Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми

 

Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, школах-интернатах и др. Спектр направлений реализации данной технологии весьма широк. По результатам проводимого нами исследования, в работе с безнадзорными детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации, наиболее эффективна, информационно значима цветодиагностика. Это обусловлено рядом факторов:

особым социальным статусом детей данной категории;

характерологическими особенностями развития личности безнадзорного ребенка;

специфическими проблемами, связанными с общением и взаимодействием уличного ребенка со сверстниками, родителями, взрослыми людьми.

Наиболее успешно показала себя проективная методика "Цветовое зеркало" - мощный инструмент познания личности. Она позволяет составить целостное представление о характере человека, его интересах и движущих мотивах поведения, о его установках по отношению к миру, к окружающим его людям и, в ряде случаев, определить его психологический тип.

Экспресс-тест "Цветовое зеркало" разработан для диагностики текущего состояния человека, его личностных качеств и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психического развития; для определения психологического типа личности (по Юнгу), прогноза сильных и слабых сторон личности конкретного человека.

Теоретической основой теста "Цветовое зеркало" послужили идеи:

И. Гете о психологической сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды;

В.М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в экспериментальной психологии;

В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых цветов, их оттенков и сочетаний;

К.Г. Юнга, разработавшего отличную от всех других, неклиническую типологию личности.

Области применения теста «Цветовое зеркало»:

· экспресс-оценка психического здоровья детей и взрослых,

· психологическое консультирование,

· профессиональная ориентация школьников и взрослых,

· профессиональный отбор и профподбор,

· формирование кадрового резерва,

· диагностика межличностных отношений в малых группах, трудовых коллективах и др.

«Цветовое зеркало» представляет собой простую и быструю в применении версию полного клинического теста. Методика дает возможность получить специалисту ориентировки несовершеннолетних в самих себе и в характере своих близких. «Цветовое зеркало» позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности ребенка в работе с ним, а также динамику их проявлений при проведении коррекционной, социально-педагогической и психосоциальной работы.

В целях изучения структуры и направленности жизненных планов безнадзорных детей, мы использовали данную методику как профилактически-диагностический экспресс-тест. Он проводился нами в ряде областных и городских социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних г. Орла.

Возраст исследуемых от 4 до 16 лет. Продолжительность выполнения теста 10-15 минут.

В тестировании участвовал 51 ребенок.

I. Возраст от 4 - 7 лет мальчиков было 25,5%, девочек – 17,7 %; от 8 – 11 лет мальчиков – 13,7 %, девочек – 13,7 %; от 14 – 16 лет мальчиков – 17,7%, девочек – 11,8%.

II. Из полных семей мальчиков было 15,7%, девочек – 15,7 %; из неполных семей (есть или мать, или отец) мальчиков – 41,2%, девочек – 27,5 %.

III. В городе проживает 23,5% мальчиков и 21,6% девочек, а в сельской местности – 33,3% мальчиков и 21,6% девочек.

IV. Существуют различные причины поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр:

· трудная жизненная ситуация наблюдается у 25,5% девочек и 29,4% мальчиков;

· оставшихся без попечения мальчиков наблюдается 15,7%;

· социально опасное положение в семье у мальчиков 11,8 % и 17,7% у девочек.

· Социальный статус родителей:

· родители работают у 13,7% мальчиков и 17,6% девочек,

· не работают у 15,7% мальчиков и 25,5% девочек,

· родители, ограниченны в родительских правах у мальчиков 9,8%,

· родители находятся в местах лишения свободы у 17,6% мальчиков.

Интерес к тесту у каждого ребёнка был разнообразный. У 23,5 % девочек и 29,4 % мальчиков этот тест вызвал желание поиграть, у 13,7 % девочек и 19,6 % мальчиков отсутствовало внимание к тесту. Это говорит о том, что у большинства детей проявлялся интерес к тесту. Для проведения теста необходимо: 23 цветных квадрата, чёрное поле с белым крестом и белое поле с чёрным крестом. Тест проводился с каждым несовершеннолетним индивидуально.

Чтобы понять не только то, что лежит на поверхности, а поставить глубокий диагноз, надо использовать большее количество цветов.

Полученные данные показали, что у большинства несовершеннолетних подростков на первый план выходят склонности работать руками, интерес ко всему живому, речь идёт о способности к практической деятельности. Эти дети очень нервные, почти не могут сосредоточиться на чём – либо. Может быть у них есть виртуозная одарённость, но её надо развивать углублять.

Результаты показывают, что есть дети, у кого налицо активные информационные интересы, они деятельны, умеют формировать свои мысли, впоследствии могли бы стать журналистом или писателем.

Наблюдаются склонности приспосабливаться к обстоятельствам, деловой направленности мышления.

Тесты Фрилинга в аспекте профдиагностики дают полное представление о будущих направлениях в жизни безнадзорных и несовершеннолетних группы социального риска. Проведя это исследование, стало ясно, что с этими детьми надо работать, развивать их логическое мышление и интеллект.

 

Интегративные показатели жизненного плана безнадзорных подростков

 

Жизненный план является внешним коррелятом сложнейшего процесса овладения безнадзорным подростком своим внутренним миром, оформления его мировоззрения. Это определенная система приспособления к окружающей действительности, впервые осознаваемая ребенком в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит «осязание» собственной индивидуальности, открытие «Я», установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Параллельно с этим происходят психологические процессы самооценивания, формирования самоотношения.

Категория «жизненный план» безнадзорных несовершеннолетних в рамках проводимого нами исследования рассматривается как совокупность трёх основных составляющих:

Психолого-социальная. По отношению к безнадзорным несовершеннолетним профессиональное самоопределение выступает как активный долговременный процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей с помощью самоанализа, самопознания и самоориентирования собственных способностей и ценностных ориентаций. В роли внутриличностных детерминирующих факторов профессионального самоопределения выступают: приоритетные интересы безнадзорного подростка в сфере профессионального становления, личностная направленность, темперамент, уровень эмпатии, тип акцентуации личности, стремление к риску в достижении целей, потребность аффилиации.

По результатам нашего исследования, в большинстве (89,7%) подростка имеют иждивенческие интересы («пусть другие работают, только не я..»). При этом фактически отсутствует образ социально приемлемого трудового пути кого-нибудь из близких (родителей, родственников и т.д.)

Социальная. Социально-мотивационная направленность личности обездоленного подростка - динамический процесс формирования мотивов, которые обуславливают выбор жизненного пути, а также определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной и иных видов деятельности в непосредственной зависимости от возрастных, социально- личностных характеристик безнадзорных несовершеннолетних.

Детерминирующее влияние на формирование социальной направленности безнадзорных несовершеннолетних подростков оказывает ведущий «мотивационный комплекс личности».

В процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» играет ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является подросток, чем меньшее время он пробыл в уличной среде, с её «безвременным пространством», тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется социально позитивных мотивационных установок, связанных с намечаемой жизненной перспективой.

По своему виду мотивы выбора жизненной перспективы можно разделить на три группы:

· общая мотивировка;

· ссылка на пример;

· немотивированный выбор.

Подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних подростков осуществляют немотивированный выбор, что обусловлено неспособностью (ввиду различных психосоциальных обстоятельств) к планированию будущей жизни. В других же случаях, когда безнадзорные несовершеннолетние осуществляют, так или иначе, мотивированный выбор, более 50% из них делают это, ориентируясь на перспективу удовлетворения своих потребностей и получения материальной выгоды. Здесь прослеживается потребительское отношение к социальному окружению, государству, жизни в целом.

Индивидуально–психологическая. Ведущим показателем данной составляющей жизненного плана является самооценка как показатель сформированности представлений безнадзорных подростков о себе, их психологической готовности к определению социально - позитивного жизненного плана и его реализации.

На основании этого мы выделяем два основных приоритетных процесса, непосредственно зависящих от самооценки:

· самовоспитание;

· прогнозирование своей жизненной позиции.

В процессе исследования нами выделены характеристики трёх уровней адекватности самооценки обездоленного несовершеннолетнего:

Высокий уровень присущ тем безнадзорным несовершеннолетним, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой родителей (или лиц их заменяющих), школьных учителей, воспитателей социально-реабилитационных центров и интернатов, специалистов по социальной работе и отчасти ближайшего социального окружения. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами подростка в различных видах занятий и организацией своего свободного времени. Высокая самооценка может быть и у криминально настроенного ребенка, когда одобряемый криминальными авторитетами, он подтверждает свою самооценку «результативностью и успехами», которые в кратчайшее время приводят его в колонии для несовершеннолетних.

Средний уровень наблюдается в том случае, когда подростки частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Жизненная стратегия определяется на основе познавательного интереса к различным видам деятельности без учета своей пригодности.

Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, воспитателей, специалистов по социальной работе.

Как показало наше исследование, подавляющее большинство безнадзорных несовершеннолетних имеет заниженную самооценку, которая по нашим предположениям может являться изначально заложенной психофизической особенностью ребенка, так и следствием прохождения процесса социализации в крайне неблагоприятной социально-педагогической и психосоциальной обстановке.

Таким образом, категория «жизненный план» выступает для нас как совокупность внутриличностных и психосоциальных особенностей несовершеннолетних, определяющих и характеризующих процесс жизненного самоопределения и социальной зрелости безнадзорного ребенка, и, находящихся в прямой зависимости от социально-педагогических условий протекания процесса его социализации и жизнедеятельности.


Заключение

Российская Федерация переживает сложный переходный этап своего социально-экономического развития. В социальной сфере это проявляется ростом таких негативных явлений, как преступность, наркомания, алкоголизм.

При этом последние десятилетие идет тенденция на усиление девиантной активности молодежи и лиц переходного юношеского возраста, существенная часть которых это воспитанники детских домов, домов-интернатов и домов-инвалидов. Незащищенность детей – сирот перед вовлечением их в девиантное поведение усугубляется негативным отношением со стороны других членов общества, порожденным мифами различного рода.


Список литературы

1. Новое начало. Международный комитет по обслуживанию АИ. / Лос-Анджелес, Калифорния, 2008.

2. Сельчонок К.В. Психология зависимости/ сост. К.В. Сельчонок. Харвест, 2007.

3. Клишина Е.А. Профсоюз «Рулетка». //Свободный курс, 2007, №9.

4. Кондрашенко В.Т. (2008) Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция.: Учебное пособие./ В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Мн.: Аверсов

5. Нелидова А.А. (2005) Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома. / А.А. Нелидова, Т.Т. Щелина //Психосоциальный вестник. №2.

6. Прихонсан А.М. (2007) Психология сиротства./ А.М. Прихонсан, Н.Н. Толстых. – 4-е изд., - СПб.: Питер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...