Параметры установки микрофонов
Расстояние до источника звука определяет в звучании такие параметры, как план, ширина и равномерность заполнения стереобазы. Слишком близко установленная главная пара микрофонов ведет к следующим последствиям: близкому первому плану звучания; ярким, прозрачным и хорошо различимым тембрам, что не слишком хорошо для оркестрового звучания, так как группа однородных инструментов может звучать пестро, будут слышны отдельные инструменты; разнице в планах между центром и краями, а значит, к искажению передачи фронтального расположения инструментов.
Музыкальный коллектив
Слишком далеко расположенная главная пара микрофонов будет давать: узкий стереообраз; много отраженных звуков; далекий первый план звучания; непрозрачные, окрашенные «стенами» тембры инструментов. В некоторых источниках фигурирует параметр «радиус гулкости» как точка постановки главной пары микрофонов. Специалисты-акустики в состоянии рассчитать его даже для различных исполнительских составов, и, наверное, даже для инструментов с различной акустической мощностью и направленностью излучения, но мне не встречался ни один звукорежиссер, который бы пользовался такими расчетами и ставил бы их во главу угла при постановке главной пары. Все равно звукорежиссеру приходится решать задачу, исходя 2|2О1 1 -ЗВУКОРЕЖИССЕР • информационно-технический журнал /| ^ из множества факторов: особенностей акустического пространства, состава исполнителей, стиля исполняемой музыки, конкретных задач записи, особенностей избранной микрофонной системы и пр. Таким образом, радиус гулкости, даже если он и известен для данного акустического пространства, может быть лишь примерным ориентиром. Поэтому для поиска оптимальной точки установки главной пары по расстоянию до источника звука могу предложить лишь профессиональную, но все же субъективную оценку ширины и равномерности стерео, общего плана звучания, качества передачи тембров, соответствия этих параметров поставленным творческим задачам.
Высота постановки главной пары микрофонов определяет особенности акустического баланса - соотношения между прямым и отраженным сигналами, восприятия основного плана и глубины звучания. Высота размещения микрофона - один из самых тонких и действенных инструментов управления акустическим балансом. Рассмотрим высоту постановки главной пары на примере симфонического оркестра - одного из самых крупных и многоплановых исполнительских составов. Слишком низкое положение главной пары на слух воспринимается так • разница в расстояниях от микрофонов до первого • первый план звучания оркестра (струнная группа) Здесь необходимо одно замечание. Некоторые люди иногда путаются в понятиях между планом и глубиной. Запись может быть, грубо говоря, близкой и плоской, близкой и глубокой, далекой и плоской, далекой и глубокой, здесь же и все промежуточные значения... Чем ниже мы опускаем главную пару, тем мы больше увеличиваем разницу в расстояниях между первым и последним планом, а значит и глубину, притягивая при этом первый план. Поднимая выше главную пару, мы тем самым уменьшаем разницу в расстояниях между планами, а значит, делаем оркестр менее глубоким, одновременно отдаляясь от первого плана. Таким образом, при помощи подбора высоты установки главной пары микрофонов можно регулировать и субъективно воспринимаемый основной план звучания, и его глубину. Оптимальное положение высоты зависит и от акустических свойств помещения, и от количества исполнителей, и от жанра исполняемой музыки. Дня камерной музыки все вышеуказанные закономерности работают так же. Например, представим себе разные варианты высоты для квартета. Разница в расстояниях до первого и второго ряда будет определять не только глубину расположения музыкантов, но и баланс между ними.
Угол наклона осей направленности еще более тонко влияет на соотношения планов и тембров. Это уже своеобразная йпе шпе для главной пары микрофонов. Если наклонить головки микрофонов слишком низко, то, помимо «притягивания» первого плана за счет «нацеливания» на него осей максимальной чувствительности, можно еще подчеркнуть первые отражения от пола, которые могут давать фазовые сложения с прямым звуком и, соответственно, портить тембр.
кедные деревянные струйные Слишком высокое положение главной пары микрофонов на слух воспринимается так • разница расстояний от микрофонов первого и ПЛОСКО; • первый план звучания более далекий. ударные недные лфеинние 42 информационно-технический журнал • ЗВУКОРЕЖИССЕР • 2|2О11
Если совсем не наклонять головок, то оси максимальной чувствительности микрофонов будут направлены на стену, находящуюся за исполнителем, соответственно, в звучании будут подчеркнуты первые отражения от этой стены, что часто да- ет эффект комнатной окраски звука. При этом первые ряды окажутся вне фокуса микрофона, соответственно, их уровень будет снижаться, а тембр - портиться.
Направление на дальний план даст некоторое его приближение, что несколько повлияет на глубину. Таким образом, при помощи нацеливания осей максимальной чувствительности микрофона можно в некоторой степени влиять и на акустический баланс и на тембральную окраску инструментов. Поэтому, как правило, если у звукорежиссера нет намерений изменять уже сложившиеся параметры звучания, то он нацеливает оси максимальной чувствительности микрофонов так, чтобы равномерно покрыть все звучащее пространство — в случае симфонического оркестра это, как правило, граница между струнными и первым рядом деревянных духовых.
Деревянные При постановке в главную пару микрофонов с характеристиками направленности отш эффект от изменения наклона головок будет несколько менее заметным. Общеизвестно, что ненаправленные микрофоны по сути являются таковыми только в нижней части спектра. Чем частота выше, тем более направленным становится микрофон. А значит, эффект от изменения наклона головок будет проявляться только в высокой части спектра. Очень часто звукорежиссер сталкивается с невозможностью использовать все три традиционных плана микрофонов. Недостаточный объем помещения, излишняя гулкость, некрасивый отзвук и многие другие причины приводят к использованию такого приема, как совмещение планов. Совмещение планов. По сути, это сокращение количества планов в постановке микрофонов, объединение их функций. Здесь возможны только три варианта: • совмещение функций главного и ближнего микрофона. Такой вариант часто используется в случае, когда наилучшая позиция главной пары микрофонов оказывается в такой близости от ближних микрофонов, что неизбежны проблемы акустической задержки между ними, а значит — неизбежны проблемы гребенчатого фильтра в тембре. Тогда лучше вообще отказаться от использования ближнего плана, а его функцию переложить на главную пару; совмещение функций главного и дальнего микрофона. Такой вариант часто используется в гулких залах и залах с некрасиво окрашенной реверберацией. Тогда имеет смысл отказаться от использования дальнего плана микрофонов. В случае с гулкой акустикой функцию пространственного впечатления возьмет на себя главная пара, в случае с некрасиво окрашенной акустикой — добавление искусственной реверберации; отказ и от дальнего и от ближних микрофонов. Такую возможность нам даст акустическая площадка, имеющая красивую реверберацию, а также оптимальное соотношение гулкости и прозрачности для данных условий. Вот мы и пришли к квинтэссенции главной пары микрофонов — системе записи Опе Ро1ш. Довольно редкая практика по использованию Опе Ро1ш при, казалось бы, очевидных преимуществах (упрощение и удешевление процесса за счет сокращения числа каналов до двух и отсутствие проблемы акустической задержки) объясняется как раз тем, что поиск той волшебной точки, в которой будут оптимальны все параметры, занимает много времени, а результат не всегда достижим. Многие акустические площадки просто не имеют такой точки и требуют комбинирования планов традиционным способом.
Поиск оптимальной позиции для главной пары микрофонов — это борьба компромиссов. Улучшая прозрачность теряем в тембре и пространстве, улучшая объем и слитность — теряем план и прозрачность, увеличивая глубину — приближаем первый план, отдаляя первый план — сужаем стерео... в общем, изменяя один параметр, неизбежно влияем на все остальные. Звукорежиссеру приходится при внесении корректив в постановку микрофонов учитывать полный комплекс влияния на звучание. Причем опора на главный план постоянно должна сохраняться. Только тогда основные характеристики звучания будут присутствовать в различной динамике звучания. Верные признаки того, что опора звучания переместилась на ближние микрофоны, а главный план перестал играть решающую роль, следующие: план звучания начинает приближаться в Гоне и отдаляться в р!апо; инструменты или группы инструментов начинают меняться в балансе в зависимости от своей тесситуры или динамики: громко играют — их много, хочется убрать, тихо играют — не хватает. Эффект привыкания и извечное стремление человека добавить того, чего не хватает, часто приводит звучание к подобному эффекту. Взвешенное и продуманное решение, профессионализм и опыт звукорежиссера помогут найти оптимальную позицию для основы звучания любой акустической музыки - главной пары микрофонов. • 2|2О1 1 -ЗВУКОРЕЖИССЕР • информационно-технический журнал 43
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|