Управление качеством продукции
Управление качеством — действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на рис.1. Рисунок 1- Схема управления качеством продукции
Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся: · станки, машины, другое производственное оборудование; · профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников. Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся: · характер производственного процесса, его интенсивность, · климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; · интерьер и производственный дизайн; · характер материальных и моральных стимулов; · морально-психологический климат в производственном коллективе; · формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; · состояние социально-материальной среды работающих. Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают на допроизводственной и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции. Основной задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые: · отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; · удовлетворяют требованиям потребителя; · соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; · отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; · предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; · направлены на получение прибыли. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис.1). Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и должна включать:
· улучшение экономического положения предприятия; · расширение или завоевание новых рынков сбыта; · достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; · ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; · освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; · улучшение важнейших показателей качества продукции; · снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; · увеличение сроков гарантии на продукцию; · развитие сервиса. В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис.2).
Рисунок 2- Управление качеством продукции
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции. Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества — это форма демократизации капитала, она создает заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества: · добровольность участия; · стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений; · моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности; · поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием; · обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы. Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия. Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|