Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по изучению теоретических вопросов курса




И тематика контрольных работ

 

Вариант 1.Предмет и задачи культурологии как науки. Культура как социально-историческое учение..

 

План:

1. Культурология как научная дисциплина. Предмет и задачи культурологии как науки.

2. Структура культурологии как науки. Социально-историческое значение культурологии и ее место в социально-гуманитарном знании.

 

 

Методические указания

По первому вопросу раскрыть сущность и специфику культурологии как научной дисциплины. Охарактеризовать объект и предмет культурологии, ее задачи в системе научного знания.

По второму вопросу раскрыть структуру культурологии как науки и охарактеризовать ее социально-историческую роль и место в социально-гуманитарном знании.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [2]; [4]; [5].

Дополнительная:

[1]; [2]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [2].

Вариант 2. Основные культурологические концепции

План:

1. Культура как социальный феномен. Функции и структура культуры.

2. Философские концепции культуры Ф. Ницше, семиотический подход Э. Кассирера и Ю. Лотмана.

 

 

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть понимание культуры как социального феномена, охарактеризовать три основных подхода - антропологический, социологический и философский.

По второму вопросу раскрыть сущность основных философских концепций культуры.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [2]; [4]; [5].

Дополнительная:

[1]; [2]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [2].

Вариант 3. Основные культурологические концепции

 

План:

1. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Концепция круговорота локальных культур О. Шпенглера.

2. Концепция круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

 

Методические указания:

По первому вопросу дать представление о цивилизационных концепциях культуры, разработанных в свое время Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером, показать их значение.

По второму вопросу раскрыть особенности культурологических концепций А. Тойнби и К. Ясперса.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [2]; [4]; [5].

Дополнительная:

[1]; [2]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [2].

Вариант 4. Основные культурологические концепции

План:

1. Социологическая концепция культуры П.А. Сорокина.

2. Культурологические идеи З. Фрейда и К. Юнга.

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть содержание социологического подхода к культуре, представленном в работах П.А. Сорокина.

По второму вопросу дать характеристику культурологических идей З. Фрейда, К. Юнга.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[3]; [5]; [6].

Дополнительная:

[4]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [4]; [7].

 

Вариант 5. Основные культурологические концепции

План:

1. Специфика антропологического подхода к изучению культуры. Концепции Э. Тайлора и Дж. Фрезера.

2. Биосферная концепция. Учение биосфере и ноосфере В.И. Вернадского. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.

 

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть сущность антропологического подхода к культуре через характеристику идей Э. Тайлора и Дж. Фрезера.

По второму вопросу охарактеризовать суть ноосферной концепции В.И. Вернадского и взглядов Л.Н. Гумилева на соотношение этноса и культуры.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[3]; [5]; [6].

Дополнительная:

[4]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [4]; [7].

 

 

Вариант 6. Типология культуры

План:

1. Понятие типа культуры. Мировая и локальная культуры

2. Культура, субкультуры и контркультуры. Понятие доминантной культуры.

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть понятие типа культуры и критерии для выделения типов культур. Раскрыть специфику мировых и локальных культур.

По второму вопросу дать характеристику понятий «культура», «субкультуры», «контркультуры». Привести примеры доминантной культуры.

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[3]; [5]; [6].

Дополнительная:

[4]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [4]; [7].

Вариант 7. Типология культуры

 

План:

1. Народная и элитарная культуры, их особенности.

2. Массовая культура, ее характерные особенности.

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть сущность народной и элитарной культуры. Показать особенности народной культуры – синкретизм и традиционность. Охарактеризовать черты элитарной культуры – авторство, уникальность.

По второму вопросу охарактеризовать сущность массовой культуры, ее роль и развлекательно-коммерческий характер.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[3]; [5]; [6].

Дополнительная:

[4]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [4]; [7].

 

Вариант 8. Принципы периодизации культурно-исторического процесса.

План:

1. Культурно-исторические этапы.

2. Культура первобытного общества: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха бронзы.

 

Методические указания:

По первому вопросу охарактеризовать принципы периодизации культурно-исторического процесса, культурно-исторические этапы.

По второму вопросу описать особенности культуры первобытного общества от мезолита до эпохи бронзы.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

Вариант 9. Культура Древнего Востока

План:

1. Шумеро-аккадская культура.

2. Культура Вавилонии и Ассирии.

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть основные достижения культуры Древней Месопотамии, в частности шумеро-аккадской культуры.

По второму вопросу охарактеризовать культуру Вавилонии и Ассирии, показав их роль и значение для мировой культуры в целом.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

 

Вариант 10. Культура Древнего Египта

 

План:

1. Культура Древнего Египта. Мифология египтян.

2. Научные достижения Древнего Египта.

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть особенности культуры древних египтян, сделав акцент на их мифологию и ее роль в формировании мировоззрения египтян.

По второму дать характеристику научных достижений египтян, их заслуги в области медицины, математики и др. сферах преднаучного знания.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

 

Вариант 11. Культура Древней Индии и Древнего Китая

 

План:

1. Особенности культуры Древней Индии.

2. Характерные черты культуры Древнего Китая.

 

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть основные достижения культуры Древней Индии, раскрыть ее характерные черты.

По второму вопросу показать специфику древнекитайской культуры, сделав акцент на философских школах, повлиявших на формирование мировоззрения древних китайцев, поэзии, живописи.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 12. Античная культура

План:

1. Этапы становления античной культуры. Античная мифология, письменность и литература.

2. Искусство и наука античности.

 

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть особенности становления древнегреческой и древнеримской мифологии, письменности и литературы.

По второму вопросу раскрыть достижения в области искусства и науки в древней Греции и Древнем Риме.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 13. Культура дохристианской Руси.

План:

1. Общая характеристика культуры дохристианской Руси. Мифология древних славян.

2. Феномен фольклора в дохристианской Руси. Словесный и музыкальный фольклор.

 

Методические указания:

По первому вопросу выявить особенности культуры дохристианской Руси. Показать роль мифологического мировоззрения древних славян и его влияние на их культуру.

По второму вопросу раскрыть сущность словесного и музыкального фольклора в дохристианской Руси.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 14. Культура Древней Руси

План:

1. Влияние христианства на культуру формирование русской культуры.

2. Живопись, музыка, скульптура и архитектура Древней Руси: с Х по XIII вв.

 

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть значимость христианства для формирования русской культуры.

По второму вопросу раскрыть основные достижения в области живописи, музыки, скульптуры, архитектуры в Древней Руси, их влияние на дальнейшее развитие культуры.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 15. Европейская культура эпохи Средневековья

 

План:

1. Особенности культуры средневековой Европы. Теоцентризм как основной мировоззренческий принцип Средневековья.

2. Философия, литература, архитектура средневековой Европы

Методические указания:

По первому вопросу раскрыть особенности культуры средневековой Европы. Показать сущность теоцентризма как принципа мировоззрения средневековья.

По второму вопросу дать характеристику основных философских идей средневековья, достижений в области литературы и архитектуры в рассматриваемую эпоху.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

Вариант 16. Культура эпохи Возрождения

 

План:

1. Особенности культуры эпохи Ренессанса. Литература и книгопечатание.

2. Архитектура, музыка, живопись, театр эпохи Возрождения.

 

 

Методические указания:

По первому вопросу дать характеристику культуры Ренессанса. раскрыть достижения в области литературы в данную эпоху.

По второму вопросу охарактеризовать особенности архитектуры, музыки, живописи, театра в эпоху Ренессанса.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

 

Вариант 17. Европейская культура XVII века

План:

1. Барокко и классицизм как основные стили европейской культурыXVII века.

2. Роль и значение европейской культуры в развитии мировых культурных традиций.

Методические указания:

По первому вопросу описать суть двух основных стилей в культуре XVII в. и их развитие в литературе, архитектуре, живописи и т.д.

По второму вопросу раскрыть роль и значение европейской культуры XVII в.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

Вариант 18. Культура эпохи Просвещения

 

План:

1. Особенности культуры эпохи Просвещения. Литература, философия.

2. Изобразительное искусство и музыка эпохи Просвещения.

 

Методические указания:

По первому вопросу показать особенности культуры эпохи Просвещения. Раскрыть основные достижения в области философии и литературы данной эпохи.

По второму вопросу дать характеристику основных достижений в области изобразительного искусства и музыки в рассматриваемую эпоху.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 19. Русская культура и ее роль в мировой культуре.

 

План:

1. Основные этапы развития культуры России.

2. Основные характеристики современной русской культуры. Противостояние ценностей традиционной русской и западноевропейской культур.

Методические указания:

По первому вопросу дать характеристику основных этапов развития русской культуры, подчеркнув основные ее достижения.

По второму вопросу раскрыть характерные черты современной русской культуры.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[2]; [3]; [5];[6].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[3]; [5]; [7].

 

Вариант 20. Культура XX-XXI вв.

 

План:

1. Основные характеристики современного социокультурного пространства. Глобализация.

2. Кризис мировоззренческих, ценностных и духовно-нравственных основ современного человека. Проблема будущего человечества.

 

Методические указания:

По первому вопросу основные характеристики современной культуры, раскрыть сущность глобализации и антиглобалистских тенденций.

По второму вопросу раскрыть причины кризиса культуры в современную эпоху.

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [2]; [3]; [4].

Дополнительная:

[3]; [4]; [5].

Электронные ресурсы:

[1]; [2]; [4]; [5].

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011. - 448 с.

2. Данильян О.Г. Культурология [Текст]: Учебник / В.М. Тараненко. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М.: 2013. - 239 с.

3. Дианова, В. М. История культурологии: учебник для бакалавров / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 461 с. — Серия: Бакалавр.

4. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. Г. В. Драча. - 8-е изд.: Питер, 2010. - 384 с. - (Учебник для вузов).

5. Культурология: учебник для бакалавров / под ред.: Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 566 с.

6. Маркова А.Н.. Культурология: учеб. пособие/ А.Н. Маркова – Москва: Проспект, 2011. – 376 с.

7. Маркова А.Н. Культурология в схемах и определениях: учебное пособие/А.Н. Маркова. – М.: Проспект, 2012. – 455 с.

Дополнительная литература:

 

1. Антонян К.Г. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений; под ред. Л.М. Мосоловой. - М.: Академия, 2013. - 352 с.

2. Багдасарян Н.Г. Культурология: учебник для вузов – Москва: Юрайт, высшее образование 2010 – 495 с. 1. Культурология [Текст]: Учебник для вузов под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова – Москва: Проспект, 2010 – 527 с.

3. Горелов А.А. История русской культуры: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям; рец.: Мильков В. В., Рачин Е. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 387 с.

4. Викторов, В. В. Культурология: учебник по дисциплине "Культурология" блока ГСЭ Гос. образовательного стандарта /В. В. Викторов. Финансовый ун-т при Правительстве РФ. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 411 с.

5. Никитич, Л. А. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов/ Л. А. Никитич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -35о с.

15 Информационные ресурсы

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А. П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391755. (дата обращения: 25.03.2016).

2. Багновская Н.М. Культурология [Текст]: Учебник / Н.М. Багновская. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 420 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=багновская. (дата обращения: 25.02.2016).

3. Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Н. О. Воскресенская; под ред. Н.О. Воскресенской. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 759 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391745. (дата обращения: 25.02.2016).

4. Грушевицкая Т.Г. Культурология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. – Режи м доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391739. (дата обращения: 25.03.2016).

5. Дианова, В. М. История культурологии: учебник для бакалавров / В. М. Диа- нова, Ю. Н. Солонин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель- ство Юрайт, 2012. — 461 с. — Серия: Бакалавр. – Режим доступа: http://lib.omgau.ru/files/pdf/vistavka/vistavka_v_z/Istor_kulturolog.pdf. (дата обращения: 25.03.2016).

6. Садохин А.П. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по социально- гуманитарным специальностям / А. П. Садохин, И. И. Толстикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 295 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=391751. (дата обращения: 25.03.2016).

7. Силичев Д.А. Культурология [Текст]: Учебное пособие / Д.А. Силичев. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 393 с.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=215281. (дата обращения: 25.03.2016).

8. Портал «Гуманитарное образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/ (дата обращения: 25.03.2016).

9. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 25.02.2016).

10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 25.03.2016).

11. Локальная сеть КГМТУ (репозитарий).

12. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://еliЬгагу. гu / - (дата обращения: 25.03.2016).

13. Электронная библиотека учебников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studentam.net/ - (дата обращения: 25.03.2016).

14. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - Режим доступа: http://e.lanbook.com (дата обращения: 18.02.2016).

 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

«Допущено к защите» «Защищена»

________________(ученая степень, ________________________(ученая степень,

ученое звание, должность руководителя) ученое звание, должность руководителя) ___________________________Ф.И.О. __________________________Ф.И.О.

 

«____»_______________2015 г. «____»_______________2015 г.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «_______________________»

 

направление (специальность)

 

Студент группы__________

 

Шифр:___________________

 

Ф.И.О.___________________

 

«___»_______________20__г.

 

 

Керчь,20__

 

Лиля Исметовна Кемалова

 

 

Культурология

 

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов направлений подготовки:

39.03.02 «Социальная работа», 05.03.06 «Экология и природопользование»

заочной формы обучения

 

Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.

Заказ №________. Объем 0,70 п.л.

ФГБОУ ВО “Керченский государственный морской технологический

университет”

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...