Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Проблемы квалификации




 

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что оно посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ). Учитывая его распространенность и причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую правовую базу. Так, следует отметить Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г. "О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года"); Венскую конвенцию о психотропных веществах 1971 г.; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту определены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 30 июня 2003 г.).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительным объектом выступает установленный государством порядок законного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В соответствии со ст. 228 УК РФ предметом преступления являются: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) их аналоги.

Наряду с ними в Законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" говорится и о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ.

К наркотическим средствам, согласно указанному Закону от 8 января 1998 г., относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Наркотические средства перечислены в двух списках указанного Перечня. Список 1 включает наркотические средства, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством России и ее международными договорами. Список 2 содержит перечень наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством России и ее международными договорами.

Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Прекурсорами признаются вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами России, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - это запрещенные для оборота в России вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в альтернативно указанных действиях, совершаемых незаконно: а) приобретении; б) хранении; в) перевозке; г) изготовлении; д) переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Приобретением наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов следует считать их покупку, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д. (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами").

Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги (п. 7 указанного Постановления).

Так, приговором Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 13 ноября 2007 г. Черкасов Е.С., осужден по ч. 1 ст. 228 УК к 2 годам лишения свободы; На основании ст. 73 УК РФ наказание признано условным с испытательным сроком 2 года.

Как следует из приговора, Черкасов признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере - марихуаны массой 936 гр., как установлено судом Черкасов пришел на поле расположенное в 300 метрах от пос. Новосафоново и нарвал в приготовленный заранее полиэтиленовый пакет верхушечные части растения, конопля и хранил при себе до момента изъятия пакета сотрудниками милиции.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (п. 8 указанного Постановления).

При этом следует иметь в виду, что незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного и т.п.

Вопрос о наличии в действиях лица состава преступления - незаконной перевозки без цели сбыта и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения без цели сбыта наркотического средства или психотропного вещества или их аналогов во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, фактических обстоятельств перевозки, количества, размера, объема наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, места их нахождения, а также других обстоятельств дела.

Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.

Измельчение, высушивание или растирание наркотикосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п., в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств.

Для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, суды в необходимых случаях должны располагать заключением эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.

Ответственность по ч. 1 ст. 228 УК РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в крупном размере предусматривается в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ).

А за те же деяния, совершенные в особо крупном размере, ч. 2ст. 228 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

В примечании (п.п. 2, 3 ст. 228 УК РФ) даются определения крупного и особо крупного размера: "2. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ).

. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются" (п. 3 введен Федеральным законом от 05.01.2006 N 11-ФЗ).

В соответствии с пленумом Верховного суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 ответственность по части 1 статьи 228 УК РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наступает в тех случаях, когда такие действия совершены лицом без цели сбыта, а количество каждого вида такого средства или вещества в отдельности без их сложения составило крупный размер, либо по ч. 2 той же статьи - при совершении аналогичных действий без цели сбыта в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере.

Объектом данного преступления является здоровье населения. Предмет преступления - наркотические средства и психотропные вещества. Определение наркотических средств мною уже было изложено в первой главе данной работы. Что касается психотропных веществ, то ими называют вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в указанный Перечень, в том числе в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Для определения вида средств или веществ (наркотическое, психотропное, сильнодействующее или ядовитое), их названий и происхождения, способа изготовления или переработки, а также для установления принадлежности растений к культурам, содержащим наркотические средства, требуются специальные познания, поэтому суд должен располагать заключением экспертов.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента выполнения действий, составляющих объективную сторону состава преступления.

В случае незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в размере например, героин менее 0,5 гр., марихуана высушенная 2 гр. не высушенная- 14 гр., и т.д. наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 6.8 Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Освобождение лица от уголовной ответственности возможно лишь при наличии совокупности следующих условий: 1) добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или аналогов представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным образом (не признается добровольной сдачей изъятие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию (обыск и т.п.); 2) активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Законодатель, описывая соответствующие условия освобождения лица от уголовной ответственности на основании примечания 1 к данной статье, использует термин "освобождается", а не "может быть освобожден". Это означает, что, установив наличие указанных в примечаний условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное данной статьей.

Проблема квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является одной из наиболее сложных и значимых для практики расследования и судебного разбирательства.

Вопросы квалификации возникают на практике в связи с обратной силой законов других отраслей права и влиянием этого на квалификацию по бланкетным нормам УК РФ. Конституционный Суд решил, что конституционный принцип об обратной силе уголовного закона распространяется на все отрасли права. "Декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную, более мягкую ответственность", - определил Конституционный Суд РФ.

В данном решении Конституционный Суд РФ не рассмотрел вопрос о толковании уголовного закона при коллизии его с другими отраслями права. Верховный Суд РФ обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности ч. 1 ст. 228 УК РФ. По мнению заявителя, содержащаяся в ней норма не соответствует ст. 54 Конституции РФ, поскольку, предусматривая уголовную ответственность за незаконное приобретение или хранение без целей сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, она тем самым препятствует применению введенной в действие с 1 июля 2002 г. ст. 6.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств без обозначения предельных размеров количества соответствующих средств или веществ.

Верховный Суд считал, что КоАП РФ не смягчает и не устраняет уголовную ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере, что это не противоречит ст. 54 Конституции РФ об обратной силе закона.

Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда РФ на том основании, что вопрос об оценке соответствия положений ч. 1 ст. 228 УК РФ ст. 54 Конституции РФ в связи с изменениями, внесенными в КоАП РФ, фактически сводится к требованию о принятии Конституционным Судом решения о выборе нормы, подлежащей применению при квалификации противоправных деяний, подпадающих, по мнению ВС, под признаки нескольких правовых норм. Разрешение данного вопроса в компетенцию Конституционного Суда не входит.

Определение Конституционного Суда, конечно, правильное. Однако квалификационные вопросы сохраняются. Норма какого Кодекса или иного федерального закона должна применяться при коллизионности УК РФ и иного законодательства? Применяться должна норма по предмету регулирования. Нарушение порядка оборота наркотических средств регламентируют и УК РФ, и КоАП РФ. Однако они не коллизионны. УК РФ запрещает оборот наркотиков без цели сбыта в крупном размере (ч. 1 ст. 228 УК РФ); ст. 6.8 КоАП РФ - не в крупном, хотя о размере вообще не упоминает. Отсюда следует, что величина размера ущерба порядку оборота наркотиков, определяемая размером предмета - наркотических средств и психотропных веществ, является разграничительным признаком. Нормы УК РФ и КоАП РФ о наркотиках бланкетны, отсылают к Постановлению Правительства о перечне запрещенных наркотических средств и их величин, признаваемых крупным размером. Оно и определяет те самые границы преступления и административного проступка.

Определение размера наркотического вещества при незаконном сбыте наркотических средств - предметом этого и последующих преступлений являются наркотические средства или психотропные вещества. Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3 -ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", "наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года: психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года".

 


Заключение

Подводя итог дипломного исследования, следует отметить, что проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ изначально должна рассматриваться как явление, угрожающее национальной безопасности России, поскольку своим фактом она ставит под угрозу все демократические достижения российского общества. Не случайно в своих ежегодных посланиях к Федеральному Собранию Д.А.Медведев неоднократно подчеркивал, что проблема борьбы с наркоманией является наиболее сложной для нашего общества. По мнению Президента РФ, необходимо единение усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля.

Одним из наиболее эффективных средств противодействия криминальной активности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является уголовный закон. Однако его четкая реализация в рассматриваемой сфере весьма затруднена ввиду большого количества возникающих в правоприменительной практике трудностей и ошибок при уголовно-правовой квалификации преступлений.

За период действия УК РФ 1996 года применялись три постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющих вопросы уголовного права и уголовного процесса по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. Столь частое обращение Пленума Верховного Суда РФ к разъяснению вопросов уголовного права и процесса по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обусловлено попыткой стабилизации уголовной политики в сфере противодействия наркотизации общества.

Вместе с тем в разъяснительной практике Верховного Суда РФ до сих пор не нашли ответа многие вопросы квалификации преступлений, имеющие важное практическое значение (действий соучастников группой лиц по предварительному сговору, в составе организованных форм преступной деятельности; действий лиц, сбывших наркотическое средство лицу, умершему от их передозировки; вопросы отграничения единичного (единого) преступления - продолжаемого сбыта наркотических средств от совокупности преступлений по их сбыту и т.п.).

Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ внесены существенные изменения в УК РФ. Однако последствия их весьма разнообразны. В частности реконструирована ст. 228 УК РФ и создано в результате три самостоятельных состава ст. 228, ст. 228.1, 228.2 УК РФ. Для повышения уровня гарантий общественной безопасности в нашей стране, совершенствования правового регулирования ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, данные деяния должны быть признаны уголовными преступлениями. Ранее ответственность за указанные составы преступления была закреплена в УК РФ и успешно применялась на практике.

Важным изменением в новой редакции ст. 228 УК РФ является то, что для признания состава преступления, в связи с незаконным изготовлением, переработкой, перевозкой и пересылкой наркотических средств и психотропных веществ, теперь обязательно наличие их крупного размера. В связи с этим установленные Правительством РФ крупные и особо крупные размеры наркотических средств и психотропных веществ не позволяют привлекать к уголовной ответственности лиц, употребляющих данные средства и вещества, а также совершающих с ними соответствующие действия без цели сбыта с малым их количеством. Такое увеличение размеров может нанести ущерб борьбе с незаконным оборотом наркотиков, так как позволит и сбытчикам избегать уголовной ответственности. Во избежание таких последствий следует внести поправки в данное Постановление и снизить порог крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ.

Возможно следует восстановить в уголовном законодательстве институт конфискации имущества как дополнительной меры наказания по делам данной категории, а также совершенствования уголовно-процессуального института конфискации имущества, приобретенного в результате незаконного оборота наркотиков. Последовательное и полное изъятие дохода от преступной деятельности позволит восполнить причиненный материальный вред и предупредит совершение новых преступлений.

Купля-продажа и незаконное употребление наркотических средств или психотропных веществ часто происходят в помещениях или на территориях торговых предприятий, игорного и развлекательного бизнеса, а также других предприятиях, принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, которые не должны быть безучастными к тому, что происходит на принадлежащих им площадях. В связи с этим в целях усиления профилактики наркомании целесообразно предусмотреть ответственность юридических лиц, владеющих местами отдыха и проведения досуга гражданами, за неприятие необходимых мер по предупреждению и недопущению распространения в этих местах наркотических средств. Что касается зарубежных стран, то применение законов, касающихся преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, в них различается, но общим критерием для законодательств многих стран является избирательность их проведения в жизнь, варьирующая от неприменения законов до применения их только в определенной части. Основные направления политики в отношении наркотических средств в зарубежных странах, да и в нашей стране, должны отражаться не только в законодательстве, но и в общих национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространения. Значение таких программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, а также методов и возможностей ее решения, в разработке и комплексном проведении мероприятий по решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них. Центр внимания следует перенести на разработку систем профилактических мероприятий, направленных на работу с потребителями наркотиков, с больными наркоманиями и группами риска. При этом одним из основных направлений деятельности государства и общественных организаций, должно являться преодоление враждебности в отношении лиц, страдающих наркоманиями.

Наркомания все чаще относится к "социальным заболеваниям", и в этой связи необходимо прорабатывать возможности ее предупреждения не только на биологическом и социальном, но и на психологическом и социальном уровнях. В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни, в качестве примера можно привести такие целевые программы, принятые Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 31.10.2007 N 141 "Киселевск - будущее без наркотиков" на 2008 - 2010 годы, Новокузнецким Горсоветом "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в г. Новокузнецке на 2010 - 2012 годы" и т.д. Идея, что здоровье человека является ценностью и для него самого, и для общества в целом занимает все больше места в общественном сознании большинства зарубежных стран. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к работе с лицами, употребляющими наркотики, поскольку изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...