Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания




Тип воспитания Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса
  Уровень протекции П (Г+,Г-) Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-) Степень предъявления требований Т (Т+, Т-) Степень запретов 3 (3+,3-) Строгость санкций С (С+, С-)
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротскция + ± ± + ±
Повышенная моральная ответственность + - + ± ±
Эмоциональное отвержение _ - ± ± ±
Жестокое обращение - - ± ± +
Гипопротекция - - _ - ±

Примечание: + означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности воспита­ния; - недостаточную выраженность; ± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так инедостаточность или невыраженность указанной особенности.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у детей и подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные всплески экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном и астеническом типах акцентуаций доминирующая гиперпротекция значительно усиливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+, 3±, С±). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или чаще неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавлива­ют в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение форми­рует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуации и эпилептоидного расстройства личности, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуа­циями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением по­требностей.

Гипопротекция (гипоопека — Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен само­му себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Подобное воспита­ние особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Правила пользования опросником АСВ

Перед тем как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать ат­мосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, прово­дящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости соб­ственных ответов. Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследования зачитывает находящуюся в на­чале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поня­ли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистра­ции ответов их номера расположены в одной строке, соответственно определен­ной шкале. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистра­ции ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если чис­ло баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностиру­ется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это приме­няемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Некоторые из них подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозна­ченной теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к табл. для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Данная методика стандартизована и валидизироваиа на 900 родителях, чьи дети в возрасте от 5 до 18 лет получали консультации у психотерапевтов и психо­логов в детских учреждениях и инспекциях по делам несовершеннолетних горо­дов Санкт-Петербурга и Вильнюса. Данные по валидизации методики по всем шкалам; г = 0,56; ро = 0,60; п = 180; р = ж = 0,01; р < 0,01. Опросник АСВ приобрел репутацию валидного и высоконадежного, что подтверждается отзывами практи­ческих и клинических психологов, психотерапевтов, исследовательских коллек­тивов Москвы, Харькова, Минска, Бишкека, Риги, Таллинна, Берлина и других городов.

Опросник позволяет выявлять только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспи­тания.

В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:

— возможно установочное поведение испытуемых,

— их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...