Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ качества продукции.

Анализ выпуска и объемов продаж продукции

Реферат вполнил Владимир Нефедьев

Влдадимирский государственный университет

Кафедра менеджмента

1999

Анализ показателей выпуска продукции

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов.

Изучение ассортимента продукции предприятия

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Номенклатура - перечень наименовании изделии и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименовании продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания.

Изучение ассортимента продукции направлено на составление списка продукции, предназначенной предприятием к реализации.

Изучение ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения клиентуры с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях.

Изучение взаимосвязи всех видов продукции позволяет выявить синергетический эффект, если различные продукты данного ассортимента или различные наборы продукции имеют высокую степень однородности. И, наконец, изучение степени устаревания продуктов данного ассортимента дает естественную связь с понятием жизненного цикла продукта, а также провести сравнение с продуктом, предлагаемым конкурентом.

Анализ качества продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции; виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются в одних центрах сбыта. Такая продукция представляет «гамму продукции». Изучение качества продукции предполагает анализ всей гаммы продукции и продукции ее составляющей.

Анализ товара

Анализ товара, которым часто пренебрегают финансисты — есть основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Совершенно очевидно, что в некоторых случаях список продукции будет таков, что исчерпывающий анализ невозможен: для общего анализа необходимо ограничиться только некоторыми видами продукта. Его цель — изучение типов продукции, ее качества, характеристик, сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогичных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.

Анализ типов продукции. Принято отличать производство предметов широкого потребления от производства продукции для промышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» покупки и специфические. Промышленные товары прежде всего классифицируются по исходным материалам (сырье) и их составляющим элементам. Сопутствующие компоненты (фурнитура и услуги) очень полезно дифференцировать, как и товары широкого потребления, на базовую (основную) и специализированную продукцию.

Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.

Анализ качества товара. Речь идет не об оценке качества товара в том смысле, как это рассматривает производственная служба (т. е. соответствие техническим стандартам. В этих рамках продукция может быть высочайшего технического качества (т. е. не иметь никаких дефектов сборки) и тем не менее быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем коммерческое качество продукции зависит от его способности выполнять свои функции, т.е. удовлетворять потребителя. Измерение качества предполагает перечисление возможных функций продукта и определения предполагаемого клиента.

В понятие возможных функций входят длительность, изменяемость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важный показатель — это соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продукции.

Невозможно составить перечень показателей, отвечающих требованиям полезности для всех потребителей.

Возникает следующий вопрос: каковы предполагаемые потребители?

Некоторые аналитики правы, подчеркивая, что в отношении качества промышленной продукции потребитель должен быть определен не как клиент производства, а как клиент его клиентов. Надо подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлетворения запросов потребителя, есть понятие всеобъемлющее. Необходимо принимать в расчет также степень устаревания произведенной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производственными функциями: все функции предприятия способствуют определению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нормами, требует безупречной координации работ структур производства. Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безупречности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продукции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое.

Изучение характеристик продукции. В основном производители определяют стандартную продукцию, которая может быть укомплектована по выбору клиента тем или иным числом элементов.

Изучение услуг, сопутствующих продукции. Все чаще можно отметить, что конкуренция осуществляется на уровне услуг, сопутствующих проданной продукции. Эти службы могут предлагать доставку—установку материалов, подбор рабочей группы по заказу и т. п.; ремонт и поддержку в рабочем состоянии; техническое обслуживание; доступ к лабораториям, клубам пользователей, обучение персонала; гарантии; информацию (каталоги или информационное подсоединение); удобство условий оплаты; удобство условий складирования. Все эти услуги могут помочь в понимании такого понятия, как «тотальное качество» и выявить стратегию дифференциации.

Изучение новизны товара. Поскольку обновление продукции осуществляется все быстрее, этим и объясняется, по мнению некоторых исследователей, невозможность использования такого понятия, как кривая жизни продукции. Однако очень полезно уточнить понятие «новизны продукции».

Изучение цен товара. Даже если цены представляются наименее значительным элементом в дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, то они остаются тем не менее основным элементом, так как никакая дифференциация не может выдержать сравнения даже с незначительным снижением уровня цен. Анализ цен товара на немонополизированном рынке очевидно может осуществляться только в сравнении с ценами конкурентов, т.е. товара с теми же иди подобными характеристиками качества. Это сравнение будет тем более трудно осуществлять из-за политики «демаркирования» (снижения цены при снятии ярлыка), которую могут проводить некоторые производители. Если продукция конкурентов не идентична, то необходимо сравнить цены на товары с учетом полезности, которую эти товары представляют для «конечных» потребителей. Например, если анализировать волнистый упаковочный картон, то необходимо учитывать совокупность требований, таких, как прочность—разрываемость, сопротивление влаге, цвет бумаги, готовность и приспособленность для печати, характеристики для машинной обработки.

Впечатление, производимое ценами на покупателей, также необходимо принимать в расчет (психологические цены).

Все перечисленные позиции порой учесть трудно, поэтому мы отсылаем читателей к специализированной литературе.

Итак, все вышеперечисленные составляющие анализа товара могут служить для соотнесения с конкурирующими товарами и помочь в определении стратегии предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...