Организация психолого-педагогического сопровождения
Декабря 2011 года № 524 Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан 524_от «_12_»_денкабря_______2011 года Об утверждении Методических рекомендаций Психолого-педагогического сопровождения детей С ограниченными возможностями В целях создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить прилагаемые «Методические рекомендации психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями». 2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астаны, Алматы управлений образования. 3. Опубликовать Методические рекомендации психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министраСарыбекова М.Н. Министр Б. Жумагулов
Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан 524_от «_12_»_денкабря_______2011 года Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
Общие положения
1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии дошкольного и школьного возраста. 2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: 1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления); 2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; 3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ; 4) развитие психолого-педагогической компетентности (психоло-гической культуры) педагогов, воспитанников, родителей; 5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг). 4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования: 1) дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе; 3) основная школа – сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
4) средняя школа – помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности. 5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются: 1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка; 2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе; 3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения; 4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности; 5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии. Организация психолого-педагогического сопровождения
6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее –ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе. 7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум). 8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями ПМПК) организует и контролирует специальный педагог (выполняющий функцию координатора).
9. Основными направлениями психолого - педагогического сопровождения ребенка являются: 1) комплексное изучение особенностей психофизического развития ребенка, выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях; 2) разработка и реализация индивидуальной коррекционно-разви-вающей программы, адекватной возможностям и потребностям ребенка; 3) проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно - развивающей работы; 4) консультативная и просветительская деятельность; 5) научно-методическая деятельность (организация и проведение семинаров-практикумов, совещаний; обобщение опыта работы в форме докладов, выступлений; разработка методических рекомендаций); 6) осуществление психолого-педагогического мониторинга. 10. Разработка комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ (ИРП) осуществляется коллегиально всеми членами психолого-педагогического консилиума или внешней группой сопровождения. При необходимости выполняется адаптация учебных программ или составляются индивидуальные учебные программы по предметам учебного плана. Определение содержания индивидуальных коррекционно-развивающих и учебных программ осуществляется с учетом уровня интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей ребенка, а не его возраста. При организации образовательного процесса необходимо предусмотреть щадящий охранительно-педагогический режим (избегать требовании, превышающих возможности детей с проблемами в развитии, обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей, а также не занижать требования к каждому ребенку индивидуально). Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.
11.Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением. 12.Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. 13. Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: - с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию; - с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; - с детьми, имеющими поведенческие нарушения – занятия, нормализующие поведенческие реакции. Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования. 14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде. 15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении. 16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр. 17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.
18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществлению инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|