Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип единства в исламском искусстве и зодчестве

 

Исламское искусство и зодчество обладают характерными особенностями, важнейшие из которых - "вахдат" ("единство"). Этот принцип - производное от понятия "тоухид" ("единобожие"), основа основ всех монотеистических религий, ибо внутреннее содержание и смысл всех убеждений, верований, поклонений и догматов ислама есть не что иное, как формула единобожия: "нет Бога кроме Бога" ("Аллаха"). Проявления единства можно отчетливо наблюдать в исламской архитектуре, ибо общие и всеобъемлющие основы мусульманского зодчества заложены архитектурой Дома Бога - мечети, как прародительницы всех мусульманских сооружений, и все культурные, общественные, политические (государственные) и даже жилые сооружения и здания, несмотря на их огромное количество и разнообразие, носят вполне определенные и характерные черты.

Геометрия играет важную роль в религиозном исламском искусстве, главные элементы которого - каллиграфия и зодчество. В каллиграфии используются линейные и округлые элементы, в архитектуре во всей полноте - геометрические приемы, но помимо материалов и размеров здесь важно и качественное своеобразие, что проявляется в законах пропорции и гармонии, и это придает зданию особую цельность, единство и соразмерность. Пропорциональность достигается обычно за счет деления окружности на различные упорядоченные фигуры. В конечном итоге все параметры и пропорции здания возникают на базе круга (окружности), что также является символом единства, объемлющим все формы существования, показателем чего служат многие куполообразные сооружения с многогранными лоджиями, арками и ажурными потолками с трехгранными углублениями.

Облик того или иного здания формируется посредством объединения различных элементов, таких, как пространство, форма, освещение, цвет, строительный материал.

В своем стремлении к гармонии с природой исламские архитекторы и градостроители учитывали влияние света и тени, жары и стужи, господствующих ветров, аэродинамические особенности местности и сооружения, наличие воды с ее возможностью создавать прохладу, почву и рельеф местности, способный либо изолировать здание, либо уберечь его от пагубного воздействия воды, ветра и огня. Небольшой фонтан в традиционном внутреннем дворике жилого дома либо на внутренней площадке мечети рождает ощущение прохлады и создает радующий глаз интерьер.

Другим примером выражения единства и гармонии исламской архитектуры с природой является украшение зданий, особенно их куполов изразцами голубого цвета, символизирующего небесную обитель. Помимо голубого цвета, конечно, используются и плитки других цветов, особенно семицветные, как бы отражающие небесную радугу.

Исламская архитектура отражает единство человека не только с окружающим его миром природы, но и в большей степени также с обществом. В декоре зданий проявляются единство и гармония зеркальных украшений, лепнины и изразцовые кладки, и это достигается благодаря искусству и мастерству исполнителей, умело сочетающих в своем творчестве точность моделей и геометрических форм. Единство и гармония блестяще воплощены в облике мечетей, гробниц имамов и их потомков. Зодчий или художник руководствуется в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести то, что мы наблюдаем в природе.

Употребление изразцовых плиток, помимо декоративного, носят еще и утилитарный характер, в частности, для обеспечения прочности здания, сохранения кирпича-сырца от дождя, ветра и солнца, защиты самой плитки от воздействия температуры, осадков и звуковых волн.

Купол, выполняя функцию потолка, защищает внутреннее пространство помещения от жары и холода. Форма свода напоминает небесный свод, через который как бы проходит "ось мира". В этом образе олицетворяется суть связи существующего мира с Единым Господом. Внутри куполов некоторых мечетей, например, в соборной мечети города Йезда свод украшен декоративными звездами, что напоминает небесный свод. И, конечно, это не только имитация видимого нами неба, но и намек на невидимый духовный, потусторонний мир. Квадратное же основание - отражение мира земного, материального, а изогнутые линии свода - отражение линий купола небесного, окружность которого опустилась на землю. Внешняя форма купола - символ красоты, а минарет - знак божественного великолепия.

В исламской архитектуре использование света - особый феномен. Свет определяет, благоприятствует строительству сооружений белого цвета, олицетворяющих чистоту пустыни, что отрицает множественность перед лицом Единого Бога в духе его повеления: "Нет Бога кроме Бога" ("Аллаха"). И в то же время использование многоцветных зданий как бы олицетворяет рай на земле. Свет сияет, создавая впечатление присутствия Бога рядом с человеком. Таким образом, в исламской архитектуре, в особенности в Иране, использование фактора света приобрело важное значение: помимо освещения и особой энергетики, свет являет эффект "присутствия Бога", и тогда правоверному мусульманину, находящемуся в освещенной мечети, невольно приходит на память аят из суры "Ан - нур": "Аллах есть свет земли и неба".

Персидская классическая поэзия по праву занимает одно из ведущих мест в мировой литературе. Прославленные персидские поэты - Фирдоуси, Хайям, Анвари, Моулави, Саади, Хафиз, Насир Хосров и другие внесли неоценимый вклад в развитие цивилизации и культуры. Их произведения покоряют читателя высоким уровнем поэтического строя, мудрым смыслом содержащихся в них мыслей, проникнуты идеями гуманизма и человеколюбия.

 Творчество персидских поэтов-классиков оказало большое влияние на развитие мировой поэзии, породило во многих странах немало подражаний. Современные персоязычные поэты черпают вдохновение в творчестве своих прославленных предшественников.

Жемчужиной персидской поэзии является эпическая поэма Абулькасима Фирдоуси "Шахнаме". Он работал над своей поэмой, содержащей около 5 тысяч бейтов (двустиший) 35 лет и закончил ее в 401 году хиджры, то есть в 1011 году. И сегодня выдержки из "Шахнаме" часто появляются в изделиях мастеров художественного ремесла Ирана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...