Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема выбора дальнейших путей развития страны в условиях разложения самодержавно-крепостнической системы.

В конце правления Екатерины II социально-экономическое развитие страны переживало серьезные проблемы. Выйти из них можно было тремя путями: первый - «революция сверху», т.е. путь либеральных реформ, проводимых правительством; второй – «революция снизу», т.е. решение назревших проблем в ходе социальных движений (революции, крестьянские войны и т.д.); третий - «косметический ремонт» существующий системы при помощи усиления всевластия чиновников и армии.

Различные варианты развития страны в первой половине 19 в. нашли отражение в политике Павла I, Александра I, Николая I.

 

Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В России начало промышленного переворота относится к 30-м гг. XIX века, завершение – к началу 80-х гг. XIX века.

 

Радикализм (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий.

В 30 – 50-е гг. ХIХ в. к радикальным течениям можно отнести складывающееся революционно-демократическое движение, идеологами которого были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.

Революция - переворот, поворот. В широком смысле слова революциярадикальные перемены во всех сферах общества. В узком смысле – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.

 

«Русская Правда» П. Пестеля – проект устройства будущего общества, разработанный П.И. Пестелем. Так же, как и «Конституция» Н. Муравьева, в своей основе имела принципы «естественного права», выработанные мыслителями века Просвещения и вошедшие впоследствии во все буржуазные конституции. Под «естественными правами» понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. При разработке своих проектов П. Пестель и Н. Муравьев опирались на конституционный опыт других государств - Северо-Американских Соединенных Штатов и стран Западной Европы.

«Русская Правда» П. Пестеля провозглашала уничтожение крепостного права, установление в России республики и равенство всех граждан перед законом. При решении аграрного вопроса Пестель исходил из того, что земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем он признавал и частную собственность на землю. Пестель стремился согласовать эти два принципа путем деления всего земельного фонда страны на две части — землю общественную и землю частную. Общественная земля, говорилось в проекте, передается в распоряжение волости и не может быть продана, она предоставляется в безвозмездное пользование всякому, кто желает заняться сельским хозяйством. Частная земля находится в свободном товарном обращении и содействует развитию частной предпринимательской инициативы.

«Русская Правда» объявляла ликвидацию сословного строя. Все сословия, считал Пестель, следует слить в «единое сословие — гражданское», рекрутский набор заменить всеобщей воинской повинностью со сроком службы в 15 лет, военные поселения ликвидировать. «Русская Правда» провозглашала свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, неприкосновенность личности. Планировалось ввести суд, равный для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом обвиняемого на защиту.

Будущая Российская республика должна была стать единым и неделимым государством с сильной централизованной властью. Высшую законодательную власть предлагалось вручить Народному вече в составе 500 человек, избираемых на 5 лет, а исполнительную — избираемой тоже на 5 лет Державной думе из 5 человек. Высшую контрольную («блюсти-тельную») власть осуществлял бы Верховный собор из 120 человек, в который пожизненно избирались бы наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны. Распорядительная власть на местах принадлежала бы наместным собраниям, а исполнительная — правлениям.

По мнению историков, «Русская правда» являлась более революционной программой, но и более утопичной, невыполнимой в условиях России того времени. В тактических вопросах оба декабристских общества ориентировались на «военную революцию» — восстание армии, руководимое членами тайных обществ, т.е. военный переворот. Из опасения новой «пугачевщины» декабристы стремились действовать без народа, хотя и во имя его блага.

 

Русско-иранская война 1826 – 1828 гг. – война между Россией и Ираном за Закавказье.

В 20-е гг. XIX в. Иран, при поддержке Англии, активно готовится к войне с Россией, желая вернуть земли, утраченные по Гюлестанскому миру 1813 г. и восстановить свое влияние в Закавказье. В 1826 г. иранская армия вторглась в Карабах. Иранский главнокомандующий выбрал тифлисское направление, намереваясь одним ударом покончить с русским владычеством в Закавказье. Однако русские войска при поддержке армянских и грузинских добровольческих отрядов в 1827 г. захватили крепость Эривань (Ереван), затем южный Азербайджан и Тавриз. Поражение Ирана стало очевидным. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. По нему в состав России вошли Эривань и Нахичевань. В 1928 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа.

 

Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. – война между Россией и Турцией за территории Закавказья и Балканского полуострова.

Эта война была частью «восточного вопроса». Турция была подготовлена к войне хуже, чем Россия. На Кавказе русская армия взяла турецкие крепости Карс и Баязет. На Балканах в 1829 г. русская армия нанесла ряд поражений турецким войскам и взяла город Адрианополь, находящийся вблизи столицы Турции. В сентябре 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежащих Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции. В 1830 г. было создано независимое греческое государство.

 

Самодержавие - монархическая форма правления в России. В его истории прослеживаются несколько этапов. В XVI – XVII вв. монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой; в XVIII в. – нач. XX в. – абсолютная монархия. В ходе революции 1905 – 1907 гг. превратилось в думскую монархию, которая просуществовала до Февральской революции 1917 г.

 

 

Священный союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный после крушения наполеоновской империивсентябре 1815 г. в Париже. Затем к нему присоединяется Франция и ряд других государств. В основу был положен написанный Александром I « Трактат братского христианского союза». Лозунг союза – «Сохранение тронов и алтарей». Священный союз становится оплотом реакции и абсолютизма, гонителем свободомыслия. Результатом деятельности союза стало подавление революции в Неаполе (1820 – 1821 гг.), Испании (1820 – 1823 гг.), попытки подавить восстание в Польше и других странах. В ряде актов участвовала Великобритания. Противоречия между европейскими державами и развитие революционного движения привели в начале 30-х гг. 19 в. к распаду Священного союза.

 

Славянофильство – одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в.

Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.

Среди славянофилов были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Кириевский, братья Аксаков И.С. и К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Славянофилы выступали за отмену крепостного права -самой острой для России того времени проблемы

 

Северное общество (1822—1825 гг.) – одно из тайных обществ декабристов.

Образовалось в Петербурге в 1822 г. на основе распущенного «Союза благоденствия». Учредители: Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин.

Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н.М. Муравьёв, Н.И. Тургенев и Е.П. Оболенский, позже — С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев). Северное общество по целям было умереннее Южного. Программным документом «северян» была «Конституция» Н.М. Муравьёва. В период междуцарствия общество начало активную подготовку к вооруженному восстанию с целью реализации своих программных установок. Восстание, в котором участвовали и члены Южного общества, произошло 14 декабря 1825 г., но было подавлено верными правительству Николая I войсками и прекратило свое существование.

 

Союз благоденствия – одно из первых тайных обществ будущих декабристов, созданное в январе 1818 г. и просуществовавшее до 1821 г.

Основано в Москве на базе «Союза спасения». В его рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве (их насчитывалось до 15). Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания. На совещании в Петербурге в январе 1820 г. при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства (предложена Н.М. Муравьевым) и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П.И. Пестелем).

В 1821 г. общество было распущено из-за программных и тактических разногласий и для отсева неблагонадежных. Наиболее активные члены организовали Северное и Южное общества декабристов.

 

Союз спасения – первое тайное политическое общество, созданное в феврале 1816 г. гвардейскими офицерами А. Муравьёвым и Н. Муравьёвым, И. Якушкиным, М. Муравьёвым-Апостолом и С. Муравьёвым-Апостолом, П. Пестелем, С. Трубецким и др.

Просуществовала до 1817 г. По Уставу название организации - «Общество истинных и верных сынов отечества». Устав общества («Статут») был составлен П. Пестелем в 1817 г. Цель организации: уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Предложением И.Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 г. разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение. Такой организацией стал «Союз благоденствия».

 

Социализм - 1. Обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, равенства и свободы. 2. Общественный строй, воплощавший эти принципы. 3. Общественно-политическое движение, выступающее за реализацию социалистических идеалов.

Термин появился в середине XIX века. В XIX веке социалистические идеи нашли отражение во многих разновидностях утопического социализма. Значительная веха в истории учений о социализме – марксистская теория. К. Маркс и Ф. Энгельс, а вслед за ними В.И. Ленин и другие теоретики большевизма рассматривали социализм как низшую фазу коммунизма, как общественный строй, приходящий на смену капитализму в результате социалистической революции. Его создание связывалось с ликвидацией частной собственности на средства производства, их обобществлением, введением централизованного управления производством и распределением как решающими предпосылками ликвидации эксплуатации человека человеком, обеспечения всем членам общества свободного развития.

 

Теория официальной народности – правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.

В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях. Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.

Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность. В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

 

 

Тильзитский мирный договор -договор между Россией и Францией заключенный в 1807 г. по итогам личных переговоров в Тильзите императоров России Александра I и Франции Наполеона I.

Победа Наполеона над Пруссией, приближение Франции к границам России заставили Александра Iсовершить крутой поворот во внешней политике. Он согласился на присоединение России к континентальной блокаде Англии, т.е. согласился с требованиями Франции прервать торговые отношения с Великобританией. Это было не выгодно для России, т.к. Англия – традиционный торговый партнер России. В свою очередь, Наполеон согласился поддержать Россию в польском и восточном вопросах. Россия уговорила Францию не добивать союзную для нее Пруссию. Подписаны были несколько соглашений между двумя странами, а также мирный договор между Францией и Пруссией. По франко-российским документам Россия признавала суверенитет Франции над Ионическими островами, давала согласие признать родственников Наполеона правящими монархами ряда европейских стран. Ключевым среди этих документов был трактат о наступательном и оборонительном союзе между двумя странами. Несмотря на компромиссный характер документов, они в большей степени отвечали интересам Франции, нежели России. Правда, Россия сумела воспользоваться договоренностью о разделе сфер влияний между двумя странами в ходе войны со Швецией.

 

Утопия (от греч. – место, которого нет; по др. версии – благословенная страна) – лишенное научного обоснования изображение идеального общественного строя, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин «утопия» происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

 

Утопический социализм – одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего «идеального» общества (социализм, коммунизм), которое будет резко отличаться от реальной действительности.

Идеи утопического социализма были еще в трудах античных философов (Платон). Собственно утопический социализм возник в Западной Европе как интеллектуальная реакция на зародившееся в 14 – 15 вв. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Бабеф, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В трудах этих мыслителей присутствовали два главных начала: резкая критика капитализма (прежде всего частной собственности как его основы) и нередко весьма детальный образ будущего, которое якобы станет альтернативой «бесчеловечному» капитализму. Идейное содержание утопического социализма явилось одним из источников возникновения в середине 19 в. марксизма, как цельной теории революционного преобразования капитализма в коммунизм.

В России идеи утопического социализма нашли воплощение в трудах А.Н. Радищева,В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Особое место занимает учение А.И. Герцена о возможности построения в России «крестьянского» (русского) социализма. Научная социалистическая традиция в русской общественной мысли наиболее последовательно и глубоко была представлена в произведениях Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Утопический социализм стал закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном и гуманном устройстве общественной жизни.

 

Южное общество (1821—1825 гг.) - тайное общество декабристов, созданное в марте 1821 г. на Украине по инициативе П.И. Пестеля на основе «Союза благоденствия». Члены общества – в основном офицеры. Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». Политической программой была «Русская правда» П.И. Пестеля. На ее основе стремились к объединению с «Северным обществом». С 1823 г. поддерживали связь с Польским патриотическим обществом, в 1825 г. присоединили Общество соединенных славян. Члены общества принимали участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Было разгромлено после поражения восстания Черниговского полка.

 

Черниговского полка восстание - вооруженное выступление декабристов на юге России 29 декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. Организаторы и руководители – С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. В нем участвовало свыше 1000 человек. После жестокого подавления восстания полк был расформирован

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...