Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурное развитие Нижнего Новгорода в XVII веке




век в истории Русского государства отмечен дальнейшим развитием культурных связей, проникновением в живопись, литературу, архитектуру светских элементов, отражающих новые веяния времени.

В XVII веке в Нижнем Новгороде жили и работали многие талантливые зодчие, создававшие выдающиеся памятники архитектуры.

Исторические документы также сохранили имена живописцев, представлявших Нижегородскую школу живописи XVII века.

Архитектура

Планировка Нижнего Новгорода в XVII веке представляла собой типичную для средневековых русских городов радиально-концентрическую систему, в которой отчетливо прослеживалась взаимосвязь линий укреплений и трассировки главных улиц. Кремль, окруженный посадами, занимал в этой системе центральное положение.

Особую роль в застройке Нижнего Новгорода начала XVII века играли высотные, часто шатровые храмы. Анализ постановки шатровых храмов на городском ландшафте позволяет сделать вывод, что их возводили с учетом архитектурной и природной среды, ориентируясь на видовые зоны.

Наиболее живописное зрелище представлял Нижегородский кремль, силуэт которого создавали многочисленные, различной формы и высоты башен, храмов, колоколен и вышек-повалуш боярских дворов (рис. 5).

Деревянные, всевозможного назначения здания в течение всего XVII века оставались основными в застройке города. Но именно каменное строительство, сначала редкое, а затем принявшее массовый характер к рубежу XVII-XVIII веков существенно изменило архитектурный образ Нижнего Новгорода.

Каменные работы начала XVII века в Нижнем Новгороде начались с ремонта стен и башен кремля. В 1620-1624 гг. работами руководил присланный из Москвы подмастерье Первуша Данилов. До этого значительных по объему каменных работ в городе не велось уже несколько десятилетий. Начавшиеся тогда в кремле работы стали как бы начальным этапом и с тех пор не прерывались на протяжении всего XVII века. Вслед за ремонтом каменного кремля в 1628-1631 гг. был возведен новый Михайло-Архангельский (рис. 7), а в 1647-1652 гг. - Спасо-Преображенский собор (рис. 8). Этим отмечалась не только заслуга Нижнего Новгорода в деле освобождения русского государства от польско-литовских интервентов, но и возраставшее с каждым годом значение города как торгово-промышленного центра Поволжья. Одновременно со строительством «государевой казной» каменные работы развернули на своих территориях нижегородские Печерский и Благовещенские монастыри, состоятельные и могущественные феодалы края. Особую историко-художественную ценность представляет собой ансамбль Печерского монастыря, сохраняющий целый ряд редких в русском зодчестве XVII века памятников (рис. 9).

До настоящего времени в городе сохраняются четыре шатровый храмовые постройки - Архангельский собор, церкви Успенская и Евфимиевская в Печерском и Успенская в Благовещенском монастырях (рис. 10). Такое количество каменных шатровых храмов XVII века в настоящее время, кроме Москвы имеет только Нижний Новгород. Это делает нижегородские памятники особенно важными для изучения истоков русского зодчества.

Заметное место в истории Нижнего Новгорода занимает каменная посадская церковь Жен-мироносиц 1649 года (рис. 11) в ней русская архитектура видимо, впервые создала храм типа «корабль» с объединением строго по оси восток-запад моленного зала с алтарем, трапезной и шатровой колокольней над входом. Своими внутренними размерами она превосходила кремлевские старые соборы, что наглядно свидетельствовало о возросшей роли посада.

Во второй половине XVII века все бывшие деревянные церкви Нижнего посада и Ильинской горы одна за другой были перестроены на каменные, что свидетельствовало об особом значении торга, Оки и Волги в жизни города. «Купецкой казной» были отстроены Никольская на торгу (1656), Козьмо-демьянская «тщанием» нижегородца, посадского человека Ивана Языкова - Троицкая (1663), наследство Гаврилы Дранижникова - церковь Иоанна Предтечи (1683). Многие каменные работы финансировал Афанасий Фирсович Олисов, построивший три церкви и несколько палат.

Влияние русского деревянного зодчества на каменное с особой очевидностью проявилось в архитектуре Успенской церкви на Ильинской горе 1672 год (рис. 12) - единственной в стране, дошедшей до наших дней храмовой каменной постройке, завершенной «крещатой бочкой в четыре лица». Форма крещатой бочки была издавна известна русским плотникам, которые часто завершали ею крыльца, монастырские и усадебные ворота, срубы хором и церквей. В убранстве верха Успенской церкви строители, видимо, впервые в Нижнем Новгороде применили полихромные изразцы. Цвет вообще стал играть в каменных посадских постройках города XVII века особую роль. Позолоченные, кованные или просечные кресты, гребни, подзоры, крытые зеленой, желтой и голубой поливной черепицей главы и кровли, многоцветная раскраска архитектурных профилей на фоне отбеленных стен создавали мажорное звучание и выделяли каменные здания на фоне мене приметных серых деревянных строений.

С середины XVII века состоятельный посадский люд повел каменное жилое строительство. Принято считать, что кирпичных зданий в городе тогда было немного, но исследования последнего времени выявили на посадах второй половины XVII века многие каменные кладовые, амбары, зимовые дворы, лавки, гостиный двор для приезжих купцов, промышленные здания и т.п.

После учреждения в 1672 году в Нижегородском крае митрополии каменные строительства своей резиденции начал митрополит Филарет. К конце XVII столетия это был уже сложный ансамбль с жилыми, хозяйственными и храмовыми постройками. По традиции считалось, что жить в каменных палатах нездорово «от извести», поэтому на кирпичных первых этажах надрубали деревянные жилые части.

К наиболее распространенному типу двухчастных «хором» близок кирпичный дом XVII века на Почаинской улице, так называемы Дом Петра I (рис. 3), где он, по преданию, останавливался во время Азовского похода 1695 года. Дом двухэтажный, с просторными подвальными помещениями под жилой частью, куда ведет наклонный спуск.

К другому типу строений относятся каменные палаты Пушникова (рис. 2), состоящие из двух разновременных объемов: одноэтажного - XVII и двухэтажного - начала XVIII столетия.

Дом XVII века в Крутом переулке так называемые палаты Олисова, представляют собой более рациональное решение внутреннего пространства.

Каменное как жилое так и храмовое строительство в Нижнем Новгороде продолжалось на рубеже XVII-XVIII вв.; когда были возведены Благовещенская (1697), Строгановские Гордеевская (1697) и Рождественская (1719?) церкви (рис. 13), Сергиевская на Петушках (1702) и Георгиевская ярусная с белокаменными резными деталями (1702).

Так в течение чуть более 50 лет в городе появилось большое количество жилых, торговых, хозяйственных и административных (таможня, мытный двор) каменных строений.

Мы можем назвать каменных дел подмастерья Антипу Константинова, купца-зодчего Семена Задорина, Г.Д. Строганова, которые оказали особое влияние на архитектурные преобразования Нижнего Новгорода XVII века.

Каменных дел подмастерье Антипа Константинов.

Изначальные сведения о зодчем мы находим в делах нижегородского Печерского монастыря 1631 года. Здесь он назван приемным сыном главного строителя Архангельского собора (рис.), каменных дел подмастерья Лаврентия Семеновича Возоулина. Место рождения Антипа Константинова не известно.

Его работы в Нижнем Новгороде: строительство Архангельского собора в кремле, возобновление обветшавшего Михайло-Архангельского собора (рис.), создание архитектурного ансамбля Печерского монастыря (рис.).

Купец-строитель Семен Задорин.

В середине XVII века многие каменные работы вел купец Семен Филиппович Задорин, ярославец, переселившийся жить в Нижний Новгород. Стал одним из состоятельнейших людей России XVII века.

Его работы в Нижнем Новгороде: каменная церковь в Воскресенском кремлевском монастыре, реставрация древнего белокаменного кремлевского Спасо-Преображенского собора, ремонт кремля, каменная церковь Рождества на Нижнем посаде, «близ двора своего» (задоринские постройки не сохранились, но в свое время они были явно заметными в застройке посада), Никольская церковь на торгу Нижнего посада.

Григорий Дмитриевич Строганов.

Строгановские сооружения принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений русской архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. Они отличаются композиционным единством и чертами ярко выраженной индивидуальности. Осуществленное строгановскими мастерами световое пятиглавие над кубическим бесстолпным храмом явилось венцом исканий русских мастеров конца XVII века. Уже к началу XVII века Строгановы были самыми богатыми людьми России. Местом постоянного жительства Г.Д. Строганова был Нижний Новгород. От него до нас дошло два храма: Смоленская церковь в Гордеевке и Рождественская церковь (рис.), первоначально бывшие композиционными центрами целых ансамблей и комплексов, включавших каменные жилые палаты, зимовые дворы, хозяйственные постройки… Строительством Рождественской церкви Строганов стремился превзойти все то, что располагалось рядом, чтобы храм оставался в веках памятником его роду. Рождественская церковь в плане несет много общих черт с построением древнерусских храмов: к собственно церкви с тремя алтарними абсидами и главами, примыкает с западной стороны трапезная с некогда открытой в стороны папертью. На более высокой площадке возвышается отдельно стоящая колокольня. Очень ценными являются резной иконостас и работы строгановских живописцев, к сожалению, о строгановских мастерах времен Григория Дмитриевича, несмотря на их призвание и одаренность, данных почти не сохранилось.

Умер Г.Д. Строганов в своем московском доме 21 ноября 1715 года.

Вывод: каменное зодчество Нижнего Новгорода XVII века, сохраняя индивидуальность, шло в ногу с общерусской архитектурой. Наблюдалась теснейшая связь ведущей московской школы с отдаленным городом Поволжья. В этот период облик всех основных градообразующих элементов Нижнего Новгорода: кремля, посадов, монастырей - коренным образом изменился, доминирующую роль в которых стали играть каменные, всевозможного назначения здания, с большим разнообразием форм, мастерством решения конструкций, плана и художественного образца.

Литература

Выходец из Нижнего Новгорода монах Тихон составил «Латухинскую степенную книгу» - большой труд по русской истории. Тихон обнаруживает хорошую осведомлённость в русском летописании, знание источников о событиях конца XVI - начала XVII века. Особое значение имеют сведения о Годуновых, которые он дает на основании утраченных ныне материалов.

Своеобразным и талантливым писателем показал себя глава русского старообрядчества протопоп Аввакум Петрович. «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное (1672-1675) - первое в русской литературе автобиографическое произведение, написанное живым народным языком. Его литературные способности проявились и в целом ряде других сочинений (бесед, поучений и т.п.).

В 1611 году в город приехал из Москвы Никита Федорович Фофанов - ученик первопечатника Ивана Федорова. Фофанов создал в Нижнем Новгороде типографию, которая работала с января 1613 до мая 1614 года (в дальнейшем эта типография была переведена по царскому указу в Москву).

В нижегородских монастырях скапливалась масса рукописных и печатных книг. Примечательно, что это были книги не только религиозного содержания. Ряд книг принадлежит перу нижегородцев. Например, первое описание города и занятий его жителей составил писец Григорий Заболотский.

Вывод: Авторов литературных сочинений все больше интересует не жизнь святых, а жизнь своих современников. Все больше привлекает их внимание история Руси.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...