Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ОБЩИЕ НОВШЕСТВА И ДОПОЛНЕНИЯ





УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Прежде всего о ст. 31, которая основательно подпортила нервы целому сонму Председателей банков и видимо коренным образом изменит ситуацию на рынке банковских услуг:

Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:

1) для местных кооперативных банков - 1 миллиона евро;

2) для коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории одной области, - 3 миллионов евро;

3) для банков, осуществляющих свою деятельность на территории всей Украины, - 5 миллионов евро.

Согласно статистике из 160 зарегистрированных на Украине банков лишь 60, т.е. 40% от общего числа имеют в уставном фонде суммы превышающие вышеуказанные, а что же остальные? Видимо им придется либо не солоно хле­бавши уйти в ранг региональных в течение двух лет с момента опубликования Закона, либо довнести нужную для легитимности сумму. Согласно предполо­жениям экспертов в будущем параметры авторизации для всеукраинских бан­ков могут возрасти до EUR 10 млн. Естественно это играет на руку во-первых, банкам нерезидентам у которых традиционно уставный капитал приведен в со­ответствие с нормами ЕС и во-вторых, просто очень крупным банкам, коих на Украине единицы.

Из плюсов данной статьи: а) гармонизация с нормативами ЕС, б) санация неработающих банков.

 

ВИДЫ БАНКОВ

Статья 4. Банковская система Украины

Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона.

Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберега­тельными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми)…

    По сравнению со старым Законом расширен перечень видов банков, кото­рые могут действовать на Украине – кроме обычных универсальных, выде­ляются специализированные банки.



 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК

Статья 7. Государственные банки

Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству.

Государственный банк учреждается по решению Кабинета Министров Украины. При этом в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматриваются расходы на формирование ус­тавного капитала государственного банка. Кабинет Министров Ук­раины обязан получить положительное заключение

Национального банка Украины по поводу намерения учреждения госу­дарственного банка. Получение заключения Национального банка Ук­раины является обязательным также в случае ликвидации (реорганиза­ции) государственного банка, за исключением его ликвидации вслед­ствие неплатежеспособности…

    Введено понятие государственного банка причем учреждает и утверждает устав такого банка Кабмин, но формирование его высшего органа – наблюда­тельного совета (имеющего право назначать правление госбанка) – осуществ­ляется Верховной Радой и Президентом. Такая появившаяся в Законе "неспра­ведливость", естественно, не понравилась премьер-министру (ранее именно Кабмин назначал членов наблюдательного совета госбанков), и 2 января 2001 года Виктор ЮЩЕНКО попросил Президента "ветировать" ст.7 нового Закона.

11 января Президент Украины подписал Закон "О банках и банковской дея­тельности", не воспользовавшись правом вето в отношении ст.7 Закона.

12 января Кабмин своим постановлением утверждает новый устав Ощадбанка, в котором усиливает свою роль в управлении этим банком. К исключительным полномочиям учредителя банка - Кабинета министров - отнесены, среди про­чих, внесение изменений в устав банка, назначение и увольнение председателя и членов наблюдательного совета банка (11 человек), председателя правления и его заместителей и т.д.

По словам премьера, он также заручился договоренностью с Президентом, в соответствии с которой до внесения изменений и дополнений в Закон "О бан­ках...", касающихся формирования состава наблюдательных советов государст­венных банков, наблюдательные советы Ощадбанка и Укрэксимбанка сформи­рованы не будут и, таким образом, ст.7 нового Закона "не будет работать".

 

КООПЕРАТИВНЫЕ БАНКИ

Статья 8. Кооперативные банки

Кооперативный банк создается в порядке, предусмотренном настоя­щим Законом. За­конодательство о кооперации распространяется на кооперативные банки в части, не противоречащей настоящему Закону.

Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и делятся на мест­ные и центральный кооперативные банки.

Минимальное количество участников местного (в пределах области) кооператив­ного банка должно быть не менее 50 человек.

В случае уменьшения количества участников и неспособности коопера­тивного банка в течение одного года увеличить их количество до ми­нимального необходимого количе­ства деятельность такого банка пре­кращается путем изменения организационно-правовой формы или ли­квидации.

Необходимость механизма объединения региональных финансовых ре­сурсов давно назрела и ее сублимацией может быть кооперативный банк. Ст.8 нового Закона "О банках..." принята в более-менее сносном виде, требования к капиталу такого банка установлены на приемлемом уровне – EUR1 млн.

Конечно, 50 фермеров (минимальное количество участников местного (в пре­делах области) кооперативного банка) вряд ли наскребут такую кучу денег, но ведь в качестве участника кооперативного банка могут выступать не только фермеры, но и, например, облгосадминистрация.

 

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ

Ст. 26. Реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его собственников или ПРИНУДИТЕЛЬНО по решению национального банка Украины. Реорганизация может осуществляться путем: слияния, при­соединения, разделения, выделения, преобразования.

Ст. 27. Порядок осуществления принудительной реорганизации банков устанавливается этим Законом и нормативно-правовыми актами Нацио­нального банка Украины... Принудительная реорганизация осуществля­ется в случае существенной угрозы платежеспособности банка.

Ст. 28. ...в случае ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ реорганизации решения... прини­маются национальным банком Украины, договор о реорганизации не подписывается, общие условия реорганизации определяются постанов­лением правления Национального банка Украины и являются ОБЯЗАТЕЛЬ­НЫМИ для исполнения всеми сторонами.

СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ

Ст. 46. Правление банка обязано на протяжении трех рабочих дней ИНФОРМИРОВАТЬ Национальный банк Украины о:

…3) убытках на сумму, превышающую 15% капитала банка;

4) падении уровня капитала банка ниже уровня регулятивного капи­тала;

5) наличии хотя бы одного из оснований для назначения временного администратора или ликвидатора;

6) прекращении банковской деятельности;

7) предъявлении обвинения в совершении корыстного преступления ру­ководителю банка, физическому лицу - собственнику существенного участия или представителю юридического лица - собственнику сущест­венного участия.

Ст. 73. В случае нарушения... приведшего к значительной потере ак­тивов или доходов, и в случае возникновения признаков неплатеже­способности банка Национальный банк имеет право отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка...

Ст. 80. С дня своего назначения ВРЕМЕННЫЙ АДМИНИСТРАТОР ИМЕЕТ ПОЛ­НОЕ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ БАНКОМ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ЕГО, принимать любые меры по возобновлению надлежащего финансового со­стояния банка или, в случае необходимости, подготовить банк к про­даже или реорганизации в целях обеспечения интересов вкладчиков и других кредиторов.

Ст. 87. Банк может быть ликвидирован:

1) по инициативе собственников банка;

2) ПО ИНИЦИАТИВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ (в том числе по заяв­лению кредиторов).

Ст. 91. С дня принятия решения об отзыве лицензии и назначении ли­квидатора:

1) прекращаются полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления...

2) банковская деятельность банка завершается...

Ст. 93. Ликвидатор прекращает принятие требований кредиторов по истечении одного месяца со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закон несомненно полезен и нужен, но возникает вопрос, почему еще на стадии разработки не были учтены интересы всех сторон, включая ту для которой, а не против которой должен создаваться Закон.

Пугает количество рестрикциональных и административных методов в регулировании, многие из которых вполне прозрачны и объяснимы, но не соответствуют нормам Страсбургского права.

Из хороших нововведений – статья о кооперативных банках и специализация банков, их разбиение по видам.

В целом Закон хорош, выглядит вполне логичным и взаимоувязанным и является шагом вперед относительно предыдущей редакции.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.