Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация психолого-педагогического сопровождения

Декабря 2011 года № 524

Приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

524_от «_12_»_денкабря_______2011 года

Об утверждении Методических рекомендаций

Психолого-педагогического сопровождения детей

С ограниченными возможностями

В целях создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить прилагаемые «Методические рекомендации психолого-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями».

2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.)

довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астаны, Алматы

управлений образования.

3. Опубликовать Методические рекомендации психолого-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики

Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министраСарыбекова М.Н.

Министр Б. Жумагулов

 

 

 

Утверждены

Приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

524_от «_12_»_денкабря_______2011 года

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

 

 

Общие положения

 

1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии дошкольного и школьного возраста.

2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления);

2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;

4) развитие психолого-педагогической компетентности (психоло-гической культуры) педагогов, воспитанников, родителей;

5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг).

4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования:

1) дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе;
2) начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

3) основная школа – сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

4) средняя школа – помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;

4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;

5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

Организация психолого-педагогического сопровождения

 

6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее –ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе.

7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями ПМПК) организует и контролирует специальный педагог (выполняющий функцию координатора).

9. Основными направлениями психолого - педагогического

сопровождения ребенка являются:

1) комплексное изучение особенностей психофизического развития ребенка, выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях;

2) разработка и реализация индивидуальной коррекционно-разви-вающей программы, адекватной возможностям и потребностям ребенка;

3) проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно - развивающей работы;

4) консультативная и просветительская деятельность;

5) научно-методическая деятельность (организация и проведение семинаров-практикумов, совещаний; обобщение опыта работы в форме докладов, выступлений; разработка методических рекомендаций);

6) осуществление психолого-педагогического мониторинга.

10. Разработка комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ (ИРП) осуществляется коллегиально всеми членами психолого-педагогического консилиума или внешней группой сопровождения.

При необходимости выполняется адаптация учебных программ или составляются индивидуальные учебные программы по предметам учебного плана. Определение содержания индивидуальных коррекционно-развивающих и учебных программ осуществляется с учетом уровня интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей ребенка, а не его возраста.

При организации образовательного процесса необходимо предусмотреть щадящий охранительно-педагогический режим (избегать требовании, превышающих возможности детей с проблемами в развитии, обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей, а также не занижать требования к каждому ребенку индивидуально).

Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.

11.Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

12.Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.

13. Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений:

- с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию;

- с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений;

- с детьми, имеющими поведенческие нарушения – занятия, нормализующие поведенческие реакции.

Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.

14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.

15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.

16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.

17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.

18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществлению инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...