Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наследственность и развитие. Понятие генофонда.

Общие закономерности роста, развития человеческого организма. Соотношения роли факторов наследственности и среды в этих процессах. Современные представления возрастной периодизации жизненного пути человека

Закономерности онтогенетического развития. К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

И. А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц» в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры. А. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологической системы.

Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Непрерывность и неравномерность роста и развития

Онтогенез осуществляется в результате двух процессов: роста и развития. Эти процессы являются общебиологическими свойствами живой материи. Взаимодействие между процессами роста и развития столь сложно, многообразно и непрерывно, что расчленение их в известной мере искусственно. Однако для облегчения изучения оно необходимо.

Под термином рост в настоящее время понимается увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, то есть количественные изменения. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды.

Рост и развитие – две стороны единого процесса. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Они едины, но не тождественны. Рост и развитие – два процесса непрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые качественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественных особенностей.

Гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

• а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

• б) Средний темп развития.

• в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

 

Наследственность и развитие. Понятие генофонда.

На развитие ребёнка оказывают влияние биологические факторы –

наследственность, возможная родовая травма, слабое или крепкое здоровье.

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Наследственность делят на благоприятную и неблагоприятную. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребёнка,относятся к благоприятной наследственности. Причиной аномального развития детей может быть алкоголизм или вредность профессии родителей. Организм не возможен без среды, поэтому должны учитываться факторы среды влияющие на развитие организма.

Взаимоотношения организма со средой. Для человека справедливы основные законы наследственности, изученные на простых растительных и животных организмах. Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными – на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков – относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при регулярных занятиях музыкой, которые позволяют развиться им в полной мере. Внешняя среда оказывает влияние уже с эмбрионального этапа развития, поэтому общая картина оказывается довольно сложной и трудно прогнозируемой.

Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов – алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др.

 

В постнатальном развитии ребенка роль воздействия внешней среды возрастает. Мозг новорожденного к моменту рождения является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Это подтверждается наблюдениями за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды.

Генофонд человека – это совокупность всех генов в общей популяции человека как биологического вида (гены всех живущих на Земле людей).

Это понятие впервые ввел в 1928 году А.С. Серебровский.

Общая популяция человека обозначает совокупность всех людей Земли.

Общая популяция современного человека подразделяется на:

• расы (австралийская, азиатская, европейская, негроидная);

• нации (американцы, англичане, китайцы, корейцы, монголы, русские, татары и т.д.);

• народы и народности (большие и малые популяционные группы);

• этнические группы (около 5–6 тысяч) – у каждой группы свой язык общения или языковое наречие.

Особенности генофонда человека:

1) глубокая дифференцированность или неоднородность генотипов при сохраняющейся общей совокупности генов;

2) зависимость генофонда современного человека от генофонда его предков;

3) генетическая целостность генофонда;

4) генетический груз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...