Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация о домашнем задании

Семинар 1. Культура речи. Орфоэпические нормы

1. Понятие культуры речи

2. Уровни владения культурой речи

3. Критерии хорошей речи

4. Понятие орфоэпических норм.

5. Что такое орфоэпия?

6. Трудности произношения гласных звуков.

7. Произношение согласных звуков.

8. Особенности русского ударения.

9. Нормы ударения.

10. Орфоэпические словари.

Литература

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

 

Информация о домашнем задании

Упр. 1. Распределите слова на 2 группы характера произношения согласного перед Е.

Темп, тенденция, бактерия, депо, пионер, де-юре, де-факто шинель, диспансер, сессия, коктейль, деканат, конгресс, отель, секс, сексуальный, музей, патент, штемпель, тема, термо, детектив, эксперт, идентичный, термин, свитер, антитеза, тет-а-тет, теннис, кредо, кофе, лотерея, тембр, тире, шоссе, консенсус, фанера, претензия, термодинамика, Одесса, брЮнет, шатен, критерий, орхидея, тент, кларнет, штемпель.

Произнесите эти слова, пользуясь орфоэпическим словарем.

 

Упр. 2. По приведенным образцам образуйте некоторые формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударение.

Образец: весёлый – (они) в Е селы, (он) в Е сел, (оно) в Е село, (она) весел А; вр Е дный – вр Е дны, вр Е ден, вр Е дно, вредн А.

Дешевый, дорогой, молодой, правый (верный, справедливый).

 

Образец: вз Я тый – вз Я ты, вз Я т, вз Я то, взят А.

Начатый, принятый, проданный, созданный.

 

Образец: бр А ть – бр А ли, бр А л, бра А ло, брал А.

Взять, занять, начать, понять.

Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

Запомните существительные с неподвижным ударением. Г О спиталь – г О спитали; гр У нт – гр У нты; кварт А л – кварт А лы; св А т – св А ты; шр И фт – шр И фты.

 

 

Семинар 2. Лексические и фразеологические нормы

1. Минимальная значимая единица языка слово.

2. Понятие лексической нормы.

3. Лексическое значение слова и его особенности.

4. лексическое значение заимствованных слов.

5. Многозначные и однозначные слова, омонимы.

6. Синонимы, антонимы, паронимы.

7. Лексическая сочетаемость слов.

8. Фразеологизмы

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

Упр. 1. Объясните различия между приведенными паронимами и составьте предложения с каждым из них.

Факт – фактор, командированный – командировочный, одеть – надеть, абонент – абонемент, выборный – выборочный, отборный – отборочный, неизмеримый – несоизмеримый, будний – будничный, добровольный – добровольческий.

Упр. 2. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных с заключенными в скобках существительными.

Единый, один (момент, миг), карий, коричневый (глаза,

костюм), крепкий, сильный (дружба, впечатление), тяжелый,

тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный,

натуральный, заправский (друг,. человек, аметист, документ,

охотник).

 

Упр. 3. По книге Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова…» или по фразеологическому словарю определите значение образных выражений (подумайте, в каких ситуациях их можно использовать):

авгиевы конюшни; альфа и омега; аннибалова клятва; ариаднина нить; аркадская идиллия; аттическая соль; ахиллесова пята; бальзаковский возраст; блудный сын; благорастворение воздухов; бесплодная смоковница; вавилонское столпотворение; воздушные замки; восьмое чудо света; выпить чашу до дна; геркулесов труд; геростратова слава; глас вопиющего в пустыне; гордиев узел; дама с камелиями; дамоклов меч; дары данайцев; демьянова уха; драконовские законы; железная пята; запретный плод; золотое руно; избиение младенцев; каинова печать; калиф на час; каменный гость; квасной патриотизм; кисейная барышня; козел отпущения; колосс на глиняных ногах; краеугольный камень; крокодиловые слезы; лебединая песня; летучий голландец; львиная доля; манна небесная; меньшая братия; перейти Рубикон; пиррова победа; прокрустово ложе; рыцарь печального образа; улыбка авгура; яблоко раздора.

 

Семинар 3. Морфологические нормы.

Особенности употребления имен существительных и прилагательных

 

1. Особенности употребления имен существительных.

2. Употребление форм рода имен существительных.

3.Употребление форм числа имен существительных.

4.Употребление падежных форм имен существительных.

5. Особенности употребления имен прилагательных.

Основная: 1. Дополнительная: 3, 5, 6, 8. Интернет-ресурс: 7,8,10,14.

Информация о домашнем задании

Упр. 1. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

Авеню, бандероль, бездарь, боа, бра, бюллетень, визави, ворюга, вуаль, городище, гуашь, детвора, дитя, дока, домишко, дружище, иваси, задира, какаду, какао, каналья, картошка, кафе, кашне, кенгуру, ковыль, колибри, коллега, кольраби, конферансье, кофе, кресло-кровать, купчина, лежебока, маэстро, мозоль, носище, огородишко, пари, первоклашка, писака, плутишка, подмастерье, пони, платье-костюм, пройдоха, протеже, путь, работяга, рояль, самбо, сирота, соловушка, староста, студень, табачище, табель, тезка, толь, туфля, тюль, фламинго, фланель, фойе, чинуша, чудила, шампунь, шимпанзе.

 

Упр. 2. В следующих парах слов определите и подчеркните те формы, которые не соответствуют литературным нормам. Ответьте на вопрос, почему эти формы являются недопустимыми в официальной обстановке общения.

Клавиш – клавиша, ставень – ставня, плацкарт – плацкарта, спазм – спазма, зал – зала, туфля – туфель, бронх – бронха, жираф – жирафа, катафалк – катафалка, бакенбард – бакенбарда, ласт – ласта, скирд – скирда, рельс – рельса.

 

Есть ли в приведенных парах слов равноправные варианты? Какие?

Упр. 3. Поставьте данные существительные в форму именительного падежа множественного числа:

 

Адрес, библиотекарь, борт, бухгалтер, веер, вексель, год, доктор, договор, желоб, инженер, инспектор, катер, китель, клапан, колено, комбайнер, корпус, лагерь, лекарь, лектор, месяц, округ, ордер, отпуск, паспорт, плинтус, повар, почерк, пояс, прииск, провод, профессор, редактор, слесарь, соболь, стог, сторож, сын, токарь, тополь, торт, трактор, тренер, учитель, цех, циркуль, шофер, штемпель.

 

Упр. 4. Замените именительный падеж множественного числа существительных формой родительного падежа множественного числа:

 

апельсины, баклажаны, баржи, басни, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, верховья, гектары, грабли, грузины, гусары, дела, заморозки, килограммы, комментарии, кровли, мандарины, места, носки, няни, оглобли, осетины, песня, свечи, сплетни, сумерки, татары, туфли, устья, цапли, чулки, ясли.

 

Упр. 5. Исправьте ошибки, связанные с ненормативным использованием степени сравнения имен прилагательных:

1. При новом губернаторе наш город станет красивше и чистее. 2. Напор воды становится с каждой минутой все более слабее. 3. Слова знакомой песни в концертном зале звончее. 4. В переломные моменты истории надо стараться находить самые наилучшие пути для выхода из кризиса. 5. У нас на глазах разворачиваются более великие события истории. 6. Дорога от Москвы до Владивостока гораздо длиньше, чем от Москвы до Курска. 7. Нужно в самое ближайшее время и в самые наикротчайшие сроки закончить сев озимых. 8. Мы встретимся самое позжее через несколько месяцев. 9. О существовании Полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки. 10. Чтобы более активнее вести борьбу против фашистов, были подготовлены явочные квартиры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...