Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации занятия устным счетом




 

Так как устные упражнения или устный счет это этап урока, то он имеет свои задачи:

- Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

- Воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

Обобщив сложившуюся систему формирования вычислительных навыков, следует учитывать:

1) Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса (использование на уроках системно-деятельностного подхода). При изучении геометрического материала следует выделять не менее 10 минут урока для работы с учащимися по формированию вычислительных навыков.

2) Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. Устный счет в начале урока дисциплинирует учащихся, помогает включиться в работу. Не следует проводить устный счет в конце урока, так как дети уже утомлены, а такой счет требует большого внимания.

3) При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Если сразу обрушить на детей сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

4) Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными; сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. Это позволит сосредоточиться на математическом содержании задания. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске. Отвечая, ученик может повторить формулировку задания, например: какие числа моно поставить вместо х, чтобы запись «х > 7» была верной – вместо х можно поставить число 8, так как 8 больше 7 и т.д. В зависимости от сложности задания на практике используют следующие формы восприятия устного счета: а) беглый слуховой – числа воспроизводятся только на слух (читаются учителем, учеником), учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Эффективен только в том случае, если этим видом счета удается увлечь всех ребят, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Такой вид устного счета приводит к быстрой утомляемости. Однако, тот, кто не может удержать числа в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем, поэтому в школе нельзя недооценивать этот вид устного счета. б) зрительный - учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает не нужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Но иногда без записей трудно и даже невозможно выполнить задание, например: надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений. в) комбинированный – производятся устные вычисления с последующей записью результатов произведённых вычислений.

5) Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

6) Необходимо систематически проводить диагностические самостоятельные работы «устного характера», т.е. учащиеся за определённое короткое время должны решить устно задания, записав ответы в тетрадь. Такая практика стимулирует учащихся повторять правила, развивает быстроту их реакции, мобилизует учащихся на дальнейшую работу на уроке.

7) Устные упражнения не могут быть случайным этапом урока, а должны соответствовать теме и цели урока; пронизывать весь урок и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу и организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме, а затем предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке. Материал для этого можно подобрать из учебника, специальных сборников или придумать самим.

8) Работа в классе на каждом уроке проводится в вопросно-ответной форме и должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. То есть необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто используются игры (в игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия).

Занятие устным счётом требуют от учителя постоянной практики в счёте, твёрдого знания основных приёмов устного счёта, умения организовывать счётный материал, подбирать и составлять задачи для устного счёта. Приёмов устного счёта много, но следует уделять большее внимание усвоению и закреплению общих приёмов устного счёта, на первом месте должна стоять осознанность тех или иных приёмов устных вычислений, а не механическое их применение. От того, какие задания подберёт учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?

1) Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. [Федотова, с.3-7].

2) Важно, чтобы было достаточное число тренировочных упражнений, чтобы они были разнообразными как по форме, так и по числовым данным, носили развивающий характер (задания, позволяющие развивать гибкость мышления, математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе).

3) Необходимо использовать разнообразные упражнения занимательного характера: игры, игровые ситуации, нестандартные приемы, соревновательные моменты, тесты, математические диктанты, различные головоломки, творческие задания, исследовательские работы, устные вычисления и т.д.

Перечислим типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков:

1) подача новых способов и приемов вычисления в готовом виде;

2) зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их при выполнении однообразных тренировочных упражнений;

3) многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;

4) запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку, он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков);

5) неумение учителя организовывать внимание детей;

6) снижение роли устных вычислений (ссылаясь на отсутствие времени, учитель сводит работу по закреплению навыков в действиях с натуральными числами к эпизодическим заданиям на уроках и дома, при этом основная тяжесть повторения приходится на домашнюю работу школьника без должной последующей проверки на уроке);

7) пренебрежение возможностями учебного материала на уроках для совершенствования вычислительных навыков (выполнив алгебраические преобразования и столкнувшись с затруднениями учащихся при выполнении вычислений, учитель предлагает закончить вычисления дома, что оказывает вредное воздействие на отношение учащихся к анализу своего труда, связанных с техникой счёта).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. В процессе работы по теме «Методика формирования навыков устных вычислений младших школьников» было раскрыто понятие «вычислительный навык», определены его основные характеристики и выделены этапы его формирования; охарактеризована классификация вычислительных приемов по общности ТО по методике М.А. Бантовой; изучены рациональные приемы устного сложения и вычитания; реализовано наблюдение за учащимися 1 «Б» класса МАОУ «Лицей №37» г. Саратова по сформированности навыков устных вычислений; разработаны методические рекомендации по организации устных вычислений на уроках математики.

Вычислительный навык следует рассматривать как высокую степень овладения вычислительным приемом (системой операций, последовательное выполнение которых достаточно быстро приведет к результату действия). Он характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью усвоения. Мы определили, что существует два подхода к формированию вычислительных навыков: 1 подход – показ учителем образца действия для частных случаев вычислений; 2 подход – самостоятельное открытие или преобразование знания учащимися. Опытным путем установлено, что при формировании вычислительных навыков учителю необходимо отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых доминирует познавательная мотивация, ориентироваться на развивающий характер работы, а также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, особенности детского мышления.

Изучение вычислительных приемов происходит после усвоения материала, являющегося теоретической основой. М.А. Бантова выделила следующие группы приемов по общности ТО: 1) приемы, ТО которых - конкретный смысл арифметических действий; 2) приемы, ТО которых - свойства арифметических действий; 3) приемы, ТО которых - связи между компонентами и результатами арифметических действий; 4) приемы, ТО которых - изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из компонентов; 5) приемы, ТО которых - вопросы нумерации чисел; 6) приемы, ТО которых – правила.

Совершенствование навыков устных вычислений зависит, конечно, не только от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные вычислительные приёмы, помогающие порой значительно облегчить процесс вычисления. Поскольку педагогическая практика проходила в 1 классе, нами рассмотрены и изучены только приемы устного сложения и вычитания и на их основе подготовлены таблицы для знакомства с вычислительными приемами.

В ходе проведенной работы по изучению уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 1 «Б» класса, выяснилось, что многие дети довольно часто допускают ошибки при вычислениях. Основываясь на результатах, полученных в ходе определения уровня сформированности вычислительных навыков, была разработана система заданий, способствующих совершенствованию вычислительных навыков. Эти задания включались в уроки математики на различных этапах их проведения. Результатом такой работы стало формирование у учащихся 1 «Б» класса более прочных вычислительных умений и навыков. В процессе выполнения работы намеченная программа была выполнена, поставленные задачи решены, цель была достигнута.

На сегодняшний день, работая по любому УМК, учитель может и должен организовать работу по формированию вычислительных навыков у учащихся так, чтобы удовлетворить всем требованиям современной школы. Так, нами разработаны методические рекомендации по организации занятия устным счетом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001)/ Под ред. М.А. Бантовой-3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1984.-335 с.

Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков// Начальная школа.- 1993.- №11.- с.38-43.

Белошистая А.В., Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» 2007. – 455 с.

Белошистая, А.В. Прием формирования устных вычислительных умений в пределах 100/ А. В. Белошистая // Начальная школа. - 2001. - N 7. - С.. 44-49.

Деменева Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: Курс лекций. Н.Новгород: НГПУ, 2006. – 128 с.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Рациональное вычисление в курсе математики начальных классов// Начальная школа плюс до и после.- 2001.- №7.- с.15-22.

Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка// Начальная школа плюс до и после.- 2001.- №1.- с.58-64.

Ильина О.Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество».- 2006.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

Курманалина Ш., Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие. – Астана: Фолиант, 2011. – 208 с.

Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. –В.: Панорама.- 2006.- с.176.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов.- 2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Таблицы по математике для начальной школы: учеб. пособие для младшего шк. возраста.- Астрель, 2005.- 315 с.

Фаддейчева Т.И. Обучение устным вычислениям: тетради с печатной основой "Учись считать устно"/ Т. И. Фаддейчева// Начальная школа.- 2003.- N 10.- С. 66-69.

Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся// Математика в школе.- 2004.- №35.- с.3-7.

Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 1999.- 520 с.

http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/formirovanie-vichislitelnikh-navikov-u-mladshikh-s.html, 2012.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...