или ином типе известной эталонной, конкурентной или другой стратегии деятельности организации.

 

Инвестиционный SWOT-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды.

На основании SWOT-анализа строится такая инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...