Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е) Последствия для Москвы и Подмосковья




 

Органы власти и управления:

На резервные источники электропитания переводились здания Совета Федерации и Генерального штаба, службы центрального командного пункта и узла связи космических войск, штаба дальней авиации и штаба тыла вооружённых сил, Главного штаба ракетных войск стратегического назначения, Главного центра испытания и управления космических войск, Западного командного пункта системы предупреждения о ракетном нападении космических войск.

Банки:

Межрегиональный центр информатизации Центрального банка Российской Федерации, на который приходится основная часть расчётов в стране, сместил время платежей на несколько часов. Многие банки вынуждены были прекратить работу части своих офисов и филиалов. Больше всего проблем было с банкоматами в южных районах Москвы. Более половины торговых точек прекратили транзакции по банковским карточкам.

Биржи:

Две основные торговые площадки, РТС и ММВБ, приостановили торги в середине дня. Это было сделано, так как в связи с нарушениями работы каналов связи до 80 % участников (по оценке ММВБ) не могли получить доступ к торгам. Оборудование самих бирж функционировало нормально.

Участники валютного и фондового рынков восприняли аварию спокойно. Курс RUB/USD и фондовый индекс РТС сильно не изменились. Торги проходили очень вяло, и после приостановки торгов на биржах активность прекратилась вовсе.

В то же время на межбанковском денежном рынке наблюдался некоторый дисбаланс. Нормальное функционирование рынка было подорвано из-за нарушения телефонной связи в ряде офисов. Это привело к тому, что общая активность резко упала, а ставки краткосрочных кредитов выросли.

Связь:

Большая часть российского сегмента Интернета испытывала серьёзные проблемы. Резко упала скорость доступа к российским интернет-ресурсам. Количество пользователей Интернета снизилось на 20 %, а число просмотренных страниц — на 40 %. Из-за аварии отключился основной российский узел обмена интернет-трафиком — М9.

Все крупные операторы мобильной связи признали сбои со связью в результате обесточивания базовых станций в Москве и Московском регионе и перевода на резервные источники питания. Одновременно в сети наблюдались перегрузки из-за резко возросшего уровня использования мобильной связи. В течение дня ситуация постоянно ухудшалась. По предварительным оценкам, проблемы коснулись до 30 % абонентов Московского региона, то есть примерно 6 млн. человек. В помощь связистам (а также больницам и коммунальным службам) были выделены армейские мобильные дизель-генераторы.

Торговля:

Массовые убытки понесли торговые сети на юге столицы в связи с прекращением или сокращением торговых операций, порчей продуктов из-за остановки холодильного оборудования.

Промышленные предприятия:

В течение дня не работали все предприятия, расположенные в промышленной зоне на юго-востоке столицы — в частности, ЗИЛ, Московский подшипниковый завод. Московский НПЗ остановил производство и работал в режиме рециркуляции. Остановились три крупных мясокомбината — Микояновский, Бирюлёвский и Таганский, а также Царицынский молокозавод и почти все производители мороженого. Не работали другие производители скоропортящихся продуктов питания в Москве и области.

Сообщалось о серьёзных проблемах на Коломенском тепловозостроительном заводе, особенно на литейном производстве.

Понесли убытки автозаправочные станции Южного, Юго-Восточного и Юго-Западного округов, не имеющие собственных систем автономного питания.

Транспорт:

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров "Мосэнерго", подающих напряжение на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

· Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая

· Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского

· Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Китай-город

Движение полностью отсутствовало на Люблинской и Каховской линиях, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в туннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

Лишившись возможности пользоваться метро, люди хлынули на улицы, частично перекрыв проезжую часть в районе крупных станций. Из некоторых окраинных районов, несмотря на дополнительные автобусные маршруты, не было почти никакой возможности добраться до центра вплоть до семи-восьми часов вечера. Аналогичные трудности испытывали жители "спальных районов" и Подмосковья, пытавшиеся вернуться домой с работы.

В 14:20 началось поэтапное включение питающих центров "Мосэнерго".

26 мая в 5:30 утра движение метрополитена было полностью восстановлено.

Проблемы с наземными перевозками были в первую очередь вызваны тем, что каждый восьмой светофор вышел из строя. На самых сложных участках оказались обесточены троллейбусы и трамваи, осложнившие движение из "спальных районов" юго-востока, юга и юго-запада к центру столицы. При этом, несмотря на многочисленные пробки, удалось не допустить полной остановки движения. Был перекрыт доступ большегрузного транспорта в город в районе большого и малого бетонных колец на территории Московской области.

Возникли проблемы у авиапассажиров, главным образом у тех, кто должен был лететь из аэропорта Домодедово и планировал добираться до аэропорта через терминал на Павелецком вокзале. Движение электричек в южных направлениях было остановлено. По некоторым данным, от 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои рейсы. В то же время, по сообщениям, все системы основных московских аэропортов функционировали бесперебойно благодаря запасным источникам тока. На железных дорогах Московского региона наблюдались массовые сбои. Встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы. На момент аварии на различных участках Московской железной дороги в движении находилось до 40 пассажирских поездов, 700 пригородных электропоездов и 125 грузовых поездов.

Остановившиеся электропоезда пришлось растаскивать по станциям тепловозами, для чего был мобилизован весь тепловозный парк Московского узла и близлежащих железных дорог (Горьковской, Северной, Октябрьской). При этом занимались только пассажирскими составами, а грузовые пришлось на время бросить. Это привело к серьёзным задержкам отправления поездов. На тепловозную тягу были переведены Горьковское, Павелецкое и Рижское направления Московской железной дороги.

Здравоохранение:

Чрезвычайная ситуация возникла во многих медицинских учреждениях города, однако, как сообщают, жертв удалось избежать. Выяснилось, что лишь немногие объекты здравоохранения располагают резервными источниками электроэнергии. Большую помощь оказали Вооружённые Силы, своевременно предоставив некоторым больницам армейские передвижные дизельные электростанции.

Коммунальные службы:

Из-за перебоев с энергоснабжением была остановлена работа Западной водопроводной станции, которая обслуживает четверть населения Москвы. Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).

В течение нескольких часов электроэнергия не подавалась на Люберецкую, Курьяновскую и Южно-Бутовскую станции аэрации, обслуживающие канализацию всего города. В Москву-реку сбрасывались неочищенные сточные воды. Была приостановлена работа каждой третьей из канализационных насосных станций города. Гидравлический удар в системе канализации привёл к прорыву сточных вод в районе Волгоградского проспекта и затоплению трассы на протяжении нескольких сот метров.

В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.

 

Ж) Реакция

Ответственность за чрезвычайное происшествие и его катастрофические последствия взяло на себя руководство энергетической компании РАО "ЕЭС России". Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "Халатность" и "Злоупотребление полномочиями".

Эти статьи предполагают, в случае тяжких последствий, заключение на срок до десяти лет и запрет занимать государственные должности на срок до трёх лет. К тяжким последствиям относится экономический ущерб, нанесённый пострадавшим из-за отключений, и серьёзный ущерб здоровью людей или их гибель.

26 мая руководитель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в течение нескольких часов допрашивался в прокуратуре — как свидетель.

Президент России Владимир Путин сразу же после случившегося заявил: "Можно говорить о недостаточном внимании РАО ЕЭС к текущей деятельности компании. Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и её реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности".

Эксперты полагают, что авария непременно будет использована как политическое оружие против Анатолия Чубайса, который для российского общества является олицетворением всех негативных последствий экономических реформ, проводившихся в стране в первой половине 1990-х. Хотя Анатолий Чубайс после поражения СПС на парламентских выборах 2003 года ушёл из руководства партии, он, несомненно остаётся одним из крупных теневых лидеров праволиберальной оппозиции в России.

Уже 27 мая по предложению фракции "Родина" Госдума обсудила вопрос об отставке Чубайса. Предложение было отклонено. При этом "Яблоко" заявила, что причинами аварии стали:[1]:

...использование системы РАО ЕЭС для достижения целей, не связанных с задачами энергообеспечения, в том числе политических, некомпетентность и непрофессионализм, крупные просчеты при проведении реформы электроэнергетики, "корыстная тарифная политика, проводимая государством под диктовку энергетических монополий, самоуверенность и халатность.

4 июня после неудовлетворительной оценки деятельности руководства "Мосэнерго" Президентом России подали в отставку генеральный директор компании Аркадий Евстафьев и его заместитель по экономике Владислав Назин. Временно исполняющим обязанности руководителя "Мосэнерго" и ряда дочерних компаний, которыми руководил Евстафьев, назначен начальник Новгородской энергетической компании Владимир Чистяков.

Член правления РАО "ЕЭС России" Леонид Гозман заверил, что энергохолдинг будет предпринимать действия по повышению надёжности российской энергосистемы.

"Смена конкретных менеджеров — лишь очень малая часть действий, которые будут предприняты и РАО „ЕЭС России", и дочерними компаниями. В результате этих действий надёжность энергосистемы РФ будет повышена", — сказал Гозман РИА "Новости". По его словам, "только к кадровым вопросом эти действия не сводятся".

Руководство Москвы, в свою очередь, очевидно, вновь попытается использовать случившееся для того, чтобы получить от РАО "ЕЭС России" контрольный пакет московской энергокомпании "Мосэнерго".

В 2003, когда из-за аналогичной аварии в США и Канаде без света осталось около 50 млн. человек, Анатолий Чубайс заверял общественность, что в России "ничего подобного не случалось и случиться не должно".

Однако устаревшее оборудование не справляется с растущими нагрузками. Энергопотребление в московском регионе растёт на 4—4,5 % ежегодно. Уже в 2002 в Москве возник дефицит энергомощностей, который можно покрыть за счёт других регионов, но она поступает через старые трансформаторы, а поэтому, по мнению специалистов, аварии неизбежны. Поступает информация о том, что для вновь подключаемых потребителей электроэнергии могут быть введены определённые ограничения.

Возможно, будет проведена дополнительная эмиссия акций "Мосэнерго" для модернизации имеющегося оборудования.


З) Оценка ущерба

 

180 млн. долларов — такова первоначальная оценка ущерба, сообщил и.о. руководителя Ростехнадзора Андрей Малышев.

На предприятиях Москвы, Подмосковья и близлежащих областей произошёл сброс очистных вод.

Общий ущерб от энергокризиса пока не определён. По данным на 1 июня, Москва оценивала потери в 1 миллиард 708 миллионов 400 тысяч рублей, а Московская область — в 503 миллиона 940 тысяч рублей.

Для окончательного подсчёта ущерба все пострадавшие в результате аварии на электросетях должны документально подтвердить размер понесённых убытков. Между тем многие объекты городского хозяйства, здравоохранения и транспортной сферы ликвидировали последствия аварии в авральном режиме, поэтому потери зачастую невозможно подтвердить документально.

 


Трансвааль-парк

"Трансвааль-парк" (Трансвааль Парк) — спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане/Ясенево на юге Москвы (Голубинская ул., 16), открытый в июне 2002 года и обрушившийся 14 февраля 2004 года.

14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы "Трансвааля", включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок).

Следствием рассматривались четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен "Трансвааль". Версия теракта не нашла подтверждения.

Прокуратура Москвы, проводившая следствие, пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели. Ему была предложена амнистия в связи со 100-летием думы, на которую он согласился (не признав себя при этом виновным). 27 октября 2006 года Замоскворецкий суд признал законность амнистии. В отношении второго обвиняемого - начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина уголовное дело было прекращено 30 августа 2006 года за отсутствием состава преступления.

13 февраля 2008 года адвокатами потерпевших была подана жалоба в Европейский суд по правам человека с требованиями признать,, что Российская Федерация допустила нарушения и обязать её выплатить справедливую компенсацию потерпевшим.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...