Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Незаметный Защитник Земли Карельской.

В настоящее время, накануне празднования 75-летия Великой Победы, обозревая наше прошлое, понимаешь, что история нашей Родины – это история борьбы за свою свободу, сопротивления разного рода оккупантам, которые приходили на нашу землю, чтобы нас уничтожить, поработить, растоптать, обезличить, перекроить под себя, превратить в рабов…Наша национальная самоидентификация напрямую связана с Православием, с православным мировоззрением, от которого и произрастала наша крепкая государственность и народная независимость. В Великую Отечественную Войну это осознала даже атеистическая советская власть, а ранее это прекрасно понимали Государи Российской Империи, защищавшие Русь от постоянной экспансии на нашу землю разного рода недругов…

       Карельская земля всегда страдала от шведов…Бесконечная череда мелких и крупных  войн…Враги прежде всего старались уничтожить опоры русского православного духа – искоренить носителей Православной веры…Разорялись монастыри, сжигались храмы, убивали духовенство и мирян…На Валааме 20 февраля 1578 года шведы, разоряя монастырь убили 18 старцев и 16 послушников, но едва лишь монастырская жизнь начала возрождаться, как в 1611 году шведы опять захватили Валаам – и снова все здесь подверглось очередному разорению; многие из братии, во главе с игуменом Макарием, приняли мученическую кончину. [1] В 1577 году подвергся шведскому разорению Коневский монастырь, в 1581 подвергся разорению Александро-Свирский монастырь, 1582 году был разорен шведами Машезерский монастырь (в 26 км от будущего Петрозаводска) «приходили немецкие люди войною, и монастырь воевали, и старцев побили, и церковное строение их монастырское поимали…» [2]. В 1708 г Соловецкий летописец пишет, что шведы "многие дворы выжгли, а людей замучили и посекли, а иных в полон с пожитками их поймали и разорили".[3]

И только во времена Петра Первого удалось пректратить шведскую агрессию раз и навсегда. В 1703 году в устье реки Лососинки, в 26 км. От Машезерского монастыря на берегу Онежского озера начал действовать военный завод, пушки и ядра которого окончательно  принуждения Швеции к миру…Дело шло к знаменитой Полтавской битве. Но начиналось это очень тяжко…Тяжелейшее дело, мучительное предприятие, непосильный труд, унылая жизнь, бытовая неустроенность – это то, с чем столкнулся простой люд начинающейся Петровской Слободы…И среди всего этого неунывающий, сияющий святостью юродивый Фаддей…Кому доброе слово скажет, за кого молитву сотворит, кому грошик  даст (отделив от своей милостыни), за кого перед властями заступится… Все видели его истовую церковность, т.к. посещал он почти каждую Службу Петропавловского храма, проводил жизнь в посте и молитве. Милостыню, какую ему с просьбой помолиться давали – раздавал бедным…Никого не боялся, всех любил, пьянства не терпел, на Богослужении за всех молился…Был не монах, и не священник, носил тяжелый крест на шее, а под одеждой – «темной свиткой» железные вериги, а под ними «власяницу» - рубашку из конского волоса….[4] Православный подвижник, неформальный лидер простых рабочих,  православных богомольцев Петровской Слободы…

Шутили даже с ним рабочие, подарив ему тяжелый железный посох. Но несмотря на свою старость, принял Фаддей дар как ни в чем не бывало, и носил его всегда с собой, в дополнение к железным веригам.  Для всех православных жителей Слободы он был свет в окошке, его здесь «имели за чудо»  – этого простого блаженного молитвенника…Не зря император Петр, когда первый раз посетил Слободу, приписал его к Заводам и велел выдавать пенсию. В архиве даже сохранилась его собственноручная записка ландрату Муравьеву: "Здешний мужик, которого зовут Фаддеем, который стар уже и кажется умалишенным, живет в лесу и приходит в деревню. Здесь его считают за чудо. Чего-либо худого и склонности к расколу не заметно. Поэтому я, чтобы не было какого-либо соблазна, велел к вам на заводы отвести, чтобы там его кормили до смерти" [5]

 

Петр понимал, что фундамент будущего города – это простой богомольный народ, бытовую жизнь которого он сейчас улучшить не в силах. Он понял благотворное влияние Св.Фаддея на простых людей. Не понимая сути юродства, он все же уловил народную любовь и почитание старца Фаддея в простом народе на Заводах, и поэтому приписал Блаженного к Заводам, «на прокорм», желая угодить простым мастеровым, и хоть так облегчить их тяжкий труд.

       Но Св. Фаддей от пенсии отказался, а жил по-прежнему – подаянием…Делал свое дело защитника и ходатая за простых людей пред Богом и властью…Независимость свою и знакомство с самим императором – он применил на пользу людям, заступаясь за них, спасая от произвола «приказных закоснелых»…Поди, тронь такого заступника – «царева знакомца»…Поэтому его не трогали…до поры до времени…Пока Фаддей смерть Петру не предсказал, как всегда не таясь и не боясь: «Не видать надежда-государь! Не видать более!» [4] Все видели, как императора это задело, и когда он уехал – «засадили старца в острог» [4], да и отыгрались на нем за прошлые дела заступничества, да так, что старец и года не прожил после смерти Петра Первого…В 1726 году  3 сентября (нов.ст) Блаженный Фаддей умер. Уже в 1727 году почитатели Блаженного воздвигли деревянную часовню над его могилой…Молитвенная память о Фаддее оказалась живучей, да так, что ссыльный декабрист Федор Глинка, собрав рассказы о Фаддее, написал про него весьма оригинальный и содержательный стих-житие:

“Во времена царя Петра

Жил дивный муж в Кареле дикой -

Фаддей, раб Божий, друг добра,

Муж свят и труженик великий.

Враг золота и серебра,

Кой-как маячась на день со дня,

Без дум, без завтра, без вчера,

Он знал одно - своё сегодня...

Старик везде, старик нигде,

Являлся в церкви и в суде,

Там - образец молитв усердных,

А там - делец, истец за бедных;

При всяком горе, при беде

Всё он!...Кончалось дело свалкой,

Фаддей был там, как в руку сон -

Громя бойцов железной палкой:

Везде ходил с той палкой он!

С своей утиной перевалкой

На свадьбу часто с похорон,

Бежал он в колпаке двурогом...

Юрод - в отрепии убогом, -

С детьми он пел, с детьми играл

Верхом на палочке езжал;

Но громовой перун блистал

Во взоре строгом, взоре остром,

Когда в грехе он обличал

Бесчинников закоренелых.

Огонь - в своих порывах смелых.

Стоял он сильно за людей,

И часто, часто злых судей,

Или приказных закоснелых,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...