Требования охраны труда при техническом обслуживании
Воздушных линий СЦБ 7.1. Работы на воздушных сигнальных линиях автоблокировки в местах повышенной опасности электромеханик/электромонтер должен выполнять по наряду-допуску под руководством специально назначенного лица в должности не ниже старшего электромеханика, который обязан лично присутствовать на месте работ, руководить работами и обеспечивать выполнение требований охраны труда. 7.2. Перед началом работы электромеханик/электромонтер должен получить целевой инструктаж по безопасному выполнению работ у старшего электромеханика (ответственного руководителя работ). 7.3. К местам повышенной опасности относятся: - опоры с совместной подвеской проводов воздушных линий (ВЛ) 6-10 кВ и с напряжением до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м; - участки пересечения воздушными линиями железнодорожных путей и шоссейных дорог; - места демонтажа проводов на воздушных линиях, подверженных влиянию электрифицированных железных дорог переменного тока. 7.4. Не допускается производить работы на воздушных сигнальных линиях автоблокировки в случаях, указанных в пункте 6.15 настоящей Инструкции. Работа по ликвидации аварий должна выполняться не менее, чем двумя работниками. 7.5. Места повышенной опасности следует ограждать предупреждающими знаками и плакатами. Перед подъемом на опоры необходимо проверить состояние железобетонных опор, их элементов, железобетонных приставок; проверить степень загнивания деталей деревянных опор. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только в случаях, когда имеется уверенность в достаточной устойчивости и прочности опоры. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнения (недостаточность заглубления, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины в бетоне и т.д.), определяются на месте производителем или руководителем работ.
Работы по усилению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, т.е. с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, с установленной рядом опоры, либо применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре. Подниматься по опоре разрешается только после её укрепления. Работы по демонтажу опор и проводов ВЛ, а также по замене элементов опор должны производиться по технологической карте или проекту производства работ в присутствии руководителя работ. 7.6. Осмотр средств защиты от падения с высоты должен проводиться до и после каждого использования. 7.7. Все работы на опорах независимо от высоты подъема электромеханик и электромонтер должны производить только после закрепления на опоре при помощи средств защиты от падения с высоты и укрепления когтей или лазов в устойчивом положении. Запрещается работать на опоре стоя на одном когте, без когтей и СИЗ отпадения с высоты, подниматься на опору и работать на когтях, не прикрепленных прочно к ногам стяжными ремнями и запятниками. 7.8. При работе когти или лазы необходимо устанавливать так, чтобы они были нагружены равномерно. Если когти или лазы являются единственным средством подъема на опору, то в бригаде их должно быть не менее двух комплектов. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации. 7.9. Приставные лестницы должны обеспечивать возможность производства работ стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы, длина лестницы не должна превышать 5 м. 7.10. Перед подъемом на опору необходимо убедиться в ее прочности. Если опора укреплена приставкой, следует также убедиться в надежности ее крепления к приставке; при необходимости опору следует укрепить.
Запрещается работать на одной опоре двум работникам одновременно. 7.11. Электромеханик и электромонтер, обслуживающие воздушные сигнальные линии автоблокировки, должны знать по каким цепям передается электропитание устройств СЦБ, а также должны знать местонахождение на профиле и номера цепей, работа на которых разрешается при снятом напряжении питания устройств СЦБ. 7.12. Поднимать на опору арматуру или провода следует при помощи веревки после того, как работник устойчиво и надежно укрепится на опоре. Запрещается класть инструмент на траверсы и подвешивать его на провода. 7.13. При работе на деревянных опорах, пропитанных масляными антисептиками, электромеханик и электромонтер должны использовать брезентовый или специальный защитный костюм от антисептиков и брезентовые рукавицы. 7.14. На угловой опоре с крюковым профилем или кронштейнами следует работать с внешней стороны угла, образованного проводами. При работе на угловой опоре с траверсным профилем следует располагаться с внешней стороны по отношению к проводам, на которых производится работа. Перед началом работы необходимо проверить прочность насадки изоляторов у проводов, по отношению к которым работающий будет находиться с внутренней стороны угла. Заменять битые и треснувшие изоляторы, снимать их с крюков и штырей следует только в рукавицах. 7.15. При погрузке опор на транспортные средства и их выгрузке необходимо под колеса транспортных средств подложить упоры. Выгружать опоры с транспортных средств следует на деревянные брусья и укладывать их в штабеля ровными рядами через прокладки, которые следует подклинить у крайних опор. В штабеле должно быть не более шести рядов. 7.16. Переносить деревянные опоры следует при помощи специальных приспособлений (клещей). При отсутствии приспособлений переносить опору следует, находясь по одну сторону. Поднимать и сбрасывать опоры следует только одновременно и по команде руководителя работ. 7.17. Установку деревянных опор следует производить, как правило, механизированным способом.
Подъем легких одностоечных деревянных опор без применения средств механизации следует производить с использованием багров и ухватов. При этом следует использовать не менее трех багров. Работники должны находиться с разных сторон опоры. Запрещается применять вместо багров и ухватов лопаты, колья и другие случайные приспособления, а также упирать концы ухватов или багров в грудь или живот. 7.18. Сложные А - образные опоры и опоры длиной более 10 м необходимо во время подъема удерживать канатами, прикрепленными к их вершинам. Прекращать поддержку поднятой опоры ухватами и баграми, подниматься на опору и снимать оттяжки с поднятой опоры можно только по разрешению руководителя работ после того, как опора будет надежно закреплена в грунте (в фундаменте); при этом котлован должен быть засыпан и грунт утрамбован. 7.19. Железобетонные опоры следует перемещать только механизированным способом. Устанавливать железобетонные опоры необходимо только краном с применением троса, закрепленного на опоре около монтажной скобы или на расстоянии не более 1/5 ее длины, считая от вершины. Запрещается переносить и устанавливать железобетонные опоры вручную. 7.20. Работы по демонтажу проводов воздушных сигнальных линий автоблокировки на участках железных дорог с электрической тягой переменного тока допускается производить только при отключенной и, кроме того, заземленной на месте производства работ контактной сети и линий электропередачи, в присутствии работника ЭЧ. Демонтируемые провода необходимо заземлять через каждые 100 м. Работы должны выполняться бригадой, состоящей не менее чем из двух работников, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, а второй - не ниже III. 7.21. При валке опоры тяговые тросы и оттяжки следует крепить в верхней части опоры до начала работ по освобождению ее основания. Опоры, имеющие загнивание, следует крепить оттяжками и тросами телескопической вышки. Приступать к освобождению основания демонтируемой опоры разрешается только после того, как опора надежно предохранена от падения оттяжками.
Ослабление троса при валке опоры должно выполняться равномерно во избежание его обрыва. 7.22. При смене подгнивших опор развязку проводов следует проводить сверху вниз. Работы по развязке проводов должны выполняться с телескопической вышки или с опоры, предварительно усиленной накладками или вспомогательной стойкой. 7.23. При ремонте, установке и валке опор запрещается: - при смене приставок П- и АП-образных опор как одинарных, так и сдвоенных, откапывать сразу две ноги опоры; - при вытаскивании заменяемой приставки из котлована или опускании новой находиться кому-либо в котловане. 7.24. Промежуточные деревянные опоры можно заменять вдвоем, с применением ручной лебедки. Ручную лебедку необходимо надежно укрепить на опоре. Канат или трос, удерживающий блок, следует прочно закрепить на расстоянии 0,5 - 1,5 м от вершины опоры. Подвешивать блок на крюк траверсы и подкосы запрещается. 7.25. После установки новой опоры ее вершину и вершину старой опоры следует временно скрепить хомутом. При спиливании старой опоры следует предварительно укрепить ее временными боковыми оттяжками. 7.26. При замене угловой опоры следует ослабить вязки проводов на опорах, смежных с угловой. Заменяемую опору можно откапывать и убирать только после того, как провода будут переложены на новую опору. 7.27. На линиях, проходящих в гористой (холмистой) местности, ямы для установки опор должны быть вырыты ступенями к вершине склона. 7.28. При рытье ям лопатой в слабом грунте стенки ямы должны быть укреплены досками толщиной не менее 10 мм и бревнами (распорами), начиная с глубины 1 м - в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м - в супесях; 1,5 м - в суглинках и глинах. 7.29. После установки опоры распоры крепления следует снимать постепенно, начиная снизу, и через каждые 20 - 30 см засыпанную в яму землю утрамбовывать. При плывунах и мокрых грунтах, когда распоры крепления вынимать опасно из-за возможности обвала грунта, ямы следует засыпать без разборки креплений. 7.30. При обнаружении во время рытья ям неизвестного трубопровода или кабеля электромеханик/электромонтер должен прекратить работу и сообщить об этом старшему электромеханику (ответственному руководителю работ). 7.31. Переносить провода на вновь устанавливаемую опору можно только после того, как эта опора будет окончательно укреплена. В тех случаях, когда работнику, работающему на угловой опоре, трудно самостоятельно переложить провода, эти провода должны блоками оттягивать с земли другие работники бригады, предварительно ослабив вязки проводов на смежных опорах.
7.32. Раскатывать проволоку и трос следует только в спецодежде и рукавицах, а при необходимости применять брезентовые наплечники. При ручной раскатке опоясываться концом проволоки или троса, надевать заделанный петлей конец на руку или плечо запрещается. 7.33. При наложении бухты проволоки на тамбур внутренний конец проволоки должен быть заделан так, чтобы исключалась возможность выскакивания его во время вращения тамбура при раскатке. Затормаживать вращающийся тамбур необходимо тормозными приспособлениями. Торможение путем нажима на вращающуюся бухту проволоки или части тамбура руками или ногой запрещается. 7.34. Перед началом работ на мостовых кронштейнах, укрепленных на фермах железнодорожного или шоссейного моста и оборудованных специальными площадками, необходимо перед выходом на площадку надеть СИЗ от падения с высоты. 7.35. При отсутствии площадки электромеханик (электромонтер) должны надежно закрепить себя страховочным канатом к ферме моста, и только после этого выходить к кронштейну и влезать на него. Длина страховочного каната должна позволять монтеру свободное перемещение по кронштейну снизу вверх. Помимо страховочного каната работающий должен закрепиться предохранительным поясом за мостовой кронштейн.
8. Требования охраны труда при производстве работ на кабельных линиях
8.1. Требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перемещении барабанов с кабелем
8.1.1. Погрузку, перевозку и выгрузку барабанов с кабелем необходимо производить под руководством ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями работника в должности не ниже старшего электромеханика. 8.1.2. У барабанов, подготовленных к погрузке или разгрузке, должны быть исправные щеки и втулки, концы кабелей закреплены, а выступающие гвозди загнуты или удалены. 8.1.3. Погрузку и разгрузку барабанов с кабелем проводят, как правило, механизированным способом на ровной площадке. 8.1.4. Погрузку барабанов с кабелем на транспортные средства следует производить с помощью грузоподъемных механизмов, тип и грузоподъемность которых определяется весом барабана и условиями погрузки - разгрузки. При отсутствии грузоподъемных машин и механизмов для погрузки и разгрузки барабанов с кабелем допускается применять специально сооружаемые аппарели, передвижные деревянные платформы или наклонные помосты с уклоном 1:3, а также покати в соответствии с Правилами по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ [15]. 8.1.5. Запрещается выгрузка барабанов с кабелем свободным скатыванием или сбрасыванием с транспортных средств на землю. 8.1.6. Если площадка с размещенными на ней барабанами расположена ниже уровня пола транспортного средства, погрузка и выгрузка барабанов с кабелем вручную допускается по слегам или покатям двумя работниками при массе одного места не более 80 кг. При массе места более 80 кг необходимо применять канаты или средства механизации. 8.1.7. Перед началом работ по погрузке и выгрузке тяжеловесных барабанов с кабелем на автотранспорт необходимо убедиться в том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, под задние колеса автомобиля с обеих сторон подложены специальные упоры (башмаки). 8.1.8. Кузов транспортного средства перед погрузкой должен быть очищен от посторонних предметов. 8.1.9. При транспортировании тяжеловесных барабанов с кабелем пол транспортного средства во избежание деформации следует дополнительно укрепить рядом досок толщиной не менее 50 мм, уложенных перпендикулярно основным доскам пола. 8.1.10. При погрузке и разгрузке запрещается: - находиться сзади накатываемого в транспортное средство или спереди спускаемого с транспортного средства барабана, а также находиться в непосредственной близости к щекам барабана во все время накатки или спуска; - находиться в кузове одновременно с погруженным в него барабаном во время движения транспортного средства. 8.1.11. Погруженный в транспортное средство барабан с кабелем должен находиться в вертикальном положении, быть тщательно закреплен растяжками и специальными клинообразными упорами, длина которых должна превышать на 30 см ширину перевозимого барабана. Упорами следует закреплять каждый транспортируемый барабан с обеих сторон. Перевозка барабанов с кабелем в горизонтальном положении (плашмя) запрещается. 8.1.12. Общая масса одновременно перевозимых барабанов не должна превышать грузоподъемности транспортного средства. 8.1.13. Подниматься в кузов для закрепления барабана с кабелем следует после того, как он будет установлен на платформу транспортного средства. 8.1.14. Барабаны с кабелем разрешается грузить вручную путем перекатывания при условии, что площадка с размещенными на ней барабанами находится на одном уровне с полом транспортного средства.
8.2. Требования охраны труда при производстве земляных работ
8.2.1. Земляные работы в охранных зонах подземных коммуникаций (кабели электроснабжения, кабели связи, кабели СЦБ, газопроводы и другие) могут быть начаты только с письменного разрешения владельца этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины залегания коммуникаций. Местонахождение подземных коммуникаций должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. В разрешительных документах должны быть указаны условия производства работ и необходимость присутствия представителя владельца коммуникаций. 8.2.2. Приступать к работам по прокладке кабеля на станции следует после согласования с ДСП с предварительной записью в журнале формы ДУ-46 об оповещении о движении поездов и маневровых составов. Приступать к работам по прокладке кабеля на перегоне следует после выяснения поездной обстановки у поездного диспетчера по имеющимся средствам связи руководителем работ. 8.2.3. Разработка траншей в земляном полотне железных дорог в период ливневых дождей запрещается. 8.2.4. Для обеспечения безопасного прохода при строительстве кабельной линии вынутый грунт следует располагать на одной стороне траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от её края, а материал балластного слоя – по другую сторону на расстоянии не менее 1 м от края. 8.2.5. При рытье траншей в междупутье и на обочине путей необходимо соблюдать размеры габарита приближения строений С. Запрещается засыпать балластом и грунтом рельсы железнодорожных путей, действующие устройства СЦБ, связи и водоотводные лотки. 8.2.6. При рытье траншей в слабом или влажном грунте, когда есть угроза обвала, а также под железнодорожными путями, их стенки следует надежно укрепить. В сыпучих грунтах работы можно вести без крепления, но с откосами, соответствующими углу естественного откоса грунта. 8.2.7. При разработке траншей вручную в случае приближения поезда работники должны заблаговременно выйти из траншеи и отойти на безопасное расстояние в соответствие с требованиями пункта 3.3.2 настоящей Инструкции. 8.2.8. Разработку траншей землеройными машинами и механизмами можно производить не ближе 2 м от действующих кабелей и подземных сооружений. Применение клин-бабы и других аналогичных ударных механизмов разрешается на расстоянии не ближе 5 м от трассы действующих кабелей. 8.2.9. Над действующими подземными коммуникациями и на расстоянии 0,5 м от них допускается разрабатывать грунт с применением ломов, кирок, отбойных молотков и других инструментов до глубины не менее 0,3 м. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами. Перед началом раскопок кабельной линии (далее – КЛ) должно быть произведено контрольное вскрытие КЛ под надзором персонала организации – владельца КЛ. 8.2.10. Во избежание обвалов не следует уширять траншею за счет подкопов. Стенки траншей следует укреплять горизонтально расположенными досками с вертикальными стояками и поперечными распорками. 8.2.11. В грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод и расположенных поблизости подземных сооружений рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления разрешается на глубину не более: 1 м - в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м - в супесях; 1,5 м - в суглинках и глинах; 2 м - в особо плотных нескальных грунтах. 8.2.12. Дощатые крепления котлованов и траншей разбирать следует в направлении снизу вверх по мере обратной засыпки грунта. Количество одновременно удаляемых досок крепления по высоте должно быть не более трех, а в сыпучих и неустойчивых грунтах - не более одной. По мере удаления досок распорки переставляются, при этом существующие распорки удаляются только после установки новых. 8.2.13. Спуск в котлован (траншею) разрешается только по лестнице. Запрещается спускаться в вырытый землеройными машинами котлован до того, как его стенки будут укреплены, а также спускаться и вылезать из него по крепящим распоркам. 8.2.14. Используемый для работы инструмент следует укладывать не ближе 0,5 м от края траншеи. Режущие и колющие края инструмента не должны быть обращены в сторону траншеи или котлована. Складывать материалы и инструменты на откосе отвала земли со стороны траншеи или котлована запрещается. 8.2.15. Трубы, предназначенные для обустройства кабельной канализации, необходимо укладывать вдоль кабельных траншей по свободной от земли бровке под некоторым углом к оси траншеи так, чтобы они не могли скатиться и упасть в траншею. 8.2.16. Перемещение, установка и работы строительных машин и автотранспорта, размещение лебедок, оборудования, материалов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ, или приведенном в Приложении №5 к настоящей Инструкции 8.2.17. В случае обнаружения во время производства земляных работ не отмеченных на планах и схемах кабелей, трубопроводов, не известных ранее коммуникаций необходимо остановить работы и поставить об этом в известность руководителя работ. 8.2.18. Обнаруженные при рытье траншей существующие кабели необходимо защищать деревянными коробами, а существующие кабельные муфты укреплять на прочной доске, подвешенной при помощи проволоки или троса к перекинутым через траншею брусьям. Запрещается использовать для подвешивания кабелей соседние кабели, трубопроводы.
8.3. Требования охраны труда при прокладке, перекладке кабелей 8.3.1. Запрещается перемещение барабанов с кабелем (в том числе порожних) качением по междупутью и между рельсами железнодорожного пути, а также перемещение волоком или качением по головкам рельсов. Допускается использование съемных подвижных единиц при условии не превышения допустимого для них веса и соблюдения технологии транспортировки. 8.3.2. Перекатывать барабан с кабелем следует при наличии сопровождающего, который в случае необходимости мог бы подложить под его щеки специальную подкладку и остановить самопроизвольное движение барабана. При перекатывании барабанов с кабелем необходимо следить за тем, чтобы направление вращения барабана совпадало с направлением стрелки на щеке барабана. 8.3.3. Снятые доски обшивки барабана следует укладывать в стороне от места работ остриями гвоздей, оставшихся в досках, вниз. Козлы - домкраты, на которых устанавливается барабан с кабелем, должны стоять твердо, не качаясь, во время вращения барабана. Ось барабана должна находиться в горизонтальном положении. 8.3.4. При ручной прокладке кабеля работать следует в защитных рукавицах или перчатках. При переноске кабеля на плечах или на руках все работники должны находиться по одну сторону от кабеля. При прокладке кабеля работникам не разрешается стоять внутри углов поворота, а также поддерживать кабель вручную на поворотах трассы. Для этой цели следует устанавливать угловые ролики. 8.3.5. Перекладывать действующие кабели и переносить муфты следует только после отключения кабеля. В исключительных случаях допускается перекладывание кабелей, находящихся под напряжением, при выполнении следующих условий: - температура окружающей среды при выполнении работ по перекладке кабеля должна быть не ниже 5°С; - муфты на перекладываемом участке кабеля должны быть жестко укреплены хомутами на досках; - работать следует в диэлектрических перчатках, поверх которых должны быть надеты рукавицы для защиты диэлектрических перчаток от механических повреждений; - работу должны выполнять работники, имеющие опыт прокладки кабеля, под надзором производителя работ, имеющего группу по электробезопасности не ниже IV в электроустановках напряжением до 1000 В. 8.3.6. При штроблении и пробивке отверстий для прокладки кабеля в бетонных или кирпичных стенах следует пользоваться рукавицами, комбинированными и защитными очками. 8.3.7. При штроблении и пробивке сквозных отверстий в кирпичных и бетонных стенах опасная зона, установленная проектной документацией, должна быть ограждена с обеих сторон стены. При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить инструментом скрытую в стене электропроводку и не подвергнуться поражению электрическим током. Для исключения этой ситуации необходимо перед началом производства работ выяснить у эксплуатирующей организации наличия электропроводки в зоне работ или проверить место производства работ специализированным прибором для отыскания скрытой проводки. 8.3.8. При прокладке кабелей внутри помещений через проемы в стенах работники должны находиться по обе стороны стены и перемещать кабель по команде старшего электромеханика (производителя работ). 8.3.9. Работать с кабелем, расположенным рядом с другими кабелями, необходимо так, чтобы не повредить эти кабели. В любом случае следует считать находящимся под напряжением любой неизвестный кабель в зоне работ и принимать соответствующие меры безопасности. До получения извещения о снятии напряжения приступать к работам запрещается. 8.3.10. Кабели, раскатываемые с движущихся транспортных средств (раскаточных платформ на железнодорожном ходу, дрезин, кабельных транспортеров), должны приниматься работником, идущим сзади или сбоку движущегося транспортного средства. Каждый работник должен принимать не более одного кабеля. Кабели следует укладывать по возможности ближе к траншее либо в траншею так, чтобы не затруднять их перенос. 8.3.11. При получении сигнала о приближении поезда работникам следует опустить кабель на землю, а самим отойти на безопасное расстояние.
8.4. Требования охраны труда при прокладке кабелей кабелеукладчиком
8.4.1. Прокладка кабелей кабелеукладчиком разрешается на участках, не имеющих подземных сооружений и коммуникаций. 8.4.2. Бестраншейную прокладку кабелей в земляном полотне железных дорог следует производить только после полного оттаивания грунта земляного полотна. В период ливневых или продолжительных дождей бестраншейная прокладка кабелей в земляном полотне запрещается. 8.4.3. Перед началом работы необходимо осмотреть основные элементы кабелеукладочного агрегата и убедиться в их исправности. При обнаружении неисправностей работать на кабелеукладчике и тракторе запрещается. 8.4.4. При буксировке кабелеукладчика через болота или водные преграды нахождение на нем людей запрещается. 8.4.5. На кабелеукладчике разрешается стоять или сидеть только на специально предназначенных для этого площадках или сиденьях. Для проверки исправности и соединения концов кабеля разрешается заходить на заднюю рабочую площадку кабелеукладчика во время остановки и только с разрешения работника, руководящего прокладкой кабеля. 8.4.6. Работники, находящиеся на рабочих площадках кабелеукладчика и раскаточной платформы, должны следить за состоянием кабеля, тормозить барабаны и, в случае необходимости, подавать сигнал руководителю работ и машинисту о необходимости торможения или остановки поезда. Работники, наблюдающие за прокладкой кабеля, должны следовать на расстоянии не менее трех метров от ножа кабелеукладчика. 8.4.7. Во время движения кабелеукладчика запрещается сходить и садиться на него, а также переходить с кабелеукладчика на трактор или раскаточную платформу. Устранение неправильной смотки кабеля с барабана и неправильного входа кабеля в кабеленаправляющее устройство можно производить только после полной остановки кабелеукладчика. 8.4.8. Вылет ножа кабелеукладчика на железнодорожном ходу необходимо устанавливать в соответствии с расстоянием от трассы прокладки кабелей до оси железнодорожного пути. Нож следует заглублять в грунт плавно, одновременно с движением кабелеукладчика. Нож кабелеукладчика при заглублении в грунт и подъеме из него должен перемещаться в плоскости, параллельной продольной оси платформы и перпендикулярной плоскости обочины. 8.4.9. Подъем ножа из грунта при нахождении кабеля в кассете следует выполнять после остановки кабелеукладчика, откопки кабеля на длину 1,5 – 2 м и извлечения его из кассеты.
8.5. Требования охраны труда при прокладке кабелей на электрифицированных участках железных дорог
8.5.1. На электрифицированных участках железных дорог работы по прокладке кабелей кабелеукладчиками на железнодорожном ходу следует производить только при снятом напряжении контактной сети и высоковольтной линии, подвешенной на ее опорах, если кабелеукладчики и раскаточные платформы не оборудованы защитными устройствами, обеспечивающими безопасность работников. Ответственный руководитель работ обязан дать письменную заявку в адрес начальника дистанции электроснабжения (далее - ЭЧ) на снятие напряжения в контактной сети. 8.5.2. Персоналу кабелеукладчика запрещается самому или посредством применяемых приспособлений и инструмента приближаться к контактной сети и другим проводам, находящимся под напряжением, ближе 2 м. При необходимости приблизиться к проводам ближе 2 м напряжение с них должно быть снято работником ЭЧ и указанные провода должны быть заземлены. 8.5.3. Проводить работы по укладке кабеля необходимо под наблюдением представителя ЭЧ, который осуществляет контроль за отсоединением заземления опор контактной сети от рельсов (если такое отсоединение требуется условиями укладки кабеля). 8.5.4. Перед прокладкой кабелей их жилы, металлические оболочки и бронепокровы должны быть изолированы колпаками из термоусаживаемого материала, электроизоляционными лентами и другими изолирующими материалами во избежание травмирования работников. Концы кабелей, соединяемые внахлест и заправляемые в кассету при бестраншейной прокладке, также должны быть изолированы. 8.5.5. Прокладку кабелей на участках с электротягой переменного тока без снятия напряжения в контактной сети, ввод кабелей в служебно-технические здания следует проводить в диэлектрических перчатках, поверх которых должны быть надеты хлопчатобумажные рукавицы. Рукавицы должны быть короче перчаток. Концы кабелей, вводимых в служебно-технические здания, а также в напольные устройства СЦБ, должны быть изолированы. 8.5.6. При ремонте и монтаже кабелей на участках с электротягой переменного тока и вблизи линий электропередачи переменного тока необходимо соблюдать следующие требования: - все работы должны выполняться не менее чем двумя работниками, один из которых назначается ответственным за выполнение работ и соблюдение правил безопасности. Он также обязан до начала работ проверить наличие и исправность средств защиты, приспособлений и инструмента; - откопку кабеля и разработку котлована для монтажа и ремонта муфт следует производить только лопатами. 8.5.7. При монтаже бронированных кабелей с металлическими оболочками необходимо: - на оболочках закрепить заземляющие хомуты; - к бронепокровам припаять в соответствии с требованиями Правил по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ провода с медными токопроводящими жилами; - зачистить концы соединяемых жил кабелей; - установить на соединяемых жилах у обрезов оболочек заземляющие зажимы или подключить к токопроводящим жилам, подлежащим соединению, зажим типа «крокодил»; - присоединить к зажимам заземляющих хомутов провода, идущие от бронепокровов и заземляющих зажимов; - проверить наличие электрической связи между токопроводящими жилами, заземляющими зажимами, оболочками и бронепокровами; подключить к заземляющим хомутам провода от выравнивающей сетки (в случае применения метода выравнивания потенциалов) или соединить проводником заземляющие хомуты между собой (в случае применения метода изоляции от земли). 8.5.8. Указанные работы следует выполнять в диэлектрических перчатках. Работы по соединению жил с установленными заземляющими зажимами могут выполняться без диэлектрических перчаток. 8.5.9. Монтаж сигнально-блокировочных кабелей бронированных и с алюминиевыми оболочками в релейных шкафах следует производить с применением метода выравнивания потенциалов. Работник, выполняющий монтаж, должен находиться на выравнивающей сетке. Поверхность грунта под сеткой и вблизи нее должна быть покрыта слоем материала с низкой электропроводностью толщиной 10-15 см (например, щебня, укладываемого при устройстве площадки у релейного шкафа). Допускается также покрытие грунта изолирующим материалом (резиновые диэлектрические ковры, диэлектрические пластмассовые пленки и другие). При заземлении корпуса шкафа на рельсы или через среднюю точку путевого дроссель-трансформатора, заземляющие проводники следует от корпуса отключить и соединить провода от выравнивающей сетки с корпусом шкафа, заземляющими хомутами и зажимами. При выполнении указанных требований монтаж кабелей разрешается производить без диэлектрических перчаток. 8.5.10. При монтаже в служебно-технических зданиях кабелей, вводимых с «поля», необходимо устанавливать на металлическую оболочку заземляющие хомуты, а на жилы - заземляющие зажимы и соединять их со стационарным защитным заземлением. При выполнении перечисленных требований монтаж кабелей разрешается производить без диэлектрических перчаток.
8.6. Требования охраны труда при работе на кабельных линиях в подземных сооружениях
8.6.1. Работы в подземных кабельных сооружениях, а также осмотр со спуском в них, должны выполняться по наряду не менее, чем тремя работниками. Производитель работ должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок [2]. 8.6.2. Осмотр коллекторов и туннелей, не относящихся к числу газоопасных, разрешено проводить по распоряжению одним работником, имеющим группу III, при наличии устойчивой связи (радиостанция, телефон) с применением предохранительного пояса со страховочным канатом. Предохранительный пояс должен иметь наплечные ремни, пересекающиеся со стороны спины, с кольцом на пересечении для крепления каната. Другой конец каната должен держать один из страхующих работников. 8.6.3. С момента спуска работника в колодец и до выхода из него страхующие работники должны безотлучно находиться у люка колодца. Работник, находящийся у люка колодца, должен держать страховочный канат в руках и следить за состоянием спустившегося в колодец работника, а также за тем, чтобы страховочные канаты и веревки не запутались, не зацепились и их концы не упали в колодец. 8.6.4. При первых признаках плохого самочувствия работника, спустившегося в колодец, работники, находящиеся наверху, должны помочь ему выбраться или извлечь его из колодца при помощи страховочного каната и оказать ему первую помощь. 8.6.5. У открытого люка колодца следует установить предупреждающий знак и сделать ограждение. При плохой видимости дополнительно должны быть установлены световые сигналы. 8.6.6. До начала работы члены бригады должны быть ознакомлены с планом эвакуации из подземного сооружения в случае непредвиденных обстоятельств. 8.6.7. Перед началом работы в коллекторах и тоннелях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, последняя должна быть приведена в действие на срок, определяемый в соответствии с местными условиями. Отсутствие газа в этом случае допускается не проверять. 8.6.8. В колодцах, коллекторах и тоннелях, не имеющих приточно-вытяжной вентиляции, перед началом осмотра или работы необходимо проверять отсутствие горючих и вредных газов. Проверку должны проводить специально обученные работники с использованием газоанализаторов. Запрещается проверка отсутствия газов с помощью открытого огня. 8.6.9. До начала работы колодец, в котором будет производиться работа, и соседние с ним колодцы, по одному с каждой стороны, должны быть провентилированы независимо от того, есть в колодце газ или нет. 8.6.10. Естественная вентиляция создается открыванием не менее двух люков с установкой около них специальных козырьков, направляющих воздушные потоки. Перед началом работы продолжительность естественной вентиляции должна составлять не менее 20 минут. 8.6.11. Принудительная вентиляция обеспечивается вентилятором или компрессором в течение 10-15 минут для полного обмена воздуха в подземном сооружении посредством рукава, опускаемого вниз и не достигающего дна на 0,25 м. Не разрешается применять для вентиляции баллоны со сжатыми газ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|