Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта




Содержание

 

Введение

. Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта

Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта

Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

. Законодательное закрепление «нового курса» Ф. Рузвельта

Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы

Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформы

Законодательное закрепление социальной реформы

Заключение

Литература

 


Введение

 

Знаменитый биржевой крах 1929 г. и последовавшие за ним явления глобального экономического, финансового и торгового кризиса, рост массового общественного недовольства, разорение фермеров, закрытие огромного числа предприятий - все это открыло дорогу новым представлениям о необходимости централизованного и всеохватывающего государственного регулирования социально-хозяйственных связей в стране. Даже в политической позиции президента Г. Гувера (республиканца и поэтому придерживавшегося доктрины «твердого индивидуализма» и невмешательства государства в экономику) к 1931 г. наметились сдвиги: были организованы государственные финансовые корпорации, которые предоставляли бы займы оказавшимся под особым воздействием кризисных явлений. К признанию необходимости более властной роли государства в делах экономики и социально-хозяйственных отношений склонились и представители крупного капитала.

На этом фоне развернулась новая избирательная кампания по выборам в президенты и в Конгресс 1932 г. Кандидат Демократической партии Ф. Д. Рузвельт в своей речи на съезде партии обещал дать американскому народу политику нового курса. Смысл его был им раскрыт в другой речи перед избирателями: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа».

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. В своей совокупности они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Актуальность темы исследования. Период Нового курса занимает в истории США особое место. Он, как система правительственных мер администрации президента Ф.Д. Рузвельта, направленных на преодоление последствий кризиса в социально-экономической, политической, духовной сферах развития, характеризовался тем, что именно в 1932-1941 годах самим ходом социального развития в центр политических дискуссий был поставлен вопрос о привлечении интеллектуальной элиты к решению возникших в период Великой Депрессии проблем. Программа «нового курса» являла собой позитивную социальную программу, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования, и законодательного регулирования экономики по областям.

Целью данной курсовой работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта;

раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;

рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта;

изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

 

1.
Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта

Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта

 

После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно увеличили экспорт, американская экономика столкнулась с серьезными трудностями.

Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Объем внешней торговли сократился вдвое. Реальная заработная плата рабочих снизилась на 25-50%, все увеличивалась безработица. Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским, не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.

В 1922-29 годах происходил бурный рост промышленного производства. К концу этого периода США выпускали промышленной продукции больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

Однако в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов.

Для некоторых категорий населения «процветание» между 1922 и 1929 годами так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.

«Ножницы» между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию все время раздвигались, что вело к разорению и обезземеливанию фермеров.

Оказавшееся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики.

Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества. Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир.

По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.

Наиболее разрушительное воздействие кризис оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 года. Промышленное производство упало до самой низкой точки в июле 1932 года. Число безработных составило 17 млн. человек - почти 14% населения.

Особенно значительное падение выпуска продукции произошло в тяжелой индустрии. Национальный доход сократился почти вдвое, а объем внешней торговли - втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращен. В США обанкротилось свыше 5 тысяч банков. Десятки тысяч мелких фирм разорились или были поглощены корпорациями.

Обострялась социально-политическая обстановка: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии.

Еще накануне выборов 1932 г. Рузвельт сознавал глубже и острее, чем кто-либо другой в Демократической партии, необходимость назревших перемен. Рузвельт сумел убедить руководство демократической партии в том, что партии необходимо придать новые черты, символизирующие ее близость к массам, переориентировать партию в свете приближающихся выборов на задачу завоевания большинства избирателей после ее двенадцатилетнего пребывания в оппозиции.

Рузвельт призвал партию укрепить ее массовую базу за счет привлечения под знамена партии демократических слоев населения - рабочих, фермерства, средних городских слоев. Он заявил: «В стране нет места для двух реакционных партий». Население ждало альтернативы, нового курса. Предложенная Рузвельтом предвыборная программа, направленная на поиск новых путей выхода из кризиса, программа, обращенная к простому человеку, получила название «Новый курс».

 

Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

 

Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».

Большое влияние на проведение правительственной политики оказывал «мозговой трест», который состоял из нескольких близких президенту лиц, разрабатывавших проекты реформ. Исходя из прагматических соображений, Рузвельт и его окружение наметили и провели ряд важных реформ в структуре социально-политических институтов США.

Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа. На первом из них администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Второй этап, характеризовался проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде. Несмотря на то, что «новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании.

Теоретической базой «нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой, банковской, социальной, сельскохозяйственной, судебной, административной реформы. Была также принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть - на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Первым и самым внеочередным направлением стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности.

Были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Устанавливалась федеральная система социального страхования. Вводились - впервые в США - пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны (пенсии - всех, начиная с 65 лет, пособия - кроме сельскохозяйственных рабочих, прислуги, государственных служащих). Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии - за счет налогов с предпринимателей и служащих (в размере 1%, с 1944 г. - 3%), пособия - с налогов на фонд заработной платы.

Государство устанавливало основные параметры трудового прав, предусматривалось право на объединение в профессиональные союзы, которые бы выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Произошла легализация профсоюзной деятельности и ряд других нововведений.

Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт. С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства.

февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек.

Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «нового курса».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Нужно отметить, что вокруг экономической политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали «новый курс» чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его недостаточно решительным. Правая оппозиция «новому курсу» особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала, тяготившихся государственным вмешательством в социальные отношения, особенно в части, касающейся условий труда рабочих и пр. Крайним проявлением этих оппозиционных настроений стало требование отказа от всяких реформ. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США.

Рассмотрим теперь подробнее некоторые из реформ проведенных Ф. Рузвельтом в процессе реализации его «нового курса».

 

2.
Законодательное закрепление «нового курса» Ф. Рузвельта

 

Почти сразу после победы на президентских выборах, приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы. В этих законодательных актах воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...