Механизм формирования и распределения финансовых результатов подрядной строительной организации
Объективно присущие финансам распределительная и контрольная функции реализуются государственными органами и предприятиями посредством создания, регулирования и использования финансового механизма. В практике руководства деятельностью подрядных строительных организаций роль финансового механизма необоснованно принижалась, что нашло свое выражение в преобладании в 80-е годы командно-административных методов управления строительным комплексом над экономическими методами. Игнорирование финансовых рычагов и стимулов привело к иждивенчеству, невыполнению планов, снижению качества работ, росту непроизводительных затрат и потерь. Финансовый механизм, используемый в подрядных строительных организациях Министерства обороны РФ, представляет собой совокупность конкретных форм и методов организации и реализации финансовых отношений; финансовых органов; а также нормативно-правовых документов. Финансовый механизм строительной организации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных элементов, с помощью которых организуются и реализуются финансовые отношения на отдельных участках (фазах, этапах) финансово-хозяйственной деятельности предприятия: механизм ценообразования; механизм наличных и безналичных расчетов; механизм формирования и распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг); механизм формирования, распределения и покрытия издержек производства; механизм формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков); механизмы целевого использования фондов потребления, фондов накопления и финансовых резервов. Таким образом, неотъемлемой составной частью финансового механизма подрядной строительной организации является механизм формирования и распределения финансовых результатов, который представляет собой совокупность конкретных форм и методов организации и реализации финансовых отношений по поводу формирования и распределения финансовых результатов; финансовых органов и их структурных подразделений, непосредственно осуществляющих процесс формирования и распределения финансовых результатов; а также нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы формирования и распределения фондов денежных средств подрядной строительной организации.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов, подобно финансовому механизму, состоит из трех взаимосвязанных звеньев (см. схему 1, приложение 1). 1. Институциональное звено включает в себя финансовые органы подрядных строительных организаций и их подразделения (группы финансовых работников), непосредственно осуществляющие процесс формирования и распределения финансовых результатов. 2. Функциональное звено данного механизма включает: принципы организации и функционирования механизма формирования и распределения финансовых результатов, которые вытекают из общих принципов оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятия, материальной ответственности и материальной заинтересованности, самоокупаемости и самофинансирования; конкретные формы, методы и технологии организации и реализации финансовых отношений (например, порядок и условия формирования прибыли; порядок определения и выявления убытков; порядок распределения валовой прибыли; порядок распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; порядок покрытия убытков; порядок учета формирования финансовых результатов и составления отчетности; порядок учета распределения финансовых результатов и составления отчетности);
а также финансовые рычаги, стимулы и санкции (например, нормативы образования фондов потребления, фондов накопления и резервных фондов; налоговые ставки и льготы; ставки штрафов и пени, относимые за счет чистой прибыли). 3. Нормативно-правовое звено представляет собой систему нормативно-правовых актов (приказов, постановлений, директив, указаний, положений, инструкций, методических рекомендаций и др.), регламентирующих применение финансовых методов, рычагов и стимулов; определяющих организационную структуру, права, обязанности, ответственность и порядок работы финансовых органов; а также позволяющих обеспечить функционирование и дальнейшее развитие механизма формирования и распределения финансовых результатов на твердой законной основе в условиях перехода к рыночной экономике. Механизм формирования и распределения финансовых результатов можно условно разделить на две части: механизм формирования финансовых результатов и механизм распределения финансовых результатов. Такой подход существенно облегчает задачу более подробного изучения и анализа рассматриваемого вопроса. Рассмотрим более подробно процесс формирования финансовых результатов. Формирование финансовых результатов представляет собой регламентируемый нормативно-правовыми актами процесс образования прибыли (убытков), который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном выражении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени. Порядок формирования финансовых результатов подрядных строительных организаций изложен в разделе 5 Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, которые утверждены Минстроем РФ 4 декабря 1995 года под № БЕ-11-260/7 и объявлены письмом Министерства финансов РФ от 15 января 1996 года № 2. Основой для разработки этих методических рекомендаций послужило Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661, от 20 ноября 1995 года № 1133 и от 21 марта 1996 года № 229).
Конечный финансовый результат (валовая прибыль или убыток) деятельности строительной организации представляет собой сумму нескольких финансовых показателей: финансового результата от сдачи заказчику объектов, работ и услуг, предусмотренных договорами; финансового результата от реализации (выбытия) основных средств и иного имущества; а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ (услуг) определяется как разность между выручкой от реализации объектов, работ и услуг, выполненных собственными силами (по ценам, установленным в договоре, без налога на добавленную стоимость) и затратами на их производство и сдачу заказчику. Перечень внереализационных доходов и расходов довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений; от сдачи имущества в аренду; полученные пени, штрафы, неустойки; прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году и другие доходы. В составе внереализационных расходов значительный удельный вес могут составлять убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности; недостачи материальных ценностей; затраты по аннулированным производственным заказам; потери от стихийных бедствий; судебные и арбитражные издержки; финансово-экономические санкции; налоги, относимые за счет финансовых результатов (в дебет счета 80 "Прибыли и убытки") и другие расходы. Финансовые результаты хозяйственной деятельности строительной организации определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета. Непосредственно после завершения процесса формирования финансовых результатов начинается процесс распределения прибыли на централизованные и децентрализованные фонды.
Распределение прибыли - это направление прибыли на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия. Централизованные фонды денежных средств представляют собой платежи в бюджет и отчисления в фонды, создаваемые вышестоящей организацией. Децентрализованные фонды денежных средств предназначены для удовлетворения собственных потребностей предприятия. Часть из них формируется за счет чистой прибыли, оставляемой в распоряжении строительной организации: фонды накопления и резервные фонды, которые относятся к фондам производственного назначения; а также фонды потребления, которые относятся к фондам непроизводственного назначения. Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм. Из всех видов налогов, выплачиваемых за счет чистой прибыли, самым значительным является налог на прибыль. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регулируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций от 27 декабря 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 3 декабря 1994 года № 54-ФЗ и от 10 января 1997 года № 13-ФЗ. Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды (см. схему 2, приложение 2). Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов. Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным источником формирования фондов накопления и фондов потребления является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Здесь не рассматриваются в качестве источника формирования фондов предприятия безвозмездные финансовые вложения сторонних предприятий и организаций, поскольку они не типичны для предприятий Министерства обороны, за исключением пополнения собственных оборотных средств за счёт сметы Министерства обороны.
Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования. Направлениями целевого использования средств фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции строительного производства; строительство новых объектов собственной производственной базы; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции; внедрение новых прогрессивных технологий строительного производства; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пректно-изыскательских работ; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка; создание и развитие подсобных производств и хозяйств; погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов. Таким образом, фонды накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с модернизацией собственной производственной и технологической базы строительных организаций. Направлениями целевого использования средств фондов потребления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: оказание безвозмездной материальной помощи работникам предприятия; содержание объектов социальной сферы (финансирование расходов на содержание социальной сферы в части, не покрываемой ее доходами); финансирование других расходов на социальные нужды; материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных работников; финансирование расходов по подготовке кадров, если согласно закона эти затраты относятся за счет чистой прибыли предприятия; финансирование благотворительных акций (сверх норм, установленных системой льгот по налогу на прибыль). Таким образом, фонды потребления предназначены для финансирования расходов непроизводственного характера, а также для материального стимулирования работников. При изложении направлений использования средств фондов потребления и накопления не ставилась задача дать исчерпывающий перечень всех возможных видов расходов, так как в современных условиях данный вопрос находится в рамках компетенции каждого конкретного предприятия. Изучив порядок формирования и распределения прибыли (выявления убытков), рассмотрим теперь порядок покрытия выявленных убытков за счет различных источников средств предприятия. В случае выявления убытков, главный бухгалтер представляет руководителю строительной организации письменный доклад о состоянии финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал. В этом докладе указывается размер понесенных убытков и анализируются причины их образования. Руководитель строительной организации принимает решение о назначении административных расследований по фактам бесхозяйственности и расточительства, о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, а также о покрытии понесенных убытков. Согласно Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 года № 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций"), источниками покрытия убытка отчетного года являются: остаток нераспределенной прибыли (счет 88, субсчет 1); прибыль, остающаяся в распоряжении строительной организации (сумма превышения оборота по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" над оборотом по дебету счета 81 "Использование прибыли"); резервный капитал (счет 86); свободные остатки средств фондов потребления и накопления, не учтенные в качестве источника покрытия капитальных вложений (счет 88, субсчета 3, 4, 5); а также средства добавочного капитала, за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке (счет 87, субсчета 2,3). Если перечисленных выше источников средств недостаточно для покрытия образовавшихся убытков, то вопрос о выборе источников покрытия убытков выносится на балансовую комиссию по итогам финансово-хозяйственной деятельности за истекший год. На балансовой комиссии, проводимой с участием представителей Строительного управления военного округа, может быть принято окончательное решение о списании убытков за счет централизованных фондов и резервов (счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"); либо решение о зачислении непокрытых убытков на счет 88, субсчет 1 "Непокрытые убытки". В любом случае убыточная финансово-хозяйственная деятельность приводит к уменьшению суммы собственных оборотных средств строительной организации, что может отрицательно отразиться на выполнении договоров подряда и производственной программы, а также планов по вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства. Поэтому процесс формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков) контролируется и анализируется налоговой инспекцией, вышестоящей организацией, отделом финансирования капитального строительства и промышленных предприятий финансовой службы военного округа, заказчиками строительства, руководителем и главным бухгалтером строительной организации, а также работниками финансового и планового отделов. Кроме того, движение средств фондов потребления контролируется профсоюзным комитетом и трудовым коллективом строительной организации. По результатам контроля и анализа механизм формирования и распределения финансовых результатов регулярно подвергается управляющим и корректирующим воздействиям, то есть является объектом управления. В связи с этим объективно возникает вопрос о разграничении полномочий между различными государственными органами и строительной организацией по регулированию процессов формирования и распределения финансовых результатов. В данном параграфе механизм формирования и распределения финансовых результатов был рассмотрен как элемент финансового механизма строительной организации. Однако, для того, чтобы понять, каким образом осуществляется процесс управления механизмом формирования и распределения финансовых результатов, как распределены полномочия по управлению данным механизмом, а также исследовать место и роль данного механизма в системе управления финансами подрядной строительной организации, необходимо рассмотреть сущность понятия "управление формированием и распределением финансовых результатов как составная часть финансового менеджмента строительной организации".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|