Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительное производство в хозяйственном суде республики Беларусь

 

Целью хозяйственного процесса является установле­ние действительных взаимоотношений сторон, вынесение и исполнение законного и обоснованного решения по хо­зяйственному спору. В связи с этим хозяйственное судо­производство охватывает вопросы, связанные как с рас­смотрением и разрешением хозяйственных споров, так и с исполнением судебных актов и актов иных органов.

Исполнение судебных и иных актов является заверша­ющей и существенной стадией хозяйственного процесса. Подлинная защита и восстановление нарушенных субъек­тивных прав юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей и граждан могут быть обеспечены в хозяйст­венном судопроизводстве лишь тогда, когда должник доб­ровольно исполняет решение хозяйственного суда либо будет принужден исполнить его компетентными органа­ми. Каждое решение хозяйственного суда должно быть исполнено в установленном законодательством порядке, т.е. реализовано для достижения цели, которую преследо­вали заинтересованная организация или гражданин при обращении в хозяйственный суд. Иначе обращение к это му государственному органу правосудия лишалось бы смысла. Собственно защита права есть не что иное, как его реальное, в том числе, когда это необходимо, принуди­тельное осуществление. Принудительное исполнение су­дебных актов обеспечивает их стабильность, гарантирует реализацию прав, признанных решением хозяйственного суда, и выполнение установленных им обязанностей.

Исполнительное производство в хозяйственном процессе - это стадия хозяйственного судопроизводства, в которой специально уполномоченные государственные органы производят контроль за добровольной реализаци­ей либо осуществляют принудительное осуществление подтвержденных решением хозяйственного суда прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Учитывая важность этой стадии процесса, ХПК выде­ляет правовые нормы об исполнительном производстве в отдельный раздел (раздел IV).

Нормы названного раздела ХПК имеют концепту­альные различия от подобных норм в соответствующих процессуальных кодексах стран СНГ. В основе различий находятся функциональные особенности исполнительно­го производства. Например, Арбитражный процессуаль­ный кодекс РФ в разделе VII предусматривает только не­которые наиболее принципиальные моменты исполне­ния судебных актов. На другие исполнительные докумен­ты нормы этого раздела («Производство по делам, свя­занным с исполнением судебных актов арбитражных су­дов») не распространяются. Суть заключается в том, что непосредственным исполнением судебных актов и иных исполнительных документов арбитражный суд не зани­мается.

Указом Президента Республики Беларусь от 8 октяб­ря 1997 г. № 5071 создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов. Постановлением Правительства от 30 января 1998 г. утверждено Положение о Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. Указанная служба входит в систему хозяйственных судов Республики Беларусь и является органом по исполнению судебных и иных актов по хозяйст­венным (экономическим) спорам.

Раздел IV ХПК имеет название «Исполнительное про­изводство», т.е. охватывает исполнение судебных и иных актов. К их числу, в частности, отнесены:

1)судебные акты хозяйственных судов;

2)решения третейских судов Республики Беларусь по хозяйственным (экономическим) спорам;

3) решения иностранных судов по хозяйственным (экономическим) спорам;

4) решения международных арбитражных (третей­ских) судов по хозяйственным (экономическим) спорам. Исключением при исполнении решений третейских, в том числе международных арбитражных, и иностранных судов являются случаи, когда в споре одной стороной является гражданин, не имеющий статуса индивидуального пред­принимателя. Такие решения исполняются в соответствии со ст. 461 ГПК судебными исполнителями общих судов;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции (органы Комитета государственного контроля, Государственного таможенного комитета, органы Фонда социальной защи­ты населения и др.), о взыскании денежных средств с от­меткой банка или иной кредитно-финансовой организа­ции о полном или частичном исполнении взыскания в свя­зи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством не установлен иной порядок ис­полнения указанных исполнительных документов;

6) иные документы, исполнение которых в соответствии с законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственных судов (ст. 228 ХПК).

Принудительному исполнению не подлежат судебные акты хозяйственных судов, которые не устанавливают обязанности каких-либо лиц (например, о признании пра­ва, об установлении юридических фактов). Если для реа­лизации таких прав и законных интересов вне хозяйствен­ного суда необходима деятельность компетентных госу­дарственных органов, то эти действия осуществляются по  заявлению заинтересованных лиц с приложением копии судебного акта в силу его обязательности для всех госу­дарственных и иных органов, должностных лиц и граждан на территории Республики Беларусь. Такая деятельность не носит характера принуждения и не регулируется испол­нительным производством. Отказ в совершении действий (или несовершение их вообще) государственными и ины­ми органами, их должностными лицами, например, по ре­гистрации подтвержденных хозяйственным судом прав, может быть обжалован в судебном порядке.

Судебными исполнителями хозяйственных судов ис­полняются прежде всего судебные акты в виде решений хозяйственных судов о взыскании денежных сумм, о при­суждении к выполнению определенной обязанности, а также дополнительное решение, решение вместе с определением об исправлении описок, явных арифметических ошибок и разъяснении решения и др.

Кроме того, подлежат исполнению судебные акты в виде определений: об утверждении мирового соглашения и о судебном приказе, о судебных штрафах, о применении ареста как меры обеспечения доказательств, о примене­нии мер по обеспечению иска, о распределении и взыска­нии судебных расходов, об отсрочке, рассрочке исполне­ния и изменении способа и порядка исполнения и др.

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель (лицо, в пользу которого производится испол­нение) и должник (обязанная сторона). Взыскатель впра­ве требовать принудительного исполнения (ст. 248 ХПК). Взыскатель и должник имеют право присутствовать при совершении судебным исполнителем исполнительных действий по исполнению судебных актов, обжаловать дей­ствия судебного исполнителя, получать от него справки, связанные с исполнением, а также пользоваться правами лиц, участвующих в деле (ст. 39 ХПК).

В ХПК предусмотрены меры защиты прав других лиц в исполнительном производстве. Всякое лицо, чье право затрагивается исполнением, может предъявить иск к взы­скателю и должнику об освобождении имущества от ареста. Иски об освобождении имущества от ареста могут предъявляться как собственниками, так и правомерными владельцами имущества, не принадлежащего должнику. Если арест имущества произведен в связи с конфискаци­ей имущества, в качестве ответчиков привлекаются со­ответствующие финансовый, налоговый орган и лицо, в отношении которого применена конфискация. Если аре­стованное имущество уже реализовано, иск предъявля­ется также к лицам, у которых оно находится (ст. 250 ХПК).

В исполнительном производстве могут принимать уча­стие также представители, эксперты, специалисты, поня­тые, права и обязанности которых определяются главой 5 ХПК (ст. 251 ХПК).

Правовое регулирование исполнительного производ­ства в хозяйственном процессе осуществляется также Ин­струкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 14.

В компетенцию хозяйственного суда в исполнитель­ном производстве входит:

- обеспечение исполнения решений, определений, по­становлений, приказов хозяйственных судов, а в случаях, предусмотренных законодательством, актов иных орга­нов и должностных лиц, которые являются исполнитель­ными документами;

- восстановление срока для предъявления приказа к исполнению;

- осуществление поворота исполнения;

- разрешение заявлений сторон и представлений су­дебного исполнителя или судебного пристава по вопросам материального и (или) процессуального права, возникаю­щим в исполнительном производстве;  рассмотрение жалоб сторон на действия судебного исполнителя;

- восстановление утраченного исполнительного про­изводства (ст. 227 ХПК);

- решение вопроса об отводе судебного исполнителя (ст. 247 ХПК).

К числу исполнительных документов согласно ст. 229 ХПК отнесены:

1)приказы хозяйственных судов, выдаваемые н осно­вании решений, определений, постановлений;

2)определения о судебном приказе;

3)постановления судебных исполнителей и судебных приставов;

4)решения третейских судов Республики Беларусь;

5)решения иностранных и международных арбитраж­ных (третейских)судов;

6)исполнительные надписи нотариальных учрежде­ний;

7)постановления государственных органов и должно­стных лиц в части имущественных (экономических, фи­нансовых) взысканий;

8)другие акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат ис­полнению хозяйственными судами.

В указанной норме имеет место подмена и смешение понятий «исполнительный документ» и «акт, подлежа­щий, исполнению». В ст. 230 ХПК уточняется, что при вы­даче приказа на основании других актов (кроме судебных) судья хозяйственного суда обязан проверить их закон­ность, в пределах своей компетенции проверить право­мерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных, в том числе международных арби­тражных (третейских) судов и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа. Данное определение может быть обжаловано. Таким об­разом, к числу исполнительных документов относятся приказы хозяйственного суда и определения о судебном приказе.

Приказ на основании судебного акта выдается хозяй­ственным судом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаев немедленного испол­нения, когда приказ выдается немедленно по вынесении решения.

Приказ на взыскание денежных средств взыскатель направляет банку, обслуживающему должника, а в ос­тальных случаях - судебному исполнителю, если иное не установлено законодательством.

ХПК предусматривает возможность выдачи по одно­му судебному акту нескольких приказов только в случа­ях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполне­ние должно быть произведено в нескольких местах, а также при солидарной и субсидиарной ответственности (ст. 231).

Для предъявления приказа к исполнению установлен шестимесячный срок (ст. 235 ХПК). Исчисление его начи­нается со дня вступления в законную силу судебного акта или окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа (исполнительного листа) к исполнению.

Кроме того, ХПК содержит общую норму (ст. 234) о сроках приведения в исполнение судебных актов. Напри­мер, должнику предоставляется семидневный срок для до­бровольного исполнения судебного акта.

Предусматривая отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполне­ния, ХПК конкретизирует, что такие процессуальные дей­ствия вправе совершить хозяйственный суд, принявший этот судебный акт, и установил срок - до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению (ст. 241).

В разделе IV ХПК, который состоит из четырех глав, содержатся и другие нормы, свидетельствующие об их на­правленности на защиту прав и законных интересов сто­рон и других лиц:

о надзоре за законностью исполнения судебных актов и иных исполнительных документов, возлагаемом на про­курора (ст. 242);

об ответственности за неисполнение судебного акта (ст. 243) и др. Так, за неисполнение судебного акта хозяй­ственного суда предусмотрены: штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию; отзыв лицен­зии на осуществлении банковской деятельности.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на службу судебных исполнителей хозяйственных судов, закон предусмотрел конкретные полномочия судебного исполнителя в исполнительном производстве (ст. 244-246 ХПК).

Судебный исполнитель имеет право:

- вызывать в суд должностных и иных лиц;

- истребовать от граждан, должностных лиц, государ­ственных органов, учреждений, субъектов хозяйствова­ния и общественных объединений необходимую инфор­мацию, устные и письменные объяснения, документы и материалы, в том числе от банков об открытии субъектом хозяйствования счетов, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;

- требовать от руководителей и иных должностных лиц субъектов хозяйствования выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- по предъявлении служебного удостоверения беспре­пятственно входить на территорию и в помещения госу­дарственных учреждений (организаций), субъектов хозяй­ствования и общественных объединений независимо от вида пропускного режима, если иное не установлено зако­нодательством;

- давать предписания о приостановке полностью или частично операций по расчетным и иным счетам органи­заций и граждан в банках в случае непредставления или отказа предоставить необходимую информацию, материалы или документы с извещением об этом соответствую­щего хозяйственного суда;

- входить в компетентные органы с предложением о приостановлении перемещения груза или выезда за грани­цу лиц до погашения ими задолженности по исполнитель­ным документам;

- составлять протоколы о совершении действий, вле­кущих применение мер административного воздействия в отношении граждан и должностных лиц;

- при наличии законных оснований вносить предложе­ние в соответствующий регистрирующий орган о ликви­дации субъекта хозяйствования.

Судебный исполнитель хозяйственного суда является представителем власти, и его требования по исполнению судебных и иных актов обязательны для всех государст­венных органов, общественных объединений, должност­ных и других лиц на территории Республики Беларусь.

Нормами ХПК урегулированы также:

возможность отвода судебного исполнителя (приста­ва), если он лично прямо или косвенно заинтересован в ис­ходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомне­ние в его беспристрастности (ст. 247);

права сторон в исполнительном производстве (взыска­теля и должника), в том числе на обжалование действий (а прокурор может их опротестовать) судебного исполните­ля (ст. 248-249).

Предметом жалобы (протеста) могут быть любые на­рушения процессуального порядка исполнения, выразив­шиеся в действиях (бездействиях) судебного исполнителя, затрагивающие права и законные интересы сторон в ис­полнительном производстве. ХПК предусматривает, что жалобы и протесты на действия судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании с извещением сто­рон и прокурора, принесшего протест. При рассмотрении жалобы или протеста хозяйственный суд вправе обязать судебного исполнителя совершить действие, входящее в его компетенцию, или разрешить вопрос по существу. Од­нако процедура рассмотрения таких жалоб и протестов подробно не регламентирована.

Приказ не может быть признан недействительным и не подлежащим исполнению в порядке искового произ­водства. В соответствии с ХПК (ст. 230) принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого хозяйственным судом приказа, т.е. основани­ем исполнения по закону является судебный акт, а приказ по своей правовой природе является документом, кото­рый служит средством для приведения решения суда в ис­полнение. Только отмена судебного акта лишает приказ юридической силы.

В ХПК предусмотрены также меры по обеспечению совершения исполнительных действий. Судебный испол­нитель на основании определения хозяйственного суда принимает меры по обеспечению исполнения решения. Обеспечение исполнения решения допускается на всякой стадии исполнительного производства, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невоз­можным исполнение судебных или иных актов.

Мерами по обеспечению совершения исполнительных действий являются:

- наложение ареста на имущество или денежные сум­мы должника, находящиеся у него и (или) иных юридиче­ских и физических лиц;

- изъятие имущества должника;

- запрещение должнику совершать определенные дей­ствия;

- запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или указание пользоваться им в преде­лах, установленных судебным исполнителем;

- опечатывание имущества должника;

- изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг, и др. (ст. 252 ХПК).

Главы 26-28 ХПК регулируют порядок производства исполнительных действий, в том числе обращения взыска­ния на денежные средства и имущество должника, а также распределение взысканных сумм между взыскателями. В этих нормах ХПК раскрываются такие понятия, как мес­то исполнения, исполнительные действия, расходы по ис­полнению судебного акта, розыск должника, возмож­ность отложить, приостановить и прекратить исполни­тельное производство либо возвратить исполнительный документ взыскателю и др.

Так, исполнение по исполнительным документам осу­ществляется судебным исполнителем хозяйственного суда, в районе деятельности которого должник находится, про­живает или осуществляет хозяйственную деятельность, или по месту нахождения его имущества (ст. 253 ХПК).

Судебный исполнитель хозяйственного суда возбужда­ет исполнительное производство только после получения надлежаще оформленных исполнительных документов и письменного заявления взыскателя. Он может отказать в возбуждении исполнительного производства, если есть ос­нования, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 254 ХПК (имеется определение хозяйственного суда о принятии отказа взы­скателя от взыскания или о мировом соглашении и др.). Постановление о возбуждении исполнительного произ­водства или об отказе в возбуждении выносится судебным исполнителем в трехдневный срок со дня поступления хо­датайства о принудительном исполнении с надлежаще оформленными исполнительными документами. Судеб­ному исполнителю предоставлено право возвратить ис­полнительный документ, если будут установлены недо­статки, предусмотренные ч. 7 ст. 254 ХПК (неправильное оформление и др.). После устранения этих недостатков исполнительный документ может быть предъявлен к ис­полнению вновь.

Примерный перечень исполнительных действий, кото­рые вправе совершить судебный исполнитель хозяйствен­ного суда, содержится в ст. 255 ХПК (вызов должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложения доброволь­но его исполнить, наложение ареста на имущество или де­нежные суммы должника, осмотр его помещений и храни­лищ и т.д.).

ХПК установлено, что необходимые при исполнении исполнительного документа расходы, в том числе хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже имущества и торгах, на оплату экс­пертам, на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения, и другие необходимые расходы производятся по смете хозяйственного суда. Эти расходы взыскиваются с должника в доход государства по определению хозяйст­венного суда независимо от взыскания с должника имуще­ства или денежных сумм по исполнительному документу.

При принудительном совершении действий об имуще­ственных взысканиях по определению хозяйственного су­да с должника дополнительно взимается пять процентов суммы, взысканной судебным исполнителем. Эти средства зачисляются на депозитный счет хозяйственного суда и распределяются в порядке, установленном законодатель­ством.

Цель этой нормы заключается в том, чтобы защитить интересы взыскателя и оперативно исполнить судебные и иные акты. Должник же, которому неоднократно за вре­мя, прошедшее с момента вынесения судебного акта, пре­доставляется возможность добровольно исполнить свое обязательство перед взыскателем, несет дополнительные расходы в случае принудительного исполнения.

В главе 27 ХПК содержатся нормы, регулирующие об­ращение взыскания на денежные средства и имущество должника. По общему правилу взыскание с юридического лица, индивидуального предпринимателя денежных средств по исполнительному документу, выдаваемому хо­зяйственным судом, обращается в первую очередь на де­нежные средства должника (в денежных единицах Респуб­лики Беларусь и иностранной валюте), находящиеся в банке или иной кредитно-финансовой организации. При недостаточности денежных средств взыскание обращает­ся на имущество должника.

Взыскание с иных граждан денежных средств осуще­ствляется путем обращения взыскания на имущество, за­работную плату и приравненные к ним платежи и выдачи, причитающиеся должнику.

Обращение взыскания на имущество, закрепленное за юридическими лицами на праве оперативного управле­ния, не допускается. При недостаточности денежных средств у названных юридических лиц субсидиарную от­ветственность по их обязательствам несут собственники.

ХПК предусматривает ответственность должностных лиц, граждан и сторон за невыполнение требований судеб­ного исполнителя в виде штрафа в размере до 20 мини­мальных заработных плат.

Глава 28 ХПК устанавливает порядок распределения взысканных сумм между взыскателями. В первую очередь из взысканной с должника суммы покрываются расходы по исполнению.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...