Основные светотехнические характеристики зрительной работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Исследование характеристик освещения И источников света Методические указания к лабораторной работе для студентов всех специальностей АлтГТУ дневной, вечерней и заочной формы обучения
Барнаул 2010 УДК 628.9 (075.5)
Исследование характеристик освещения и источников света: Методические указания к лабораторной работе для студентов всех специальностей АлтГТУ дневной, вечерней и заочной форм обучения. Стуров Д.С., (Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010 - 34 с.).
В работе изложены теоретические основы производственного освещения, описано устройство и работа оригинального стенда, разработанного группой авторов под руководством профессора Стурова Д.С., описана методика проведения и оформления результатов исследования. Предложены перечень контрольных вопросов для самопроверки, приведен список литературы по данному вопросу.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.1. Ознакомиться с теоретическими основами производственного освещения; 1.2. Изучить методику исследования характеристик освещенности и источников света.
2. ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
2.1. Ознакомиться, т.е. внимательно прочесть и уяснить методические указания; 2.2. Выбрать самостоятельно или с помощью преподавателя вариант задания и выполнить его в полном объеме; 2.3. Оформить индивидуальный отчет; 2.4. Ответить на контрольные вопросы и защитить отчет у преподавателя.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ Классификация (виды) производственного освещения
При освещении производственных помещений используют (рис.1): · естественное освещение, создаваемое прямым или рассеянным светом солнца; · искусственное, осуществляемое электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами; · совмещенное, когда в светлое время суток недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным освещением, т.е. днем включено искусственное освещение. В производственных условиях совмещенное освещение устраивается, как правило, в крупных блоках цехов с общей крышей и с окнами только в наружных стенах всего здания (рис.2), а так же в помещениях со зрительной работой I … III разрядов.
Рисунок 1 – Виды производственного освещения
Рисунок 2 – Блок цехов под одной крышей
1, 2, 3, 4 – цехи предприятия; а – корпус цеха; б – фонарь цеха; в – световые проемы корпуса (боковое освещение); г – световые проемы фонаря (верхнее освещение).
Естественный свет в цеха 1, 4 проникает через окна "в" и "г" здания. Этой освещенности вполне может быть достаточно для выполнения зрительных работ в дневное время. Естественного света в цехах 2, 3 значительно меньше, т.к. свет от окон "в" к ним не доходит. Поэтому в этих цехах днем должно работать искусственное (электрическое) освещение.
Основные светотехнические характеристики зрительной работы Каждый человек получает до 90% внешней информации через зрение. Глаза человека - это высокочувствительный биологический прибор, реагирующий на световое излучение в пределах длин волн 380 - 760 нм (1нм = 10-9м = 10-6мм). Восприятие световой информации зависит от к о л и ч е с т в е н н ы х и к а ч е с т в е н н ы х светотехнических характеристик освещения зрительного пространства. К количественным характеристикам освещения относятся: А. Световой поток F – это та часть электромагнитных излучений, которая воспринимается зрением человека как свет. Единицей измерения светового потока является люмен (лм).
Б. Сила света J – это интенсивность светового потока в любом направлении от светящейся точки. Или иначе, это пространственная плотность светового потока. J = F/W, где W - телесный (пространственный) угол в стерадианах (сp). W = S/R2, где S - площадь, вырезанная из сферы произвольного радиуса R в метрах. Единицей силы света является кандела (кд) 1кд = 1лм/1сp. Сила света J постоянной по всем направлениям от центра сферы может быть только для точечных источников света. Для реальных осветительных приборов сила света по направлениям пространства не равномерна и представляется в виде некоторой кривой в полярной системе координат (рис. 3), называемой кривой силы света.
Рисунок 3 – Кривая силы света
В. Освещенность – отношение светового потока к площади , освещаемой им поверхности: , (лк) Единица освещенности – люкс (лк). Это освещенность поверхности площадью 1 м2 при световом потоке падающего на нее излучения, равном 1 люмену. Освещенность нормируется и контролируется на производстве. Г. Яркость: , (кд/м2) где – угол между нормалью освещаемой поверхности и направлением светового потока от источника света. Яркость освещенных поверхностей зависит от их световых свойств, от степени освещенности, а в большинстве случаев так же от угла , под которым рассматривается поверхность. Д. Коэффициент отражения – это отношение отраженного светового потока к падающему световому потоку : Е. Коэффициент поглощения – это отношение поглощенного светового потока к падающему световому потоку : Ж. Коэффициент пропускания – это отношение прошедшего через прозрачную поверхность светового потока к падающему на данную поверхность светового потока : Коэффициенты зависят от цвета (белый, черный и т.д.), физических свойств материала (металл, стекло, бумага, шероховатость и др.) и состояния освещенных поверхностей, но сумма их всегда равна единице, т.е. . Численные значения вышеуказанных коэффициентов некоторых материалов указаны в таблице 1.
Таблица 1
З. Коэффициент естественной освещенности – есть отношение освещенности внутри помещения к освещенности уличной : , % Естественное освещение, из-за его непостоянства во времени оценивается только величиной коэффициента .
К качественным характеристикам относятся: А. Фон – это поверхность, прилегающая к объекту различения. Например, чертеж на белой бумаге. Линии чертежа – это объект различения. Белая бумага, на которой расположен чертеж с линиями, обозначениями и др. – это фон. В зависимости от величины коэффициента отражения фоновых поверхностей фон считается: - светлым при ; - средним при ; - темным при . Б. Контраст объекта различения с фоном : где – яркость объекта и фона. В зависимости от величины контраст считается: - большим при (объект и фон резко различаются по яркости); - средним при (объект и фон заметно отличаются по яркости); - малым при (объект и фон мало или почти неразличимы по яркости). Соотношения характеристик фона и контраста ( и ) на практике в значительной мере определяют зрительные условия труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|