НТР и художественное творчество
СОДЕРЖАНИЕ 1. Влияние на развитие общества. 2. Личность. 3. Влияние на искусство.
1. Технический прогресс и нравственное развитие общества.Антиутопии.
В начале ХХ века возник ряд "антиутопий", в которых описываются опас- ности, которые несет человечеству грядущая "машинная цивилизация". Как пример можно привести сатирический рассказ С.Линкока "Человек в асбесте", написанный еще в начале века.Итогом развития машинной ци- вилизации, по мнению автора, будет вечный, бессмертный и однообраз- ный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный. "Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления. Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме- рике (действие происходит на Бродвее).Это произведение и ряд ему по- добных выражают общую мысль - опасность обнищания духовной жи- зни, атрофии человеческой деятельности, деперсонализация личности. В машинной цивилизации К.Воннегута ("Завтрак для чемпионов") ясно видны уже ставшие реальностью проблемы - умирание природы, рост преступности, духовное обнищание. Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общест- ва вызывает мнимую альтернативу: либо прогресс науки и техники, либо прогресс человека. Так, например, английский культур-философ А.Тойнби считает: мораль статична, а техника динамична, и разрыв между техни- ческим развитием и нравственным развитием человечества постоянно уве- личивается. Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к решению - в комплексном решении: единство и неразрывность научно-тех- нического, социального и нравственного прогресса.Если процессы НТР не
контролировать, это может вызвать серьезнейшие диспропорции и проти- воречия в общественном развитии. НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем, что созданные ими силы могут угрожать существованию са- мого человечества.Проблема свободы встает не только как проблема лич- ного выбора, но и как проблема общей ответственности людей за опре- деление путей развития человеческой цивилизации, способной обеспе- чить не просто выживание, но и оптимальные условия жизни будущих поколений.
2.Личность. В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи.Индивиду прихо- дится самому искать ответы на новые вопросы, к которым неприменимы старые подходы.Человеческое "я" приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации.Множественность и сменяемость соци- альных ролей личности создают необходимость их осознания и интегра- ции в определенной системе личных ценностей, в рамках целостного об- раза "я".Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности, индивидуализирует требования к любви, дружбе. НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре- восходства над искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным.Кроме того, совре- менные формы искусства во многом зависят от техники.Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностя- ми и душевными перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жиз- ни и вбирает в себя явления современности. НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство
же увеличивает меру его внутренних потребностей.Очевидно, что искус- ство должно не расцвечивать НТР, а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство. НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру. Человек фиксирует инфориацию, полученную от произведения, но диалог с произведением не возникает.Так в романе М.Фриша "Homo Фабер" предс- тавляется этот новый тип человека - преуспевающий инженер Вльтер Фа- бер успева за три месяца успевает облететь полмира.Эти постоянные пе- ремещения - способ автора раскрыть характер человека деловитого, пре- успевающего и равнодушного к таким понятиям, как семья, дом, родина. Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию.В иных убеж- дениях, иных духовных ценностях он не нуждается.Характерно то, что Фабер не читал Толстого.В картинных галереях Парижа и Рима ему скуч- но.Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера, определяемая по формуле "это меня не касается".Мораль книги: "Технократ отчужден от живого мира". В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоцени- ма - "Красота спасет мир".
Эстетика парадокса" К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко.С од- ной стороны, интересно прослеживать их взаимовлияния: в науке искать элементы художественного мышления (диалоги Галилея), а в искусстве обнару живать воздействие науки ("научная поэззия").Но говорить о подлин- ном синтезе науки и искусства можно лишь в отдельных случаях.Чаще та- кое взаимопроникновение бывает неполным, частичным.Поэтому полезно посмотреть на проблему, акцентируя внимание на некоторых инвариан- тах, присущих науке и искусству, несмотря на все их различия. Как пример - парадоксальность.Парадокс был всегда неотъемлемым ком- понентом научного мышления.Но отношение к нему существенно менялось. Обнаружив парадоксальную антиномичность разума, Кант увидел в непри- миримости тез и антитез трагедию мышления, - его расколотость, разор- ванность, разъятость.Это типично для классического мышления.Парадок- сы воспринимались чисто негативно: они возмущали рационально ясную
модель мира, оценивались как фактор дисгармонии.ХХ век создал иную шкалу оценок.Принцип дополнительности Н.Бора изменил негативное от- ношение к парадоксу на позитивное: появление парадокса может свиде- тельствовать о приближении к истине.Изменилось понимание истины, гар- монии, красоты.Классическая истина была несовместимой с антиномич- ностью.Однако Бор указал, что на более глубоком уровне возникает ситуа- ция, когда утверждение и противоутверждение, аргумент и контраргумент оказываются парадоксально равноправными и в одинаковой степени истин- ными. В гуманитарной области парадокс всегда был вполне законным, даже необходимым элементом.Парадоксальные пересечения смыслов в произ- ведении действуют непосредственно на сознание, обходя логический ана- лиз.Интересно, что современная наука приходит к парадоксальным выво- дам и понятиям (последние исследования в области физики - касательно исследования пространства и материи).На уровне глубинных парадоксов наука и искусство находят точку соприкосновения.В определенные момен- ты научного познания ведущую роль играет интуиция, а художник неред- ко выверяет свое произведение с помощью математического расчета. Парадоксы маркируют границу между обыденным и небывалым, канони- ческим и новым.Современная наука находит удивительнные аналогии,так в концепции Фридмана проведена аналогия между микрочастицей и вселен- ной. Аннулируя привычные алгоритмы мышления, парадокс подталкивает нас к новизне.
3.Влияние на искусство Синтетизм. НТР часто порождает смешение и взаимопроникание жанров.В отдель- ных случаях границы между точными и гуманитарными науками становят- ся практически неразличимы.Творческого человека не можее удовлетворить его узкопрофессиональная деятельность.Математические методы проника- ют в чисто гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить яв- ление, обнаружить в нем важные законоиерности.При этом применение математического аппарата само по себе не придает точности и достовер-
ности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследунтся не само явление, а его математическая модель, которая может быть как удачной, так и не удачной (что в гуманитарных науках встречается чаще). На грани науки и искусства стоит такая форма творчества, как педагоги- ческое мастерство.Хороший педагог - всегда не только ученый, но и худож- ник, артист.Огромную роль здесь играет искусство отбора - из необозримо- го объема информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донес- ти до слушателя.Через педагогическое творчество происходит вовлечение людей в сферу научных идей и концепций, в сферу научной этики и эсте- тики. Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные ис- следования, т.к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время сильно возросла.(Главный герой пьесы "Физики" убеж- ден - "нынешний гений обязан быть непризнанным") Еще одно соединение науки и искусства - научно-популярная литерату- ра.В своих лучших образцах она поднимается до уровней художественных произведений."Популярное изложеие" - вовсе не "вульгаризация".Потреб- ность в литературе, способной рассказать высокоразвитым читателям, что происходит вне их узкого круга, характерна для эпохи НТР. "Научная" проза.Значимость науки в жизни общества резко повышается. Совершенно закономерно стремление искусства проникнуть в мир науч- ных проблем, отразить жизнь и быт, взаимоотношения и столкновения людей, связанных с наукой.Для того чтобы писатель мог достоверно пере- дать мир науки и его людей, он должен прежде всего знать эту область жизни, и не в общих чертах, а довольно близко.Писатель не должен бла- гоговеть перед "таинством" и величием науки, именно прозаичность и обы- денность придает произведению достоверность и силу.
Искусственный интеллект и творчество. ЭВМ, как один из продуктов НТР, по моему мнению, должна занимать отдельную нишу.Насколько применим компьютер к творческому процессу - вопрос неоднозначный и сложный. Всякое познание действительности - в той или иной степени ее модели- рование.Современные машины способны не только моделировать окружа- ющую действительность, но и в определенной мере ее интерпретировать. Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой челове- ка.Сторонники машинного творчества утверждают - если машина способ- на создать произведение, которое будет восприниматься людьми, как ис- кусство, то уже не существенно, каким путем достигнут этот эффект.Кро-
ме того, наука нетерпит никаких запретов, кроме наложенных самой при- родой.Поэтому утверждать, что машинное творчество никогда не возник- нет, нельзя. Человек не способен выдумать ничего, что не было бы комбинацией уже существующих в природе элементов.Применительно к искусству это верно лишь наполовину.В искусстве все решает не состав, а контекст, взаимо- действие.Машина способна создать произведение, отвечающее всем за- ложеным требованиям, но это произведение не будет нести никакой идеи. Машина может создать заготовку, но окончательный отбор останется за человеком.Отбор - главнейший элемент всякого творчества. Без человека творчество превращается в имитацию, подражание суще- ствующему.Образ индивидуален и неповторим, он не конструируется, а рождается, в нем концетрируется опыт всего человечества, преломлен- ный через индивидуальный опыт сознания, через особенности характера и темперамента личности.Если в будущем машина обретет личность, она сможет творить. Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена толь- ко одним способом - созданием шедевров. Только шедевры заставляют че- ловека пресмотреть свои эстетические принципы.Версификация ничего не доказывает, это лишь пережевывание уже существующих шедевров.И по- этому новое произведение, созданное в стиле какого-то старого мастера, может вызвать лишь поверхностный интерес. Произведения искусства не изоморфны своим схемам, как продукты точ- ных наук.Однажды В.И.Немирович-Данченко добросовестно изложил одно- му драматургу некую схему построения драмы.В ответ на удивленный воп- рос "Что же из этого может получиться?" он ответил: "Смотря у кого.У Гри- боедова - <<Горе от ума>>".
Особенность художественного синтеза - подчиненность не четко сфор- мулированному заданию, каковым является всякий алгоритм, а "сверхза- даче".Термин этот, введенный К.С.Станиславским, по мнению многих, мо- жет относиться ко всем видам искусства.В своем понимании "сверхзадачи" Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональ- ной жизни художника. Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инстру- мента художника.Машина существенно облегчает работу творца, сводя к минимуму рутину в его деятельности, дает новые возможности.Возника- ют новые формы искусства, обязанные своим появлением НТР, но твор- ческая иннициатива остается за человеком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ статья "НТР и личность" Д.А.Гранин статья "Эстетика парадокса" Ю.В.Линник статья "К проблеме индивидуального стиля в научных исследованиях" А.С.Архангельская статья "Человек и техника в новейшей зарубежной литературе" Т.Л.Мотылева статья "На пути к синтетизму" И.Грекова статья "Творческий процесс или имитация?" А.А.Крон
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|