Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура XVIII века.




 

Светская скульптура в России начала развиваться в первой четверти XVIII в., благодаря петровским преобразованиям. При Петре I в России работали иностранные мастера из Италии, Франции, Германии, Австрии. Они создавали скульптурные произведения, которыми украшались строившиеся дворцы и парки.

В петровскую и постпетровскую эпохи наиболее известным скульптором в России был Карло-Бартоломео Растрелли (1675-1774). Флорентиец, работавший в Париже, в 1716г. был приглашен в Россию, где он в полной мере сумел реализовать свой талант. Начинал Растрелли как архитектор, однако его художественные достижения лежат в сфере скульптуры. Растрелли создал целую галерею скульптурных портретов Петра I и деятелей его эпохи. Шедевром скульптора стал созданный при жизни государя бронзовый бюст, на котором Петр изображен в парадных доспехах с лентой ордена Андрея Первозванного. Портрет отличается строгой торжественностью, богатством пластической моделировки.

Растрелли участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь победы в Северной войне. После смерти Петра I, в 40-х гг. XVIII в. К. Б. Растрелли был создан первый монументальный памятник российскому императору. Конная статуя представляет Петра I воином - триумфатором, увенчанным лавровым венком. К. Б. Растрелли был автором бронзового бюста А. Д. Меншикова, статуи «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» и других талантливых произведений.

Во второй половине XVIII в. скульптура достигла значительных успехов. Развивались такие жанры, как монументальная, портретная, садово-парковая, анималистическая и мемориальная скульптура.

Главным художественным стилем этого времени был классицизм.

Славу талантливого скульптора во второй половине XVIII в. по праву завоевал Федот Иванович Шубин (1740- 1805). Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 г., благодаря поддержке М. В. Ломоносова, земляком которого он был, Шубин приехал в Петербург. По рекомендации И. И. Шувалова способного юношу, работавшего при царском дворе истопником, определили в Академию художеств, где он учился в 1761-1767гг., а затем совершенствовал свое мастерство в «статуйном художестве» в Париже и Риме. Шубиным были выполнены скульптурные портреты Екатерины II, Павла I, И. И. Шувалова и др. С особой любовью скульптор выполнил мраморный бюст своего покровителя М. В. Ломоносова. В 1774 г. Шубину было присуждено звание академика.

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810), получивший образование в скульптурном классе Академии художеств у Н.-Ф. Жиле, совершенствовал свое мастерство в Париже и Риме. С 1802 по 1810 г. он был ректором Академии художеств. Он был автором рельефов для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, для фасадов Казанского собора в Петербурге, руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов Петергофа. Среди известных произведений Гордеева - скульптурная группа «Прометей», надгробия князей Голицыных.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802) принадлежал к поколению, завершавшему развитие русской скульптуры XVIII века. Сын военного музыканта получил профессиональное образование в Академии художеств. После окончания академического курса, будучи награжденным Большой золотой медалью за исполнение барельефа «Возвращение Святослава с Дуная», он получил право пенсионерской поездки в Рим. Глубокое изучение античного искусства и произведений эпохи итальянского Возрождения, значительно обогатили Козловского как скульптора. Дальнейшее совершенствование мастерства скульптора проходило во Франции. В 1780 г. он получил звание академика Марсельской Академии искусств. Возвратившись в Россию, Козловский занял видное место среди отечественных скульпторов. Его творчество было проникнуто идеями просветительства, гуманизмом и яркой эмоциональностью. М. Козловскому принадлежат такие скульптуры, как памятник Екатерине II, Александру Македонскому, статуя «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная для Большого каскада в Петергофе, и др. Вершиной творчества Козловского явился памятник А. В. Суворову, воздвигнутый в 1801 гг. на Марсовом поле в Петербурге. Решенный в классическом стиле монумент отражает не столько личность великого полководца, сколько идею военного триумфа России.

Среди русских скульпторов второй половины XVIII века известностью пользовались Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825), Иван Прокофьевич Прокофьев (1757-1828) и др.

Из иностранных скульпторов, работавших в России в 1760-1770-х гг., наиболее значительным был француз Этьен Морис Фальконе (1716-1791).

Приехавший в 1766 году в Россию по рекомендации известного философа Д. Дидро скульптор, прославился конной статуей Петру I, установленной на Сенатской площади в Петербурге в 1782 г. (Скульптура выполнена совместно с его ученицей М. Колло). За этим памятником закрепилось название «Медный всадник». На памятнике по-латыни написано: «Петру I - Екатерина II». Этим императрица хотела подчеркнуть, что она является продолжательницей деяний Петра I.

Памятник Фальконе Петру I, по словам исследователей (А. Г. Ромм), «затмил все, что было создано скульптором ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьба».

ТЕАТР XVIII ВЕКА.

 

 

XVIII век сыграл важную роль в становлении русского национального театра. Его формирование было связано с теми огромными общественными и культурными преобразованиями, которые происходили в стране, а также с ростом национального самосознания россиян.

Стремление широких масс к искусству, к выражению своих мыслей и чувств в сценических образах воплощал народный театр. Как и в предшествующий период, в народной среде были популярны театры-балаганы, продолжавшие традицию скоморошеских «потех». Их аудитория была самой многочисленной. Представления народного театра проходили на городских и сельских площадях, в больших избах. Они давались сезонно на ярмарках и в дни главных праздников: на святках, масляной и вербной неделях и др. Пьесы народного театра были устными, их текст не фиксировался. Исполнители вносили в структуру пьесы новые эпизоды, диалоги, песни, отдельные реплики, связанные с событиями текущей жизни. Одной из самых популярных устных пьес была драма «Царь Максимильян». Эта пьеса возникла в эпоху Петра I и оставалась в репертуаре народного театра в течении 200 лет, вплоть до Великой Октябрьской Революции. Возникла драма как отклик на конфликт Петра I с сыном, царевичем Алексеем. В основе ее лежал библейский сюжет, которому народный театр придавал современный смысл.

Стихийно возникающие представления устной народной драмы не могли оказаться вне поля зрения правительства. В связи с этим во второй половине XVIII века были открыты официальные «народные театры», предназначенные для широкой публики. Их артистами были любители, получавшие от государства плату за выступления. «Народные театры», дозволенные правительством, существовали до начала 1770-х годов, когда они были запрещены.

Народным театрам противопоставлялись церковные школьные театры. Церковь, искавшая новые формы воздействия на народные массы, таким образом использовала любовь народа к зрелищам. Церковные школьные театры действовали в Киево-Могилянской духовной академии, при высшей Духовной семинарии, преобразованной в Славяно-греко-латинскую академию, при духовных школах Москвы, Новгорода, Ростова Великого. В начале XVIII в. митрополит Тобольска Филофей Лещинский организовал в Тобольской архирейской школе представления духовно-назидательных пьес. С 20-х годов XVIII в. ученики архирейской школы стали давать спектакли нерелигиозного содержания в домах знатных чиновников и купцов. В 1770-х годах ими была поставлена драма «Ермак», написанная местным священником И. А. Флоровским. Увлечение спектаклями «мирского» содержания вызывало недовольство церковных властей, запретивших семинаристам выступать на домашних сценах. Школьный театр допетровского периода был связан главным образом с религиозной тематикой. Произведя реформу школы, Петр I способствовал появлению светского школьного театра, который откликался на события современности.

Попытка создания общедоступного публичного театра в России связана с именем Петра I. Оценив силу воздействия театральных зрелищ, он пытался подключить театр к пропаганде своей политики. В 1702г. в Москве на Красной площади была открыта «комедийная хоромина». В ней приглашенными в Россию немецкими актерами во главе с Иоганном Кунстом и его преемником О. Фюрстом ставились комедии и трагедии. Через некоторое время, по приказу царя, труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре. Репертуар театра состоял из пьес на библейские и античные сюжеты («Два завоеванные городы, в ней же первая персона Юлий Кесарь»), произведений немецких авторов XVII века, пьес Кальдерона и Мольера и, в спешном порядке подготовленных, пьес о недавних событиях Северной войны («О взятии крепости Орешке» и др.). Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Главными посетителями тетра были горожане: ремесленники, слуги, солдаты, подьячие. Далекие от русской жизни сюжеты пьес, неточные их переводы, часто искажавшие содержание, делали спектакли малопривлекательными для зрителя. Театр не пользовался популярностью среди москвичей и в 1706г. прекратил свое существование. После перенесения столицы в Петербург здание театра по указу Петра I было разобрано.

Театральные постановки шли также в селе Преображенском, в палатах сестры государя Наталии Алексеевны, и в Измайлове, во дворце вдовы царя Ивана Прасковьи Федоровны. Спектакли ставились силами их приближенных и слуг. После своего переезда в столицу Наталия Алексеевна организовала любительский театр в Петербурге.

Со вступлением на престол Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и т.д. Императрица предпочитала искусство немецких комедиантов, выписанных из Лейпцига. В дворцовых спектаклях также принимали участие представители петербургской знати - Воронцовы, Апраксины и др.

В начале тридцатых годов XVIII в. по распоряжению Анны Иоанновны придворному архитектору Растрелли было поручено возвести театральное здание в Москве, где в то время находился царский двор. В кратчайшие сроки был построено здание театра, который современники называли Театр на Красной площади. (На этом месте сейчас находится Исторический музей). Это было высокое здание с двумя рядами решетчатых окон. Зрительный зал театра вмещал более двух тысяч зрителей и был разделен на партер и два балкона, предназначенных, видимо, для широких кругов городского населения. Зимой 1731 г. в театре начали работать приглашенные в Москву итальянские артисты, вместе с придворным хором составившие труппу первого постоянного оперного театра. Спектакли давались почти ежедневно и пользовались большим успехом у москвичей. Театр на Красной площади просуществовал недолго. Он сгорел во время пожара в 1737 г., но интерес москвичей к театру был настолько велик, что уже в 1742 г., в Лефортове, на берегу Яузы, появилось новое театральное здание, выстроенное также по проекту Растрелли. Это здание получило название «Оперный дом». Его зал мог вмещать пять тысяч человек.

В царствование Елизаветы Петровны театральное дело получило заметное развитие. В 1740-1750-х гг. при русском дворе систематически гастролировали французские, немецкие, итальянские труппы. Некоторые из них давали в Петербурге и Москве публичные спектакли. В 1751 г. Елизавета Петровна издала указ, позволявший посещать театры всем «прилично одетым людям». В круг зрителей были допущены люди купеческого звания.

Основы русского профессионального театра были заложены любительскими театрами, так называемых, «охочих комедиантов». Репертуар таких театров состоял из шутовских (пародийных) комедий и интермедий, родственных народному театру и старинным праздничным игрищам. Расцвет театра «охочих комедиантов» приходится на 40 - 50-е годы XVIII века. Труппы таких театров существовали не только в Москве и Петербурге, но и в провинции. Они формировались из учащихся различных школ, канцеляристов, ремесленников, рабочих, солдат. Один из театров «охочих комедиантов» в 1750г. в Ярославле создал Федор Григорьевич Волков (1729-1763). Увлекавшийся поэзией, музыкой живописью юноша создал любительскую труппу из числа своих родственников и друзей. Открылся театр Волкова представлением трагедии А. Сумарокова «Хореев» и комедии Мольера «Лекарь поневоле». Слава о ярославском театре дошла до Петербурга. В январе 1752г. указом Сената труппе Волкова, состоявшей из 14 человек, предписывалось прибыть в столицу. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение театральному искусству в Шляхетский корпус, где действовал театр, которому покровительствовала Елизавета Петровна. Всем им было назначено казенное содержание.

Указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. в Петербурге был учрежден Русский для представления трагедий и комедий театр. Это был первый в России профессиональный государственный публичный театр, получивший название Российского театра. Его директором был назначен поэт и драматург Александр Петрович Сумароков (1717-1777). В состав труппы в качестве ведущих актеров вошли Ф. Г. Волков, И. А. Дмитриевский, Я. Д. Шумский и другие ярославские сподвижники Волкова. В Российском публичном театре началась профессиональная деятельность русских женщин на театральных подмостках. Первыми русскими актрисами были Мария и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина.

В состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы, что позволяло ставить драматические, оперные и балетные спектакли. Репертуар строился главным образом на переводных произведениях П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера, а также на пьесах русских драматургов. Начало русской драматургии было положено А. П. Сумароковым. Первой поставленной на театральной сцене русской классической трагедией была его пьеса «Хорев» (1747) на сюжет из русской истории об основателях Киева. Сумароковым было написано 9 драматургических произведений, из которых особым успехом пользовались трагедии «Синав и Трувор» и «Семира». На сцене Российского театра ставились также трагедии М.В. Ломоносова: «Тамира и Селим» и «Демофонт». Драматургические произведения для Российского театра писали В. К. Тредиаковский, Я. Б. Княжнин, М. И. Попов и др.[12]

Большой популярностью у зрителей пользовался театр при Московском университете. Его руководителем был драматург М.М. Херасков. На университетской сцене играли в студенческие годы дипломат Я. Булгаков, драматург Д. Фонвизин и др. В труппу принимались и женщины. Одной из первых в ее состав вошла Т. Троепольская, ставшая впоследствии известной драматической актрисой. В студенческом театре ставились сочинения Сумарокова, Ломоносова, пьесы Руссо, Мольера и др.

В 1783 г. В Петербурге был открыт публичный государственный театр - так называемый Большой, или Каменный. В 1785г. Рядом с Зимним дворцом архитектор Д. Кваренги построил здание, в котором располагался Эрмитажный театр. Он предназначался для императорской семьи и двора. На сцене театра по приглашению царицы играли труппы, которые находились на казенном содержании. Репертуар составляли самые разнообразные пьесы, в том числе и самой Екатерины.

В столице театральные труппы действовали в Академии художеств, в Смольном институте, Кадетском корпусе и других учебных заведениях.

Во второй половине XVIII в. большое распространение получили частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, купцы. Один из первых частных театров был основан в Петербурге в 1779 г. немецким антрепренером Карлом Книппером. Он назывался «Театр на Царицыном лугу» (ныне Марсово поле). Труппу этого театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали незаконнорожденных детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 1770-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы. Самое активное участие в работе труппы Книппера принимал ближайший сподвижник Волкова И. А. Дмитревский. Он продолжил обучение молодых артистов, готовил с ними спектакли. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. В 1783г. по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1776 г. московский губернский прокурор кн. П. В. Урусов получил на 10 лет правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений…». В результате, был создан театр на Знаменке, получивший название по месту своего расположения. Труппа театра состояла из крепостных артистов.

В 1780 г. начал свою деятельность общедоступный Петровский театр (названный так по месту расположения – на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр).Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал театра вмещал около тысячи зрителей. В репертуаре театра были комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», пьесы Лессинга, Княжнина, Николаева. Здесь впервые в России была осуществлена постановка «Женитьбы Фигаро» Бомарше.

Наряду с драматическими и комедийными спектаклями в театрах ставились оперные спектакли. Преобладающим жанром была комическая опера, героями в которой выступали крестьяне, ремесленники, купцы. Первыми русскими оперными спектаклями были «Анюта» (либретто М. Попова, автор музыки неизвестен), «Мельник, колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского (на текст А. Аблесимова), «Санкт-Петербургский гостиный двор или как поживешь, так и прослывешь»» (на текст М.А. Матинского) В. А. Пашкевича и др.

До 1766 г. управление придворными театрами сосредоточивалось в ведении придворной Конторы, а с 1766г. оно находилось в ведении Театральной дирекции, которую до 1779 г. возглавлял И.П. Елагин, а затем, до 1783 г. – В.И. Бибиков. В 1783г. для управления придворными и общедоступными театрами был создан Комитет над зрелищами и музыкой. С этого момента ведут свое начало Императорские театры в России. Общий надзор за репертуаром театров осуществляли местные власти, в том числе и полиция.

Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные театры. Театры действовали в таких крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород. Одновременно они существовали и в маленьких городках, таких, как Богородицк, и даже на далекой окраине страны – в Иркутске. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены.

Исключительным явлением русской культуры второй половины XVIII в. было появление крепостного театра [13]. Домашние театры, где оперные и балетные труппы, хоры и оркестры составлялись из крепостных артистов, были предметом особой гордости многих русских помещиков.

Наиболее известными крепостными театрами в России были домашние театры графов Шереметевых, превративших свои подмосковные усадьбы Кусково и Останкино в подлинные художественные центры страны. Эти театры были рассчитаны на самые сложные в техническом отношении постановки, по великолепию убранства они не уступали лучшим театрам Европы. В их репертуаре насчитывалось несколько десятков опер, балетов, драм, комедий русских и иностранных авторов. Для профессиональной подготовки труппы было создано специальное училище. Крепостных актеров обучали профессиональные актеры - И. А. Дмитриевский, С. Н. Сандунов, П. Плавильщиков и др. Крепостные художники писали декорации, крепостные авторы сочиняли и переводили с иностранных языков драмы и комедии, либретто для опер и балетов. Хоровой капеллой руководил крепостной Гавриил Ломакин. Дирижером был талантливый музыкант Степан Дегтярев, автор более ста произведений для хора. Музыкальные инструменты изготавливал Иван Батов, прозванный за свое мастерство «русским Страдивари». В 1789 г. в штате Шереметевского театра насчитывалось 170 человек. Ведущими актрисами Останкинского театра была дочь кузнеца Прасковья Ивановна Ковалева (сценический псевдоним Жемчугова), Татьяна Васильевна Шлыкова (Гранатова) и др. Доступ в театр Шереметева был открыт лишь друзьям и знакомым графа, принадлежавшим к узкому кругу придворной аристократии.

Известностью пользовался также крепостной театр графа А. Р. Воронцова, созданный им в поместье Алабуха Тамбовской губернии. Он был известен как человек, позволивший себе в годы преследования А. Н. Радищева объявить его своим другом, сделавший многое для того, чтобы облегчить участь опального автора «Путешествия из Петербурга в Москву». В созданном им театре насчитывалось 65 актрис и актеров, которых готовили к сцене в организованной для этой цели театральной школе. Участники труппы получали установленное жалование. В этом театре, в отличие от прочих крепостных театров, не допускалось наказание розгами. На сцене театра графа Воронцова ставились «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина, комедии Мольера, Дидро и т.п.

В Нижнем Новгороде у помещика Н. Шаховского было более сотни своих артистов и музыкантов. Спектакли, ставшие публичными, охотно посещались жителями города. Они ставились с сентября по июль по три раза в неделю, а во время Макарьевской ярмарки – ежедневно. Постоянными посетителями представлений были «торговые люди», чиновники, разночинцы. Исполнялись пьесы Дидро, Княжина, Плавильщикова. В театре ставились также оперы. Большой популярностью пользовался тенор Вышеславцев, балерины М. Порецкая, А. Кареева и др.

Крепостные театры действовали в Петербурге (В. А. Всеволожского и П. М. Волконского) в Москве и Архангельском (кн. Б. Н. Юсупова), в Орле (С. М. Каменского), в Рязани (Ржевского), Нижнем Новгороде (Н. Г. Шаховского) и др. Они сыграли огромную роль в организации музыкально-театрального дела в России. В последствии на их основе создавались крупные публичные театры.

Одновременно с развитием театрального дела в России начали создаваться театральные учебные заведения, в которых готовили артистов разных жанров. В 1738 г. в Петербурге открылась первая русская танцевальная школа. Ее возглавил балетмейстер Ж.-Б. Ланде, преподаватель танцев Шляхетского корпуса. Воспитанники этой школы стали принимать участие в спектаклях иностранных трупп, а в 1742 г. показали первое самостоятельное представление. Тогда же на сцене впервые появился русский танец. В 1779 г. на базе танцевальной школы была открыта Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства - старейшее театральное училище России.

Театральные учебные заведения действовали и в Москве. В 1773 году, при Московском воспитательном доме были созданы классы изящных искусств (драматический, балетный, вокальный и инструментальной музыки). В 1778 году обучение танцевальному искусству было поручено Л. Парадизу, из класса которого вышли первые русские танцовщики: А. М. Собакина, Г. И. Райков, И. Еропкин, В. М. Балашов. В 1784 г. году классы были переданы в ведение московского Петровского театра (театр Медокса), где преподавание вел К. Морелли.

В XVIII в. театральное искусство приобрело в России значительное влияние. Из предмета развлечения, каким театр был в начале XVIII в., он превратился в общественно значимое зрелище. Театр в глазах общества приобрел уважение, возникла привычка и потребность ходить в театр и читать пьесы. С 1786 по 1794 г. в Петербурге выходил журнал «Российский театр», в котором публиковались оригинальные и переводные пьесы.

МУЗЫКА XVIII века.

 

В XVIII веке музыкальное искусство в России переживало бурный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Музыкальное искусство, постепенно освобождаясь от оков средневековой схоластики, вступило на путь общеевропейского развития. При этом в кратчайшие сроки русские музыканты овладели нотной грамотой, новыми инструментами западноевропейского типа, и исторически сложившимися жанрами музыкального искусства. В то же время, приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели музыкальной культуры опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период. Это позволило сформироваться русской национальной музыкальной школе[14].

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Существенно изменились ее общественные функции. Из праздного развлечения музыка превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания, сделалась неотъемлемой частью нового уклада жизни. Творчество этого времени ограничивалось в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной.

По указу Петра I с 1711 г. повсеместно создавались полковые военные оркестры (их называли «хоры гобоистов»), из-за границы выписывались музыкальные инструменты, для обучения игре на флейтах, гобоях, трубах и т.д. приглашались иностранные музыканты. Военные музыканты обслуживали придворные празднества, исполняли танцы на ассамблеях, играли на праздничных торжествах, балах, маскарадах, на улицах Петербурга.

Одним из главных музыкальных жанров петровской эпохи были панегирические (хвалебные) канты. Ярким примером этого жанра может служить «Кант на заключение Ништадтского мира», сочиненный в 1721 году по поводу окончания Северной войны.

Танцевальная музыка была представлена менуэтами, полонезами и другими танцами, исполнявшихся на петровских ассамблеях, придворных празднествах, балах, маскарадах. Она зачастую исполнялась музыкантами военных оркестров.

Камерные концерты в придворных кругах давались музыкантами немецкой капеллы под руководством Иоганна Гюбнера. Наиболее образованные представители русской аристократии начали приобщаться к музыке, обучаясь игре на клавикордах, скрипке и флейте.

В более широких демократических слоях светская музыка развивалась в форме любовных, поздравительных, солдатских, матросских и других светских песен-кантов.

В 1730-1740-х годов музыкантами осваивались сложные музыкальные жанры: опера, кантата, сюита, соната. При дворе и в домах знатных вельмож из иноземных и русских музыкантов формировались хоровые капеллы, оркестры, оперные труппы, устраивались камерные концерты. В дворянском быту получили широкое распространение клавикорды, скрипка, арфа и другие музыкальные инструменты.

Развитие музыки на этом этапе шло по линии внедрения в российскую музыкальную культуру итальянской, французской и немецкой придворной оперы, усиления концертной деятельности с участием зарубежных и отечественных исполнителей, распространения любительского музицирования.

Особой любовью у аристократической публики пользовалась итальянская музыка. В разное время в должности главных придворных капельмейстеров служили известные итальянские композиторы В. Манфредини, Д. Паизиелло и др. Многие из них оставили в России талантливых учеников, так как в условия контракта обычно входила и педагогическая работа. В 1731 году при русском дворе приглашенная итальянская труппа начала ставить первые оперные спектакли. В 1735 г. в России гастролировала труппа итальянских исполнителей во главе с Франческо Арайя. Известный на родине постановщик оперных спектаклей, пробыл в России почти четверть века. Первым спектаклем, поставленным им 29 января 1736 г на сцене специально построенного «оперного дома», была опера «Сила любви и ненависти». Арайя поставил также первую оперу на русском языке «Цефал и Прокрис», премьера которой состоялась 3 февраля 1755г. [15] Русский текст либретто был написан А. П. Сумароковым.

Становление русской композиторской школы связано с творчеством Е. И. Фомина (1742-1783), В. А. Пашкевича (1742-1797), А. Аблесимова (1742-1783), И. Е. Хандошкина (1747 – 1804). Национальная самобытность произведений композиторов, вышедших из народных «низов», была основана на русских художественных традициях, корни которых уходят в глубину веков. Несмотря на влияние европейских мастеров, русским композиторам удалось обрести национальное своеобразие, создать глубоко индивидуальные произведения.

Высшие достижения русской музыки последних десятилетий XVIII века связаны с творчеством Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) и Максима Созонтовича Березовского (1745 – 1777). Русскими композиторами создавались произведения, как светских, так и церковных жанров.

Во второй половине XVIII века в городской среде возник массовый интерес к русской народной песне. Изучением народного творчества занимались, в первую очередь, литераторы и музыканты М. Д. Чулков («Собрание разных песен», 1770-1773), В. Ф. Трутовский («Собрание простых русских песен с нотами», 1776-1779), Н. А. Львов («Собрание народных русских песен с их голосами», 1790).

На рубеже XVIII - XIX столетия появляется новый жанр музыкального искусства – камерная лирическая песня. Ее развитию во многом способствовало творчество О. А. Козловского – автора театральной музыки, маршей и полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина долгое время исполнялся как русский национальный гимн.

 


[1] Исследователи выделяют и так называемую «третью культуру»- самодеятельно-ремесленную, которая начала складываться в 17 в. // Очерки по истории мировой духовной культуры. Ч.II.- Ростов – на – Дону, 1994. С.76. Существует также точка зрения, что в Петровскую эпоху возникли не две разные культуры, «а культурное многоголосие, культурный калейдоскоп». (Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч.1.-М.2002. С. 222)

 

 

[2] В литературе существует точка зрения, что просветительская государственная политика в России началась еще при Петре I (Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч.1. - М.2002. С. 222).

[3] Мавродин В. В. Основание Петербурга. Л., 1978; Петербург петровского времени. Очерки под ред. А. В. Предтеченского.- Л., 1948.

[4] Тихонов Ю. А. Дворцовая сельская усадьба близ Москвы и Санкт-Петербурга в 18 в. //Отечественная история, 1998, № 2. С.47.

[5] Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX века. - М.,1983. С.99.

 

[6] Карпов Г.М. Архитектор Петербурга Петр Михайлович Еропкин. // Вопросы истории. 2011, № 2. С. 131 -143.

[7] Тихонов Ю. А. Дворянская усадьба близ Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII веке. // Отечественная истории. 1998, № 2.

[8] Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи 18-начала 20 вв.- М., с.67.

 

[9] Овчинникова Е. С. Портрет.- М., 1973/

[10] Энциклопедический словарь Россия. - Л.,1991. С.672.

 

[11] Каганович А. Л. А. Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия.- М., 1963.

[12] Любомудров М.Н. Федор Волков. – Л., 1983.

[13] Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция в России XVIII века //Вопросы истории. 1979, № 1. С.82-94.

[14] Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1. - М., 1972. С.99-101.

[15] Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII в. - М. 1995. С.45.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...