Тема 3. Бухгалтерская отчетность в РФ. Бухгалтерский баланс.
1. Определение и состав финансовой отчетности. Все организации в Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ПБУ 4/99). Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Отчетным периодом принято считать: год, квартал, месяц. В РФ отчетный год совпадает с календарным, т. е. с 1 января по 31 декабря включительно. Организации составляют промежуточную и годовую финансовую отчетность. Промежуточной является квартальная (иногда месячная) отчетность, составляемая нарастающим итогом с начала отчетного года. В соответствии с ПБУ 4/99 данные в финансовой отчетности приводятся, как минимум, за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Полный комплект бухгалтерской отчетности в РФ включает в себя: 1. Баланс (форма № 1). 2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2 - характеризует финансовые результаты деятельности организации). 3. Приложения: Ø отчет об изменениях капитала (форма № 3 – содержит информацию о движении собственного капитала); Ø отчет о движении денежных средств (форма № 4 – характеризует приток и отток денежных средств со счетов в банке и в кассе организации); Ø пояснительная записка (раскрывает учетную политику организации, содержит дополнительные данные об организации, которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки имущественного и финансового положения организации).
4. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Бухгалтерская отчетность в РФ должна составляться на русском языке, в валюте РФ. Годовая отчетность является открытойдля заинтересованных пользователей, которые могут ознакомиться с ней в органах государственной статистики по месту регистрации организации. Минфином России утвержден порядок публикации годовой финансовой отчетности открытыми акционерными обществами, в соответствии с которым публикацией считается размещение баланса, отчета о прибылях и убытках и аудиторского заключения хотя бы в одном периодическом издании. 2. Бухгалтерский баланс (bis — «дважды» и lans — «чаша весов»). Содержание актива и пассива баланса. Бухгалтерский баланс — это система обобщенных и сгруппированных данных об имуществе организации и источниках его формирования в денежном выражении на определенную (отчетную) дату. По своему строению баланс имеет вид двусторонней таблицы. В левой части отражаются различные виды экономических ресурсов организации, и эта часть называется актив. Правая часть баланса показывает величину собственных и заемных средств, вложенных в хозяйственную деятельность, и данная часть называется пассив. Левая и правая части баланса должны быть абсолютно равны, так как показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: ü в левой части — по вещественному составу и функциональной роли, ü в правой части — по источникам его образования, т. е. от кого и сколько получено средств. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника.
Основное балансовое уравнение: v АКТИВЫ (экономические ресурсы) = КАПИТАЛ (собственный капитал + обязательства, т.е. заемный капитал)
Балансовое уравнение характеризует финансовое положение организации. Под финансовым положением понимается наличие у предприятия экономических ресурсов и противопоставленные им капитал и обязательства на определенный момент времени.
Итог по правой и левой части баланса называют валютой бухгалтерского баланса. Пример. Было учреждено предприятие с уставным капиталом 700 000 руб. В качестве вклада в уставный капитал учредителями было передано оборудование для использования в производственной деятельности — 400 000 руб. и денежные средства — 300 000 руб. Составим баланс:
Активы — это экономические ресурсы, находящиеся в собственности и (или) распоряжении организации и использование которых может принести ей в будущем экономические выгоды. Капитал — это совокупная величина вложений собственников организации и резервов, накопленных самой организацией. Обязательства — это общая сумма задолженности организации поставщикам экономических ресурсов. Кредиторы имеют преимущественное право перед собственниками.
В результате осуществления хозяйственной деятельности организации происходит непрерывное движение капитала, т. е. его кругооборот, в процессе которого экономические ресурсы меняют свою форму и величину. В зависимости от стадии кругооборота меняются объекты бухгалтерского учета:
Каждая часть баланса состоит из разделов. Каждый раздел включает в себя определенные статьи. Статья баланса – это экономически однородный вид имущества в активе или источники формирования имущества в пассиве.
Актив бухгалтерского баланса обычно подразделяется на следующие разделы: • внеоборотные активы; • оборотные активы. Внеоборотные активы — активы со сроком полезного использования более 1 года. В состав внеоборотных активов входят: • основные средства; • нематериальные активы; • долгосрочные финансовые вложения; • прочие внеоборотные активы. Основные средства — здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, вычислительная техника, транспортные средства, земельные участки и другие средства. Нематериальные активы — исключительные права, связанные с объектами интеллектуальной собственности (промышленные образцы, произведения искусства, товарные знаки, фирменные наименования, программы для ЭВМ, базы данных, литературные произведения, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - НИОКР). Долгосрочные финансовые вложения — это вложения организации своих денежных средств в активы, не связанные с основной деятельностью, сроком более 1 года (долевые и долговые ценные бумаги, депозитные вклады в коммерческих банках, займы, предоставленные другим организациям). Оборотные активы — денежные средства и прочие активы, которые будут обращены в деньги в течение 1 года или обычного операционного цикла, если его продолжительность превышает 12 мес. В состав оборотных активов входят: • запасы; • дебиторская задолженность; • краткосрочные финансовые вложения; • денежные средства; • расходы будущих периодов; • прочие оборотные активы. Запасы — это сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары. Дебиторская задолженность — это задолженность физических и юридических лиц перед организацией. В частности, задолженность покупателей за отгруженные им товары, оказанные услуги; задолженность работников, получивших авансом наличные суммы на определенные цели; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; векселя к получению, авансы выданные. Краткосрочные финансовые вложения — это вложения организацией своих денежных средств в активы, не связанные с основной деятельностью, сроком до 1 года.
Расходы будущих периодов — расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (предоплата за использование лицензированных компьютерных программ, за обучение и др.). Денежные средства — наличные деньги и денежные документы в кассе организации, безналичные деньги на счетах в банке.
Пассив бухгалтерского баланса обычно подразделяется на следующие разделы: • капитал и резервы; • долгосрочные обязательства; • краткосрочные обязательства. Капитал организации — сложная величина, включающая ряд составляющих: • вложения учредителей; • резервы, накопленные организацией в процессе деятельности. Уставный капитал — показываемая в соответствии с учредительными документами сумма средств, вложенная учредителями для обеспечения уставной деятельности. Как правило, уставный капитал представляет собой постоянную часть капитала, величина которого остается неизменной на протяжении длительного времени. Резервы включают: • добавочный капитал; • резервный капитал; • нераспределенную прибыль. Резервы изменяются из года в год, что делает их переменной частью капитала. Их величина в основном зависит от полученного организацией финансового результата, а также от решения собственников о его распределении. Добавочный капитал — эмиссионный доход акционерных компаний, дооценка основных средств. Резервный капитал — часть нераспределенной прибыли, направляемая на определенные цели: например, на покрытие убытков, на погашение облигаций, на выкуп собственных акций. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — накопленная величина чистой прибыли (убытка) за вычетом любых распределений, сделанных из нее. Долгосрочные обязательства — все обязательства, которые не относятся к краткосрочным обязательствам. В состав долгосрочных обязательств входят: • кредиты и займы; • прочие долгосрочные обязательства. Долгосрочные кредиты и займы — выданные векселя, полученные кредиты банков, выпущенные облигации на срок более 12 мес. с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Краткосрочные обязательства — это обязательства, срок погашения которых не более 12 мес. после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 мес. В состав краткосрочных обязательств входят: • кредиты и займы; • кредиторская задолженность; • доходы будущих периодов;
• резервы предстоящих расходов; • прочие краткосрочные обязательства. Краткосрочные кредиты и займы — выданные векселя, полученные кредиты банков на срок менее 12 мес. с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Кредиторская задолженность — задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом организации, задолженность по налогам и сборам, авансы полученные, задолженность перед прочими кредиторами. Доходы будущих периодов — доходы, полученные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Резервы предстоящих расходов — на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств, на гарантийное обслуживание, на оплату вознаграждений за выслугу лет, на осуществление природоохранных мероприятий, на покрытие иных затрат. Пример. Создано предприятие с уставным капиталом 500 000 руб. В качестве вклада в уставный капитал учредителями было передано оборудование для использования в производственной деятельности на сумму 200 000 руб. и денежные средства в размере 300 000 руб. Руководством предприятия был взят кредит в банке на сумму 100 000 руб. на 9 мес. Составим баланс:
После получения кредита организация получила от поставщика и оплатила различные материалы на сумму 150 000 руб. Теперь баланс имеет вид:
В Российской Федерации все активы и пассивы организации представлены в балансе в сгруппированном виде. Активы сведены в два раздела, расположенные в порядке возрастания ликвидности. В разделе I (внеоборотные активы) представлены наименее ликвидные активы, в разделе II (оборотные активы) — активы с высокой ликвидностью. В пассиве баланса три раздела. В разделе III пассива представлены собственные источники образования имущества — капитал и резервы, в разделе IV — долгосрочные обязательства, в разделе V — краткосрочные обязательства.
Классификация бухгалтерских балансов: По времени составления бухгалтерские балансы можно разделить на: • вступительный баланс — первый баланс, составляемый в начале • начальный и отчетный балансы — отчеты о финансовом состоянии организации на начало и конец каждого отчетного года. Они • промежуточный (квартальный) баланс — баланс, который составляется за отчетные периоды нарастающим итогом; • ликвидационный баланс — баланс для характеристики имущественного состояния организации, который составляется на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
По объему данных бухгалтерские балансы подразделяются на: • индивидуальный баланс, отражающий финансовое состояние отдельно взятого юридического лица на определенный момент времени; • консолидированный (сводный) баланс, характеризующий финансовое состояние группы юридических лиц (рассматриваются как 3. Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убыткахпоказывает финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы разделены на две основные группы: 1) доходы и расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие доходы и расходы. Доходы и расходы по обычным видам деятельности включают: • выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за • себестоимость проданных товаров, продукции, работ; • коммерческие; • управленческие расходы. Прочие доходы и расходы включают: · проценты (к получению, к уплате) по кредитам, займам, депозитам, облигациям ; · прочие доходы и расходы (результаты от покупки (продажи) имущества организации; арендные платежи; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; курсовые разницы; суммы переоценки активов; результаты последствий чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, пожар, страховые возмещения) и др. Виды прибыли и убытков, показываемые в отчете о прибылях и убытках: • валовая прибыль — разность между выручкой от продаж и себестоимостью продаж; • прибыль (убыток) от продаж — разность между выручкой от продаж и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих • прибыль (убыток) до налогообложения — прибыль (убыток) от продаж ± прочие доходы и расходы; • чистая прибыль (убыток) — разность между прибылью (убытком) до налогообложения и величиной налога на прибыль в текущем отчетном периоде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|